АвтоМир / Автоблоги

Подарок автошколам и проблемы для остальных

07.04.2014 09:35|ПсковКомментариев: 10

На днях вышел новый проект приказа Минобрнауки о подготовке водителей. В результате этого проекта, раздел «теория» стал больше, а срок подготовки увеличился почти в два раза. Одним из самых спорных нововведений является «психологическая подготовка».

Видимо из стремления опровергнуть популярную сегодня идею о том, что законодатели целыми днями только и думают на тему «что бы еще запретить», на днях был опубликован 766-страничный проект приказа Минобрнауки, утверждающий «примерные программы профессионального обучения водителей». Основные нововведения коснулись раздела «теория», и теперь водители должны будут знать не только правила дорожного движения, но также устройство различных видов коробки передач и перечень электронных систем автомобиля.

С одной стороны – это не плохая инициатива, так как запутанные маркетологами водители часто неправильно представляют функции той или иной системы электронной помощи водителю, из-за чего попадают в ДТП. Например: система АБС, вопреки расхожему мнению, не призвана сократить тормозной путь. Ее цель - предотвратить бесконтрольное скольжение автомобиля. То есть автомобиль с АБС может останавливаться даже дольше, чем без этой системы. Другой вопрос, что на скользкой дороге будет сохранен контроль над траекторией движения автомобиля, что, порой является намного более ценным.

Схожая ситуация и с другими электронными системами, представление о которых у большинства водителей ограничивается рекламными лозунгами «превосходная управляемость» и «безопасность ваших близких». Учитывая повсеместное внедрение базовых систем (АБС, подушки безопасности и т.д.), это может быть полезным.

Но вот дополнение теории «психофизиологические основы деятельности водителя» вызывает море вопросов и глубокие сомнения в необходимости данного раздела. Возьмем темы: «причины агрессии и враждебности у водителей», «влияния темперамента на стиль вождения», а также «влияния рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя». Тут сразу два вопроса: а) достоверность данных, по которым будут подготавливать миллионы водителей и б) их применимость на практике.

Достоверность. Психология, хотя официально и является частью медицинской науки, на самом деле состоит из различных мнений и идей разных людей разных школ. При этом эти школы часто не просто «по-разному» смотрят на одни и те же вещи, но и дают прямо противоположные данные. Одни призывают учиться сдерживать гнев, а другие напротив – искать ему выход. Одни призывают обсуждать все проблемы с психотерапевтом, а другие с близкими друзьями и родственниками. При этом никаких действительно научных доказательств эффективности тех или иных подходов нет.

В связи с этим возникают следующие вопросы: на основе каких методик будут даваться данные для обучения будущих водителей? Насколько проверены эти методики, и кто занимался их проверкой?

Применимость. Философы и ученые разных времен: Аристотель, Альберт Эйнштейн, Рон Хаббард, отмечали, что ценность обучения зависит от применимости получаемых данных на практике. Как, к примеру, тема «Влияния рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя» поможет водителям в управлении транспортным средством – не понятно.

Зато понятно, что срок подготовки водителей увеличатся со 106 до 212 часов. Следовательно, и стоимость такого обучения возрастет, причем значительно. И кто выиграет на этом, кроме автошкол и психологов, которым пытаются создать новые рабочие места – тоже не ясно.

Особенно интересно взглянуть на эту инициативу в связи с массовым сокращением школьных психологов. По заявлениям многих экспертов, эта мера была вызвана крайне низким уровнем профессиональной подготовки и неспособностью представителей данной профессии выполнять поставленные перед ними задачи.

Остается надеяться на общественные слушания, в ходе которых проект может претерпеть изменения в более разумную сторону.

Артем Кузнецов

опрос
Где вы паркуете свой автомобиль?
В опросе приняло участие 328 человек
ПЛН в телеграм