АвтоМир / Автоблоги

Взгляд из-под колес

14.11.2013 09:00|ПсковКомментариев: 28

Псковская область засветилась в федеральном рейтинге - заняла 5-е место среди самых опасных для пешеходов регионов России. Основание для такого определения - количество погибших в ДТП пешеходов в расчёте на 100 тысяч населения. Впереди нас -  Тыва, Еврейская АО, Алтай и Калужская область. Рейтинг составили эксперты центра «Движение без опасности». Данные неутешительные, особенно если учесть, что в масштабах страны количество погибших в ДТП пешеходов с 2006 года неуклонно снижается. А мы, получается, всё в антилидерах ходим…

Основную статистику гибели пешеходов «делают», конечно, всё-таки водители – по данным за 2012 год в ДТП на российских дорогах по своей вине погибло только 13% пешеходов. Но это небольшое число раскрывается совсем иначе, если привести абсолютное значение: это уже почти 1100 человек (при том, что общее число погибших на российских дорогах в 2012 году пешеходов – 8220).

Для Пскова цифры таковы: пешеходы в ещё не закончившемся 2013 году спровоцировали 39 аварий (это 12% от общего количества ДТП). Трое погибли, 37 получили травмы. И, судя по статистике, пьянство - бич не только водительский, но общечеловеческий: в 10 случаях виновниками ДТП были нетрезвые пешеходы.

Но у каждой медали две стороны. Почему пешеходы оказываются под колёсами и что на этот счёт думают они сами и давящие их автовладельцы?

Одной из причин неудовлетворительного положения вещей видится особая, выработанная в Пскове манера соблюдения ПДД. Водительское сообщество  никак не может избавиться от индивидуумов, которые чхать хотели на эти, как говорят, написанные кровью заповеди дорожной безопасности. И на общем фоне роста правовой сознательности водителей такие «чёртики из коробочки» становятся значительно опаснее, чем были бы в обстановке общего правового нигилизма на дорогах.

Приведу пример. В России и в Пскове в частности долго боролись за вежливость водителей на пешеходных переходах: «зебра» на дороге - священное животное, внушали им. И всё ещё на Эстонию кивали: мол, там пешеход едва ступил на проезжую часть - и машины замерли, как по мановению волшебной палочки.

Наконец и наши водители в большинстве своём научились давить на педаль тормоза на подступах к «зебрам». Тогда в чём дело?

Ключик к ДТП на «зебрах» в этом случае - в формулировке «в большинстве своём». Четыре водителя притормозят и пропустят, а пятый пронесётся, как гоночный болид. Тут-то незапланированная «встреча» расслабленного пешехода и этого авто-торопыги наиболее вероятна. Последствия зависят от скорости авто и расторопности ангелов-хранителей.

Ладно, но ведь большинство всё-таки стало вести себя вежливее по отношению к пешеходам на переходах? Да, но в то же самое время наметилась другая тенденция «полунарушений» - видимо, система стремится к выравниванию баланса. Тенденция состоит в следующем: на регулируемых пешеходных переходах и перекрёстках всё больше водителей «доезжают», отнимая у пешеходов «зелёные» секунды. Особенно обидно считать этих «опаздывающих» на недолгих пешеходных переходах. На перекрёстке Фабрициуса и Гражданской, где пешеходный красный длится 75, а пешеходный зелёный – 19 секунд, можно наблюдать до пяти (!) таких «опаздывающих». Такое впечатление, что водители ориентируются на дороге не по знакам и светофорам, а исключительно по поведению своих коллег: он проскочит - и я проскочу. У россиян вообще есть такая губительная тяга - «проскакивать».

Отсюда - два варианта развития событий. Первый, и ОЧЕНЬ опасный для детей, - когда пешеход ступает на проезжую часть, как только загорается зелёный, с полным осознанием своей правоты. А тут ещё пять «доезжающих»… Несколько лет назад была очевидцем подобного ДТП с девчонкой-школьницей на «четырёх углах»: светофор перемигнул зелёным, бойкая девчушка рванула на «зебру» - и тут же была сбита несущейся со стороны Рижской трассы в центр иномаркой. К чести водителя можно добавить только то, что он остановился, чтобы подобрать пострадавшую по его вине девочку, и отвёз её в больницу. И ведь ребёнок явно был научен универсальному правилу «красный - стой, зелёный - иди» и соблюдал его. К этому закону нужно добавлять ещё один - смотрите по сторонам! Потому что машину останавливает всё равно не светофор, а водитель …

Второй вариант развития событий - это превращение пешеходов, особенно тихоходных вроде бабушек с палочками или тех же мам с колясками, в «нарушителей поневоле». Такие пешеходы особенно щепетильны в отношении собственной безопасности и долго ждут, пока не убедятся, что все проехали. В результате нередко они завершают свой манёвр по пересечению проезжей части уже на красный сигнал светофора. Удобства на дорогах это тоже не добавляет - получается, что «торопыги», проскочившие на красный, делают заложниками неудобной дорожной ситуации других, законопослушных водителей. Кто-то пытается обрулить нерасторопного пешехода… Словом, одна суета и всесторонние опасности, ведущие если не к человеческим жертвам, то хотя бы к техническим авариям.

Пешеходы со своей стороны тоже не уважают водителей, считая, что они изначально находятся в лучших условиях. Так, ещё одна аксиома, особенно актуальная в нынешнее подслеповатое время года, состоит  в том, что большинство ДТП с пешеходами происходит в тёмное время суток. То есть из-за того, что пешехода попросту не видно на дороге. Причин таким «тёмным» ДТП две: упорное нежелание соотечественников обзаводиться светоотражателями-фликерами и их же, пешеходов, слишком импульсивное поведение при пересечении проезжей части. Согражданам почему-то нравится изображать из себя ниндзя-невидимок, внезапно выскакивая на дорогу в чёрных куртках. Впрочем, осенью все куртки - чёрные…

Ну, и по-прежнему встречаются в пешеходной природе особо непробиваемые экземпляры, которые переходят дорогу там, «где удобно». И по-прежнему один из таких «натоптанных» переходов - из дворов к автобусной остановке «Учебный центр» через улицу Яна Фабрициуса. По-прежнему пешеходы для экономии времени переходят обе части улицы Юбилейной не по светофору на перекрёстках, а посередине между Коммунальной улицей и Рижским проспектом. И так далее. Дежурства патрулей слишком нерегулярны, чтобы создать у граждан стойкий условный рефлекс, а уже имевшие место трагические случаи как-то не впечатляют - это ведь не с нами, правда? Особое уважение – к оптимизму и самоуверенности товарищей, которые сами бегают мимо светофоров и тащат за собой отпрыска. Вряд ли для них будет полезной информация о том, что более чем в половине случаев (55,1%) причиной ДТП с участием пешехода становится именно переход проезжей части в неположенном месте. Это свежие данные псковской ГИБДД. 

Рекомендации от самого экспертного центра, который заварил эту рейтинговую кашу, - регионам первой десятки «немедленно заняться повышением безопасности пешеходов: развивать инфраструктуру, повысить контроль за соблюдением правил дорожного движения и увеличить информационно-пропагандистскую работу».

Развивать инфраструктуру (то есть привести в порядок дороги, светофоры и прочие околодорожные объекты) - да. У нас полно «зебр», которые начинаются с непроходимой лужи или с припаркованного вопреки всем правилам и запретам авто. Как бы вроде и ничего страшного - принять на метр в сторону и перейти там, КАК БЫ по переходу... но шаблон расшатывается. Потом и 500 метров влево-вправо от «пешки» кажутся сущей ерундой.

Установить регулярные дежурства патрулей ГИБДД, особенно в «натоптанных» пешеходами-нарушителями местах, - конечно! Правда, при той частоте дежурств, которую мы имеем на сегодня, профилактически действует только сама фигура маячащего на несанкционированном переходе гаишника. Дежурств не так много, чтобы выработать у пешеходов-нарушителей условный рефлекс и отучить их перебегать дорогу в неположенном месте.

А вот с пропагандой сложнее. Акции ГИБДД вроде раздачи фликеров и дарения тюльпанов барышням за рулём к 8 Марта хороши, но недостаточны. За воспитанием водителей автоинспекция почти упустила из внимания пешеходов.  На настоящий момент многие из них исповедуют психологию «жертвы, которой все должны» - должны пропускать, притормаживать и всячески уважать, а вместо этого почему-то больно давят на дорогах. Чтобы этого избежать, пешеходов поголовно следует заставить  внимательно изучить правила дорожного движения - про их обязанности там тоже кое-что есть. И примерно штрафовать тех, кто не умеет переходить дорогу и принципиально не хочет научить этим правилам своих детей.

Ну, и дай бог нашей сумасшедшей нации протрезвиться наконец - что водителям, что пешеходам.

Александра Фролова

опрос
Какая основная выгода при покупке подержанного автомобиля по сравнению с новым?
В опросе приняло участие 6420 человек
ПЛН в телеграм