АвтоМир / Автоблоги

Разрешить нельзя запретить. Часть 2

23.04.2015 08:57|ПсковКомментариев: 23

Движение автотранспорта в Пскове по всем прогнозам давно должно полностью остановиться. Несмотря на все кризисы, автопарк демонстрирует уверенный рост. Дорожные проблемы накапливаются более быстрыми темпами, чем решаются. Они все хорошо известны.

Чудовищная отсталость инфраструктуры городских территорий, спроектированных 40 - 50 лет назад. Узкие изношенные дороги. Острая нехватка альтернативных путей. Обилие опасных и неудобных для всех участников дорожного движения пешеходных переходов. Морально и физически устаревшие светофоры. Неполное использование пропускной способности крупных перекрестков. Острый дефицит парковочных мест. Множество запретительных мер. Неадекватная конкретной дорожной обстановке установка «лежачих полицейских».

Пробки давно стали привычными псковскими реалиями. Утром стоит Рижский проспект, вечером – Октябрьский. Юбилейная утром в одну сторону, вечером в другую. Продолжая ежегодные обзоры «дорожной политики», мы изучили нововведения последних месяцев.

Продолжение. Первая часть текста опубликована здесь. 

Пешеход и автомобиль

Из года в год усиливается противостояние между водителями и пешеходами. Все более заметно стремление максимально разделить автомобили и людей: новые ограждения, пешеходные светофоры, «лежачие полицейские», попытки ввести новые пешеходные фазы на перекрестках.

Неожиданно нашлись деньги на пешеходные ограждения. Долгое время их ставили только за счет крупных проектов (Юбилейная напротив ПИК-60, Кузбасской дивизии, Воровского) или вместе со светофорами. На остальное финансов никогда не хватало. По данным УГХ Пскова, неисполненных решений об установке накопилось на 8 километров.

В последнее время это направление работы получило большое развитие. Огорожены Восточный проезд возле «Империала», Юбилейная между Рижским и Коммунальной. Заборы установят на «Четырех углах», Люксембург.  Недовольство со стороны может вызвать ограждение на Советской, которая удобно используется для парковки возле многочисленных офисов и магазинов. Представьте себе перелезающую через забор или бредущую по дороге семью с детьми, приехавшую на машине в «Детский мир». 

Неужели мало других мест? Яна Фабрициуса, Троицкий (Советский) мост – это только самое напрашивающееся. 

Продолжается планомерное наступление и ограничение прав пешеходов. Их чувства можно понять, но Псков давно перестал быть только пешеходным городом. Самое заметное событие последнего времени - исчезновение опасного нерегулируемого перехода у автобусной остановки «Культтовары».  Выходящие из-за автобуса люди больше не подвергаются опасности, дорога на Рижском проспекте стала свободней. Кому-то приходится делать крюк, зато по светофору. Отметим хорошее исполнение решения. На четной стороне улицы удачно использовано существующее ограждение.

По моему убеждению, политика оптимизации пешеходных переходов оправдана только на четырехполосных магистралях с интенсивным движением. Жизнь еще заставит убрать один из переходов на площади Ленина и удлинить до пары минут транспортную зеленую фазу светофора у Дома офицеров, чтобы не собирать пробки на Юбилейной.

В остальных случаях «оптимизация» вредна и приводит к перегибам. Зачем «переходить конем» на небольших перекрестках вроде Петровской и Конной? На пересечении Коммунальной и Киселева вообще два перехода, на Киселева и Пароменской - один. Можно сходу назвать несколько мест, где вообще отсутствуют зебра и знаки «Пешеходный переход»: Герцена – Первомайская - Гремячая - Застенная, Герцена – Школьная, Киселева – Конная. Небезопасна и дорога вдоль крыльца главного корпуса ПсковГУ. 

На улице Герцена не хватает переходов

Надо учитывать, что пересмотр мест перехода проезжей части предусматривает не только упразднение опасных переходов, но и оборудование новых. После множества обращений появились «зебра» и знаки у дома №30-а по Кузбасской дивизии, возле «Империала». Вернулся переход к Главпочтамту. Новый переход устроен на Пожиговской, 20.

Наряду с практикой запретов и ограничений принимаются другие меры. Изыскали средства на две пешеходные секции светофора Рижский проспект – Народная. Следующим должен быть Рижский – Петровская, где люди пачками бросаются под колеса. Установлены новые звуковые приставки для слепых людей.

Для предупреждения наездов на пешеходов организовано дополнительное светодиодное освещение. Подсветили отдельные пешеходные переходы (Поземского у мясокомбината), а в некоторых случаях целые улицы (Звездная, проспект Энтузиастов). Устройство освещения – общий тренд для всех собственников дорог, в том числе в пригородах. «Севзапуправтодор» подсветил участок федеральной дороги в Черехе. Дополнительное освещение выгодно всем – пешеходам, автомобилистам, энергетикам и подрядчикам. 

Очень здорово, что власть прислушалась к автомобилистам, которые давно кричали о темноте. Плохо, что не уделяется внимание другим аспектам проблемы. В первую очередь, несвоевременное включение уличного освещения в темное время суток, на что псковичи постоянно обращают внимание.

Есть и вторая сторона проблемы. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Кто из вас может похвастать тем, что постоянно носит фликер? Или при покупке детской одежды отдает предпочтение продукции со светоотражающими полосками?

Запреты и ограничения

Постоянный рост автопарка и интенсивности движения приводит к новым ограничительным мерам. Отчасти оправданным. С июня 2014 года запрещен левый поворот на улице Рокоссовского между Рижским проспектом и Коммунальной. Все выезды с прилегающей территории оборудованы дорожными знаками 4.1.2 «Движение направо». При этом, например на Рижском проспекте осталась масса мест, где подобный маневр разрешен (выезды от Почты, с улицы Киселева со стороны гостиницы «Рижская», от учколлектора).

В центре Пскова продолжается настоящая «охота» на облюбованные под парковки участки. На площади Ленина пропал последний участок между светофором и зданием ДКП. Раньше этот участок облюбовали маршрутные такси 4А и Псков – Тямша. На Гоголя, 23 установили знак «Стоянка запрещена» у ворот «ЦХ и СО УМВД РФ по Псковской области».

Большой потерей стали шлагбаумы у здания театра драмы. Некоторое время новая парковка была единственным «оазисом» в пустыне и спасительной соломинкой для всех потерявших веру в возможность найти свободное место поблизости от здания областной администрации. Как постоянный посетитель зданий на Некрасова могу подтвердить: свободные места у театра были всегда. Теперь, когда «дрампуш» отгородился от всех, приходится снова кружить по району.

Использование шлагбаумов в исторической части города становится трендом и моветоном. С недавнего времени отгородилась администрация города. Прятаться и закрываться от посетителей вообще свойственно власти любого уровня. Очень хорошо заметно на улице Некрасова, густо утыканной дорожными знаками «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена». Всем абсолютно ясно, что это никоим образом не связано с вопросами безопасности или уборки города. Главная цель - удобство чиновников.

Что касается прочих запретов и ограничений, то здесь не стоит винить только власти. Львиная доля рассматриваемых обращений на тему безопасности дорожного движения связана с предложениями ограничить, запретить, не допустить или установить «лежачих полицейских». Таковы потребности нашего общества. Трудно вспомнить примеры, когда что-то разрешили или допустили, идя навстречу пожеланиям. Это частичный пересмотр одностороннего движения на улице Печорской. 

Запреты и ограничения свойственны стесненным городским условиям. На федеральных дорогах ситуация обратная, вводятся некоторые послабления. На дороге Р-23 Петербург – Киев «посинели» два населенных пункта - Крюки и Гораи в Островском районе. Разрешенная скорость движения ограничена до 80 километров в час.

Красочные эксперименты

Каждый раз боюсь писать о дорожной разметке, потому что мучаюсь вопросом надо ли вообще вспоминать это мимолетное явление? Трудно писать о том, чего нет. Вдруг меня память подводит? И о чем вообще можно говорить, когда во многих дворах нет дорог вообще? Наверное, все-таки надо, потому что нанесение краски на наши многострадальные дороги событие исключительно редкое и недолговечное.

В последнее время стали подходить более либерально к вопросу разрешать или запрещать левые повороты на четырехполосных улицах. В большинстве случаев идут навстречу автомобилистам. Например, маневр разрешен во многих местах на Рижском проспекте, Коммунальной, Инженерной, Поземского, Фабрициуса.

Исключения довольно редкие. Удобный левый поворот на Рижском проспекте возле «Магеллана» сначала запретили, но после серии обращений ситуация исправилась. Исчез существовавший много лет поворот налево к «Маяку» на Рижском проспекте.

В остальном ситуация с разметкой очень разная. Как всегда есть примеры откровенной дурости, неосторожных ляпов и одновременно крайне продуманного и взвешенного подхода. Интересное сочетание, правда?

Начнем с ляпов. На Коммунальной у дома № 42 разметка напротив арки неожиданно стала прерывистой (поворот через 3 полосы). При движении по Коммунальной со стороны Западной линии разрешают «нырнуть» налево к «Империалу». Такие маневры видел своими глазами.

На Красноармейской после ремонта появилась сплошная линия разметки. Большая часть улицы проходит через старые жилые кварталы, где парковочные места отсутствуют как класс. Автовладельцы вынуждены оставлять свое четырехколесное имущество на дороге, но это обстоятельство было проигнорировано. Вопрос о разметке поднимался на апрельском заседании комиссии по безопасности дорожного движения, но пока остался без ответа.

Очень неудобным стало ездить по улице Советской Армии. На всем протяжении улицы нет пунктирной линии. Везде запрещен обгон, что противоречит дорожным знакам.

Есть и очень полезные нововведения. На некоторых перекрестках легализовано трехполосное движение. Примеры: выезды с Народной на Юбилейную, с Ипподромной на Поземского. Приятно, когда думают о людях. Правда, не везде: на Ижорского батальона перед Чудской вместо трех полос нарисовали две.

Распространение получили эксперименты с разметкой: зебры в желто-белом исполнении, рисунки знаков «40» и «дети» возле школ. Любопытно, но стерлось быстро.

В свете последних заявлений о повальном применении термопластика хочется улучшенной разметки со стрелками пунктирами и надписями на кольцевых перекрестках, в местах сужения и расширения. Дорога должна быть приятной, удобной и понятной, как в Прибалтике.

Для приближения к европейским стандартам должна развиваться система видеофиксации правонарушений. Законопослушным водителям бояться особо нечего. Нам осталось недолго пользоваться возможностью безнаказанно устраивать гонки. К трем стационарным видеокамерам все давно привыкли. Свою лепту вносят переносные видеокамеры-треноги.  Дошло до установки переносных видеокамер на федеральной дороге Р-23. Дело идет к тотальному контролю и с этим придется смириться.

Главное не превращать хорошее дело в бизнес. Убирать и ограничивать все, что провоцирует людей на нарушения ПДД. Снимать излишние запреты. Убирать всякие знаки «40» на мостах. Больше экспериментировать с настройкой светофоров. Толково и полностью использовать все возможности перекрестков, чтобы никто не стоял зря. Расширять дороги в узких местах. Застраивать город без перекосов. Следить за прокладкой широких дорог в новых кварталах. Насколько наши власти готовы этим заниматься, посмотрим на примере нового участка Инженерной и развязки Рижский проспект – Балтийская.

Денис Бахтин

опрос
Какая основная выгода при покупке подержанного автомобиля по сравнению с новым?
В опросе приняло участие 6503 человека
ПЛН в телеграм