АвтоМир / Автоблоги

Нужен ли Пскову велосипедный опыт Тарту?

24.06.2014 13:59|ПсковКомментариев: 29

Велосипедное движение все больше завоевывает симпатий среди псковичей. Открываются веломагазины, проводятся велопробеги, и на улицах Пскова все больше двухколесного транспорта, причем не только стандартного, но и различных веломодификаций, в том числе и электровелосипеды. Но проблемы у велосипедистов в Пскове так и остаются нерешенными: отсутствие велосипедных дорожек, съездов, парковок, кражи и т.д. Тем интереснее, как решают эти вопросы в других городах. Например, в Тарту, признанном самым велосипедным городом Эстонии. Предлагаем эксклюзивный материал о велоситуации у наших ближайших соседей.

Чтобы быть велосипедным, город строит дороги и парковки

По причине небольших размеров Тарту,передвижение на велосипеде является наилучшим выбором почти круглый год. Здесь можно доехать на велосипеде до любого места за разумное время, и автомобильное движение не представляет опасности для велосипедистов, как это бывает в больших городах. Велосипед, как относительно дешевый транспорт, популярен среди студентов, которых в Тарту как в университетском городе традиционно много. Поэтому о велосипедистах по определению заботится и правительство города.

В сфере городского планирования и организации дорожного движения в Тарту бесшумный двухколесный транспорт уже многие годы - один из приоритетов. Так, в заключенном после выборов осенью прошлого года коалиционном договоре одной из целей указано сооружение в Тарту в течение следующих четырех лет 100 км велосипедных дорожек. Это плюс к тому, что в настоящее время в Тарту уже имеется пешеходных и велодорожек общей протяженностью около 300 километров. Поскольку дороги строились в течение нескольких десятилетий, они неизбежно разного качества и в разном состоянии. В большинстве своем велосипедные и пешеходные дорожки объединены, и это не лучшее решение - при сооружении новых дорог власти стараются обеспечить раздельное пространство, как для пешеходов, так и для велосипедистов. Одна из ближайших задач - объединить в единую систему велосипедные дорожки Тарту и соседних волостей, чтобы создать комплексную сеть, удобную для жителей. Важно обеспечить свободное и комфортное передвижение на велосипеде между всеми районами Тарту, а также возможность легко доезжать до соседних поселков и самоуправлений.

Быстро обустраиваются и парковки велосипедов – их продуманное расположение и конструкция много значат для велосипедистов. Здесь важно сотрудничество с частным сектором и бизнесом: люди должны иметь возможность оставлять в городе велосипеды и в безопасности, и защищенными от погодных проявлений в гораздо большем количестве мест, чем это может обеспечить своими силами городская управа. Для этого, для лиц и организаций, сооружающих велосипедные парковки, составлена целая инструкция по безопасности и удобству использования новых паркингов. Городские специалисты неоднократно изучали и случаи краж велосипедов, и безопасность передвижения по городу, проводили опрос горожан, составляли аудит пешеходного и велосипедного движения в Тарту. Теперь полученной информацией городские чиновники пользуются в своей работе.

Самый велосипедный город Эстонии

На прошедшем в минувшем мае в Таллине семинаре «О планах Эстонии в части передвижения в городе на 2015-2020» Тарту был объявлен самым велосипедным городом Эстонии 2014 года.Такой выбор был сделан после проведенного исследования велосипедного движения и действий в этой сфере во всех городах Эстонии. В ходе исследования опрашивались как сотрудники самоуправлений, так и простые горожане. Анализировали и проблемы организации велосипедного движения.

- Это приз не городской управе, а городу в целом - как самим велосипедистам, так и водителям, и пешеходам, которые хорошо принимают велосипедное движение в городе, - прокомментировал присвоенный статус вице-мэр Тарту Валво Семиларски. - В любом случае это звание, которым могут гордиться все жители Тарту. Оно показывает, что развитие дорожек для легкого движения в Тарту идет по верному пути.

В качестве приза по результатам исследования Тарту получил два велосипеда, которые вручены работникам горуправы в качестве служебного транспорта, чтобы повысить эффективность зеленого движения и среди тартуских чиновников. Для тех, кто занимается организацией велосипедных дорожек в городе, важно самим постоянно ездить на велосипеде, чтобы лично увидеть недостатки и оценить возможные решения.

Бесплатный прокат - это в точку

Очень перспективным станет и проект, планируемый в сотрудничестве с Эстонским фондом развития: в Тарту должен начать работать, охватывая весь город, бесплатный прокат велосипедов. Уже идут совместные исследования, призванные найти лучшую возможную модель управления, проводится анализ окупаемости, и составляются рекомендации по планированию.Для Тарту должны быть закуплены велосипеды, приобретена техника для обслуживания и ремонта, и по всему городу построены парковочные места и пункты проката. Вся система проката должна работать при помощи мобильной программы. Пользоваться велосипедом в течение получаса можно будет бесплатно, но при превышении лимита времени, услуга станет платной. Сами велосипеды будут специальной конструкции, которая должна обеспечивать безопасность и, кроме того, станет легко  узнаваемой на улицах города.

Проект не только позволит улучшить ситуацию с так называемым легким движением, и сократит связанную с движением нагрузку на город, но и уменьшит загрязнение воздуха и уровень шума, кроме того, поездки на велосипедах благотворно влияют на здоровье людей. А еще – это хороший способ способствовать развитию туризма.Во всем мире системы проката велосипедов, сооруженные при поддержке самоуправлений, уже появились во многих крупных городах - к началу 2014 года их было более 600. В Эстонии этот проект будет первым и позволит другим городам перенять тартуский опыт.

По первоначальным оценкам, число велосипедов в обращении составило бы до 1000 штук, а запуск всего проекта обошелся бы в сумму до 1,5 млн евро. Более точно возможности финансирования пока еще изучают, при этом поставлена цель получить первичное финансирование системы за счет структурных фондов Европейского Союза.

Массовая велосипедизация продолжается

Внимание горожан к велосипеду привлекается также при помощи всевозможных мероприятий и конкурсов. В Тарту проводят множество велосипедных соревнований для любых возрастных групп: весной и осенью проходят велосипедные марафоны, летом велогонка составляет один из этапов Тартуского городского триатлона (в этом году он пройдет 12-13 июля). А 31 мая в центре Тарту прошло одно из крупнейших в мире велоспортивных мероприятий для детей - в детских заездах Тартуского велосипедного ралли участвовали в общей сложности 3613 детей.

Второй год в Тарту проводится фотоконкурс, в рамках которого выбирается самое велосипедное предприятие или учреждение. Выбор делается на основании фотографий и характеристик, в которых описывается, сколько работников предприятия ездят на велосипеде на работу, организовал ли работодатель безопасную велосипедную парковку, есть ли на предприятии служебные велосипеды, каким образом еще поддерживается пользование велосипедами. В этом году конкурс выиграло бюро ландшафтных архитекторов Artes Terrae, в котором из восьми работников на автомобиле ездит на работу только один, а в фирме есть и служебный велосипед.

Авторы лучших из представленных на конкурс фотографий награждались 14 мая, в день открытия в Тарту велосипедного сезона. Были награждены и победители конкурса рисунков «Велосипед мечты», прошли детские соревнования по фигурному вождению велосипеда, можно было пройти тест по дорожному движению...Желающие смогли проверить техническое состояние своего велосипеда. В течение всего мая Тарту участвовал и в общеевропейских соревнованиях по картографированию велосипедных маршрутов European Cycling Challenge. В ходе ежегодных соревнований, зарегистрировавшиеся добровольцы при помощи мобильной программы Endomondo фиксируют свои ежедневные велосипедные маршруты. Побеждает город, который набирает наибольшее количество велокилометров. В этом году, 248 тартусцев зарегистрировали 14573 километра велосипедных маршрутов – расстояние большее, чем диаметр Земли. Это соревнование полезно не только для здоровья тартусцев, но и для городских планировщиков, которые используют полученные данные для планирования велосипедных дорожек и другой необходимой инфраструктуры, и для последующего управления этим хозяйством.

Рауль Вееде, Игорь Докучаев

опрос
Какая основная выгода при покупке подержанного автомобиля по сравнению с новым?
В опросе приняло участие 6503 человека
ПЛН в телеграм