АвтоМир / Автоблоги

Разрешить нельзя запретить

22.04.2015 10:11|ПсковКомментариев: 32

Движение автотранспорта в Пскове по всем прогнозам давно должно полностью остановиться. Несмотря на все кризисы, автопарк демонстрирует уверенный рост. Дорожные проблемы накапливаются более быстрыми темпами, чем решаются. Они все хорошо известны.

Чудовищная отсталость инфраструктуры городских территорий, спроектированных 40 - 50 лет назад. Узкие изношенные дороги. Острая нехватка альтернативных путей. Обилие опасных и неудобных для всех участников дорожного движения пешеходных переходов. Морально и физически устаревшие светофоры. Неполное использование пропускной способности крупных перекрестков. Острый дефицит парковочных мест. Множество запретительных мер. Неадекватная конкретной дорожной обстановке установка «лежачих полицейских».

Пробки давно стали привычными псковскими реалиями. Утром стоит Рижский проспект, вечером – Октябрьский. Юбилейная утром в одну сторону, вечером в другую. Продолжая ежегодные обзоры «дорожной политики», мы изучили нововведения последних месяцев.

С новым кругом

Наше обычное брюзжание по поводу отсутствия новых дорог на этот раз не совсем неуместно. 2014 год по нескольким причинам стал временем исполнения запланированного.

Первое. Сделан большой шаг вперед - реконструкция улицы Кузбасской дивизии. Впервые в новейшей истории Пскова опробовано круговое пересечение вместо светофора. Необычно по местным меркам: при движении по кольцу действует приоритет. Часть водителей не знает, куда из какой полосы можно поворачивать, какие сигналы поворота нужно включать, (или забывает это делать). Хорошо бы сделать подсказки разметкой.

Судя по результатам опросов, псковичи считают нововведение очень удобным. Значительно облегчено транспортное сообщение с многоэтажной Родиной. Жалоб на эту тему давно не слышно. Демонтированы бесполезные «лежачие полицейские», дискредитировавшие своим существованием всю дорожную деятельность органов власти. Хорошо известно и слабое место нового перекрестка – недостаточное освещение.

До строительства кругового перекрестка выезд на улицу Кузбасской дивизии был затруднен

Второе. Строительство давно ожидавшегося полноценного перекрестка Юбилейная – Кузбасской дивизии несколько разгрузило Завеличье и облегчило выход на мост Александра Невского. Все исполнено настолько образцово-показательно, что даже трудно придраться. Транспортные потоки сочетаются максимально рационально, пропускная способность использована на полную катушку. Тут вам и удлиненное время правого поворота при движении с моста и поворот налево с двух полос на мост.

Удивительно было читать жалобы псковичей на нестандартное исполнение светофора. Красные круги по запрещенным направлениям действительно не предусмотрены стандартами, зато очень удобно и видно даже слепым водителям.

Еще один плюс - пешеходам подарили прекрасный регулируемый переход. Для удобства пользования подарком поставили ограждение на разделительной полосе Юбилейной. Упразднен «Васильевский разворот» - это не просто брешь, пробитая общественниками в разделительной полосе, но и символ очень простого и эффективного решения.

Третье великое событие, как это ни смешно, - допсекция светофора для правого поворота с улицы Некрасова на Октябрьский проспект (в сторону Октябрьской площади). Эдакий своеобразный памятник упорству общественников из «Убитых дорог».

Главное преимущество – значительно разгружена улица Некрасова, что очень важно с учетом потери улицы Пушкина. Удалось сохранить парковку на нечетной стороне улицы Некрасова от Октябрьского до ул. Ленина. Одно из немногих мест, где пока еще можно оставить автомашину. Недостатком новой схемы стал затрудненный проезд по Некрасова в прямом направлении (со стороны областной администрации).

Очень часто псковичи спрашивают: почему не сделать подобную стрелку на перекрестке Кузнецкой и Октябрьского проспекта? Особого смысла в этом не вижу. Все, кто едет по Кузнецкой со стороны Инженерной, могут воспользоваться поворотом с Некрасова. Возможно, стрелка и не понадобится. В ближайшее время мы должны увидеть результаты инициированного Госавтоинспекцией изменения режима работы светофора (зеленый сигнал со стороны Летнего сада по Кузнецкой короче на 10 – 15 секунд, чем со стороны Толстого).

Оптимизируй то, оптимизируй это

Большие надежды возлагались на разработку комплексной схемы организации дорожного движения в Пскове (КСОДД). Неоднократно приходилось слышать определенные ожидания: вот когда разработаем схему… Но озвученные на сегодняшний день предложения оказались на удивление банальными.

Если с некоторыми идеями можно согласиться (дополнительная полоса на площади Ленина возле «Малыша»), то другие были откровенно космическими (новый мост через Великую от радиозавода к Ипподромной или перенос ПсковГУ на другой берег). Нам денег на продолжение Северного обхода с мостом не хватает, а тут новые сказки.

Фантастические предложения об устройстве выделенной полосы очень сложно комментировать серьезно. Это какие нужно иметь проблемы со зрением, чтобы за несколько месяцев не разглядеть очевидного: у нас нет подходящих дорог. «Когда розы вырастут всюду голубые как яйца дрозда», - как поется в известной песне. Можно представить автобусную полосу на Чудской или на Рокоссовского, но не более. Не получится даже на Юбилейной, где автобусы перестраиваются через 4 полосы между Коммунальной и Рижским.

После того как предложения были названы «сырыми», а подрядчику предложили подумать, больше на эту тему ничего не слышно.

Светофоры

Светофор, как известно, является одним из самых действенных средств организации дорожного движения. В Пскове с ними связано много проблем: не отвечающее современным потребностям допотопное оборудование, нехватка на серьёзных перекрестках, не всегда адекватное светофорное регулирование, неполное использование пропускной способности (60-70% по некоторым оценкам).

Конкретных, точечных предложений по настройке светофоров ждали от «Нефтегазоптимизации», а получили от ГИБДД и светофорщиков. Очень удачным получился опыт по добавлению новой фазы светофора «красный сигнал для всех». Аварийность на перекрестке Рижский – Народная снизилась, после чего красного добавили еще нескольким светофорам.

Похвально, что в последнее время городской отдел ГИБДД стал чаще выступать с интересными предложениями по настройке светофоров, а не только отбивать всевозможные пожелания и «хотелки» горожан. Остается только сожалеть, что в эпоху информационного общества и гаджетов с пробками разбираются по старинке, привычным «ручным» способом. Внедрения автоматической системы управления светофорами с зелеными улицами пока ждать не приходится, а значит «человек-стрелка» еще долго будет появляться на площади Ленина.

В предыдущем обзоре мы отмечали, что в 2013 году впервые за несколько лет в Пскове не построили ни одного нового светофора. Сейчас ситуация выправилась.

Собственно за счет средств городского бюджета в 2014 году построены два с половиной объекта: Юбилейная с Кузбасской, новая версия пешеходного светофора на площади Победы (реконструкции которого долго добивалась одна организация, а работу провела другая). Желтую моргающую лампочку на проспекте Энтузиастов в расчет не беру. Это скорее привлекающая (отвлекающая) внимание световая сигнализация. Можно расценивать ее как тревожный колокольчик для энергетиков – время проводных устройств не безгранично, будущее за солнечными батареями. Серию подарков для пешеходов продолжит вызывной светофор на перекрестке Кузбасской Дивизии и Владимирской.

Прослеживается тенденция: больше думают про пешеходов, про автомобилистов забывают. Между тем в связи с ростом интенсивности движения и дальнейшим развитием города в светофорном регулировании остро нуждается ряд перекрестков: Вокзальная – 128 Стрелковой дивизии, Горького – Люксембург.

В действиях органов местного самоуправления Пскова отчетливо прослеживается тактика «хитрый хохол». Зачем строить забор возле своего дома, если можно дождаться, пока построят соседи и доделать недостающие секции?

Мы знаем много примеров, когда новые светофоры строятся руками инвестора (Двор Подзноева, перекресток Некрасова – Советская, Лента – Рижский проспект, Магнит – Текстильная) либо за счет федеральных программ (6 новых светофоров на Октябрьском и Фабрициуса в 2012 году). С новыми торговыми центрами в последнее время как-то не складывается. На этот раз в роли доброго дядюшки, приехавшего с подарками, выступило учреждение «Севзапуправтодор».

Федеральные дорожники оснастили Ленинградское шоссе тремя «электронными регулировщиками». Самым нестандартным и немного загадочным получился перекресток с улицей Советской Армии и железнодорожным переездом. Движение организовано очень хитро. Когда едешь по федеральной дороге со стороны Крестов, нет гарантии, что в бок не въедет какой-нибудь незадачливый ездун. Поворот налево со стороны Черехи затруднен. Пройти тест на работоспособность «регулировщику» на майских праздниках не получится. Уже анонсирован перевод в режим желтого мигания на время выходных.

Относительно места установки второго светофора на перекрестке Ленинградского шоссе с улицей Кислякова были жалобы. Мол, оборудовали не тот перекресток. Однако, как отмечают псковские дорожники, все действия были выполнены с учетом развития территории. Несколько лет назад жители военного городка обращались с просьбой организовать движение автобусов, поскольку им неудобно ходить на конечную автобуса №4. Отсутствие светофора как раз не позволяло пустить автобусы. Теперь эта проблема решена, слово за муниципалитетом и автобусным парком.

Третий светофор у школы №16 носит временный характер и лишний раз подтверждает удобство кнопки для пешеходов. Впрочем, некоторые местные жители ленятся даже нажать на  кнопку. Делать это осталось недолго, до строительства надземного перехода вместе с ограждениями и шумовыми экранами.

Стоит напомнить, что решение по строительстве уникального для Псковской области сооружения принималось по протекции губернатора Андрея Турчака, который и в предыдущие годы проявлял личное участие в решении вопросов безопасности жителей пригородов Пскова. С его помощью появились светофоры на федеральных дорогах в Черехе, Неелово, а теперь, видимо, еще и в Уграде.

Туркластер с браком

Существенное влияние на транспортную ситуацию в центре Пскова оказали мероприятия по созданию туристического кластера в Пскове. Подробно ситуация разбиралась в отдельной публикации, поэтому остановимся на наиболее важных моментах.

Автомобилистов лишили улицы Пушкина, особых проблем не возникло. Новая крохотная и неудобная парковка у дежурной аптеки вместе с инвалидами и таксистами не вмещает всех желающих. Разлинованные места всегда заняты, автомашины стоят в два ряда. Подвело и качество работ реконструкции. В дождливую погоду ливневка не справляется, а резиновые сапоги туристам централизованно пока не выдают. Неужели трудно было сделать качественно?

Идея сделать в выходные дни улицу Ленина пешеходной оказалась провальной. Планы по установке ограничивающих движение столбиков не доведены до конца. По всей видимости, им уже не суждено сбыться, поскольку безавтомобильный режим выходного дня хотят частично отменить.

Еще одну недоделку исправили в апреле 2015 года. Возвращен пешеходный переход между главпочтамтом и домом №4 по Октябрьскому проспекту.

А вот улица Воровского после реконструкции стала более цивилизованной. Прежде люди ходили около рынка толпами прямо по проезжей части, автомобили осторожно крались между ними. С ограждением, парковками и переходами стало несколько благороднее. Но продумано далеко не все. Нет перехода через улицу Воровского на перекрестке с улицей Карла Маркса. А рядом с храмом нет тротуара, люди все равно выходят на проезжую часть. Под очень неудачным углом расположен новый переход возле общежития университета. Так никто не ходит. 

Кампанейщина с лежачими полицейскими

Продолжается кампания по оборудованию «лежачими полицейскими» на оживленных перекрестках. С точки зрения пешехода это более серьезная гарантия безопасности по сравнению с той же «зеброй» или даже светофором. Все-таки культура безукоризненного соблюдения ПДД находится на зачаточном уровне. С точки зрения водителя возникают вопросы относительно обоснованности таких решений и их технического исполнения.

До сих пор не демонтированы безобразные шумовые полосы на Гдовском шоссе у деревни Богданово, провоцирующие массовое движение по обочине и выезд на встречку. Искренне надеюсь, что они скоро развалятся или что дорожников настигнет суровая кара в виде серьезного иска в суд. 

Можно понять и принять появление искусственных неровностей в местах, где не должно быть высокой скорости (детские учреждения, жилые кварталы, проезды у поликлиник).

Не могу понять, почему мы поощряем нарушение правил дорожного движения пешеходами? Если «лежачий полицейский» установлен в «яме» на Коммунальной, в зоне его действия должен быть легальный переход. Если перехода нет (а это как раз наш случай), никаких барьеров не должно быть. Надо убрать и поставить видеокамеру для контроля скорости. Судя по принятому в апреле решению убрать второго «полицейского» с Коммунальной, дело постепенно идет к полному демонтажу.

На Пароменской у детского сада созданы все условия для нарушения ПДД. Лежачий полицейский есть, перехода нет. «Мамаши с детьми» перебегают дорогу по «лежачим полицейским». Зачем ставили? Тупо ограничить скорость возле детского сада? Может быть, подумать головой и установить ограждение, дабы исключить выход на проезжую часть? Или добавить зебру со знаками между Коммунальной и Пароменской.

Власти призывают соблюдать ПДД, а сами невольно подталкивают людей к нарушениям – разрешают переходить дорогу, где попало.

Впрочем, об этом мы писали в прошлогоднем обзоре, а теперь свежие случаи. Основное назначение «лежачих полицейских» - принуждение к снижению скорости. Использовать их в качестве средства регулирования движения как минимум тупо. Вроде бы и наша комиссия по безопасности  настроена здраво, а это все равно продолжается.

Возьмем для примера улицу Горького. Перекресток с улицей Люксембург далеко не самое опасное место. За последние два года людей сбивали на перекрестках с Конной, Красноармейской и возле «Бинго». Очень загадочно. Может быть, новая неровность должна частично отсекать встречный поток и облегчать поворот налево для автобуса №2. Не думаю. Автобусники все равно пропускают встречных. Движение по главной дороге замедляется, выезд налево с Розы давно стал опасным маневром. Ждем новых жертв? А почему сразу светофор не поставили? Уже и решение есть. Мамы с детьми, интересами которых объясняется принятая мера, тоже просили светофор.  Складывается впечатление, что основная цель – освоить средства. Снял «полицейского», установил «полицейского», поставил светофор. Бесконечные расходы, а бюджет у нас между прочим, не резиновый.

Не спасает от установки «искусственных неровностей» наличие регулярного автобусного пассажирского сообщения. Сам автобусный парк против неровностей. Транспортный коллапс на подходе, а с такими решениями мы только замедляем скорость потока и увеличиваем выхлопы в атмосферу.

Искусственным неровностям предшествуют естественные

А как вам загадочная искусственная дорожная неровность на Карла Маркса? Надеюсь, все помнят про наезд на школьника и расположенную на улице Свердлова школу №2? Я даже ничего не буду говорить про естественные неровности на полдороги. Хочу обратить внимание на два обстоятельства. Первое: основной поток идет со стороны Кузнецкой. Второе: двустороннее движение на этой улице начинается от Некрасова. Логично ставить «лежачего полицейского» ПЕРЕД зеброй со стороны более плотного движения (а если не экономить на жизни и здоровье псковичей – перед и после). У нас сделано ПОСЛЕ перехода.

Стертая краска показывает самое востребованное направление

«Лежачие полицейские» на широкой части улицы Труда смотрятся странно, но с этим придется примириться. Не думаю, что областное ГИБДД согласится их снять. Даже удивительно, что не догадались сделать так раньше. Меня больше задевает дополнительная неровность в виде плохо заделанной траншеи. Госавтоинспекция не хочет оштрафовать виновных за порчу дороги?

Троица из «лежачих полицейских» появилась возле новой иконописной школы, на подходах к перекрестку Малясова и Красноармейской набережной. Не вижу ничего плохого в этом событии. Частные инвестиции помогли облагородить перекресток. Впервые появились знаки приоритета на пересечении двух улиц. Правда, сэкономили на краске, а ведь могли бы кубики термопластиком выполнить. Второе - частная задача (благоустройство территории у нового здания) мешает комплексному подходу  к решению проблемы.

Забыли благоустроить парковочку для удобства посещения пляжа. Почему, можно придумать разные объяснения. По одной версии, поддержка религиозных верований воспринимается важнее, чем удобство горожан. По другой, не было предусмотрено проектом.

Продолжение следует.

Денис Бахтин. 

опрос
Возите ли вы своих детей в садик/школу на машине?
В опросе приняло участие 631 человек
ПЛН в телеграм