Далеко ли до Таллина? Всего каких-то 350 км, то есть три-четыре часа езды. Но с учетом прохождения границы смело можно прибавлять столько же часов, потому что у пунктов пропуска зачастую выстраиваются километровые «хвосты».
С 14 июля ситуация, наконец-то, стала меняться в лучшую сторону - на смену «живой» очереди пришла «электронная», которая позволит путешественникам сберечь время и нервы. В прошлом году удобная электронная система бронирования появилась по ту сторону границы – на эстонских пунктах пропуска. Используя опыт соседей, новшество вводят и у нас. Пока только в виде эксперимента. Но, хочется надеяться, что успешного.
О том, как пользоваться новой услугой, и о перспективах реализации пилотного проекта в МАПП «Куничина гора» рассказали представители Росграницы и других ведомств, причастных к проекту, на пресс-конференции в администрации Псковской области.
И без очереди, и бесплатно
«Электронная очередь» появилась в ответ на многочисленные просьбы граждан на сайте губернатора. Пока только на Куничиной Горе. Этот пункт пропуска был выбран, потому что имел подходящую инфраструктуру – «будку» и шлагбаум. «Там стоит пункт взимания платы за проезд по платному участку дороги. И барьером, где регулируется электронная очередь, является этот пункт», - пояснил заместитель начальника отдела СЗТУ Росграницы Андрей Кочергин.
Над шлагбаумом повесили электронное табло. И теперь транспортные средства из «живой» очереди должны пропускать тех, кто зарегистрировался заранее. А это 30% от общего потока машин, проходящих через МАПП. Предполагается, что в час по «электронной очереди» может въезжать до 8 легковых авто и 1-2 - грузовых.
Услуга по электронному бронированию очереди пока является бесплатной. Однако, как отметил директор ООО «Таможенно-логистический центр» Владимир Ткачев, в перспективе возможны какие-то коммерческие взимания. Например, за дополнительные сервисы – такие как бронирование через call-center или с помощью СМС-сообщений.
Что касается «заказа» очереди через Интернет, то эта услуга, скорее всего, так и останется бесплатной, пообещал руководитель Таможенно-логистического центра.
Как забронировать очередь?
Забронировать время въезда в пункт пропуска можно тремя способами.
Первый и самый простой – с помощью Интернета: на официальном сайте Росграницы rosgranitsa.ru или на сайте компании GoSwift.ru.
Правда, как было отмечено на пресс-конференции, поначалу у пользователей возникали проблемы с «заказом» времени бронирования через сайт компании GoSwift. Связано это было, по словам начальника управления информационных технологий областной администрации Юрия Колесникова, с тем, что при открытии проекта использовался «сертификат доверительного соединения». В результате появлялось сообщение, что сайт небезопасен. Многие, видя «страшные красные буквы», с него уходили. Теперь же сертификат, подписанный центром сертификации, выдан, и на сайте без проблем можно регистрироваться.
Второй способ – забронировать электронную очередь по телефону. Для этого открыта специальная линия 8-809-505-91-92 (звонок бесплатный).
Опять же: если линия занята - наберитесь терпения. Дело в том, что операторам приходится не только бронировать время прохождения границы для клиентов, но и отвечать на многочисленные вопросы о процедуре. «Мы не ожидали такого наплыва звонков», - признался представитель Росграницы.
Кстати, в связи с наплывом звонков в ближайшее время, возможно, появится еще один номер для бронирования электронной очереди, но будет коммерческим.
Третий способ – приехать и забронироваться на месте.
В настоящее время подписываются договоры с операторами, и будут установлены соответствующие технические средства, которые позволят забронировать очередь. «Окошки» для оформления заявки, скорее всего, будут находиться на бензозаправочных станциях вблизи пункта пропуска.
Как проходить границу по электронной очереди?
В назначенный день и час вы подъезжаете к МАПП и становитесь с левой стороны. Как только появляется на табло номер автотранспортного средства, вы подъезжаете к «домику», где взимается плата за платную дорогу, и вашу машину пропускают.
Правда, пока перед МАПП нет видео-регистратора, его роль исполняют сотрудники. Поэтому, если вы ожидаете своей очереди вдали от въезда в пункт пропуска, желательно подойти к павильону и «заявить о себе».
Для ожидания перед павильоном управления электронной очередью есть небольшая стоянка транспортных средств.
Если вы по каким-то причинам не можете к назначенному времени подъехать к пункту пропуска, то отменить электронное бронирование не представляется возможным. Но можно изменить время въезда в пункт пропуска.
Кстати, как отметили представители Росграницы, 20% из числа зарегистрировавшихся «забывают» о том, что они забронировали прохождение границы: «В этом плане наиболее показателен эстонский опыт: если человек перевел даже один евро, у него в сознании откладывается, что он все-таки заплатил за проезд. У нас же услуга бесплатная, видимо, поэтому чувство ответственности теряется».
Для виртуальной очереди - реальная инфраструктура
На сегодня уже имеются предложения по организации площадки-накопителя для автотранспортных средств вблизи пункта пропуска. «В перспективе вполне возможна организация стоянки, потому что возникают вопросы, связанные с естественными надобностями: кофе попить и прочее», - отметил заместитель начальника отдела СЗТУ Росграницы Андрей Кочергин.
Но, по словам директора ООО «Таможенно-логистический центр» Владимира Ткачева, «просто так никто площадки строить не будет». «Кто просто так будет вкладывать деньги? Я считаю, что это безрассудство. Но, если мы сделаем все возможное, чтобы данная технология заработала, то на 100% уверен, что появятся лица, которые будут вкладывать деньги в развитие инфраструктуры. Этот вопрос будет актуален, когда мы все поймем, что это является объективной необходимостью», - резюмировал он.
Однако, по мнению председателя Псковского областного союза автотранспортных предприятий Виктора Семенова, с инвестором для строительства накопительной площадки уже сегодня проблем не будет. «Российский автотранспортный союз с удовольствием выступит инвестором в строительстве накопительных площадок во всех пунктах пропуска. Это будут или федеральные деньги, или частный капитал, но наша организация с удовольствием подключится к реализации этой идеи», - сказал он.
За чей счет эксперимент?
В настоящее время пилотный проект по внедрению «электронной очереди» реализуется на безвозмездных условиях. Эксперимент проводится за счет ООО «GoSwift», которое заключило соответствующее соглашение с Росграницей. Также в проекте участвуют и государственный комитет Псковской области по транспорту и связи: на операторов пунктов оплаты проезда на платных участках дорог возложены дополнительные функции по организации работы «электронной очереди».
Первые итоги реализации проекта будут подводиться через четыре месяца. В случае признания эксперимента успешным, решение об использовании подобной системы будет принято в соответствии с требованиями федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных учреждений».
А значит, электронное бронирование появится и в других пунктах пропуска на российско-эстонской границе: на территории нашей области в МАПП «Шумилкино» и на территории Ленобласти - в МАПП «Ивангород».
Пока же граждане могут наблюдать за реализацией проекта, пользоваться преимуществами электронной очереди при поездках в Евросоюз и даже участвовать в совершенствовании новой услуги. Направлять свои предложения можно по электронному адресу info@rosgranitsa.ru или по телефону 8-800-555-95-59.
Алиса Селезнева