Оптимизация пешеходных переходов в Пскове продолжается. Госавтоинспекция вынесла на суд псковичей предложение об очередной ликвидации двух зебр - на улице Максима Горького, 10 и на улице Западной, 13. Обсуждение проводится до 15 ноября, после решение будет принято комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения при администрации Пскова.
Думаю, не сильно ошибусь, если скажу: с учетом богатого «оптимизационного» опыта обсуждать особо нечего. По большому счету, все предопределено. Мы просто наблюдаем один из этапов пути - выслушать мнение псковичей. Тем не менее, хочу высказать собственное мнение как водитель, как пешеход и как житель Пскова.
По самым примерным подсчетам, за последние годы в Пскове исчезло около двух десятков пешеходных переходов. Первыми «ласточками» были Ольгинский мост, где только очень смелые отваживались перейти дорогу, и две убийственные «зебры» на Рижском проспекте в районе АЗС. Потом процесс «оптимизации» набрал обороты.
Условно оптимизационную деятельность можно разделить на четыре вида:
Первый – убирают один из двух рядом расположенных переходов. Сначала мы увидели это на Октябрьском проспекте возле «дежурной аптеки». Потом проредили перекрестки Октябрьский - Свердлова и Октябрьский - Металлистов. На каждом из четырех переходов осталось три. В народе метод пересечения таких перекрестков прозвали «ход конем». Потом метод «3 вместо 4» опробовали на второстепенных улицах: Толстого – Металлистов, Горького – Конная, Петровская – Конная.
Второй вид – ликвидация одиночно расположенных переходов на широких участках дороги (от 4 и больше полос движения):
Список не исчерпывающий. Переходы на перекрестках Юбилейная – Красноармейская, Октябрьский – Вокзальная просто ждут своего часа. Они исчезнут, когда в городских сусеках наскребут на металлическое ограждение.
В последнее время получил распространение третий тип оптимизации (наименее обоснованный с точки зрения пешеходов) - на перекрестках со светофорами. Перераспределение пешеходных потоков на площади Ленина оказалось действенной мерой и немедленно отразилось на дорожном движении в утреннее время в лучшую сторону.
Сокращены двойные переходы на Рижском проспекте для ускорения движения в центр. Выезжаешь с прилегающей улицы в сторону центра – не трать время на пропуск пешеходов. Сначала это произошло на перекрестке Рижский – Западная, потом на «Четырех углах». Недовольство «безлошадных» псковичей отчасти можно понять, хоть отмена перехода на «Четырех углах» выгодна пешеходам не меньше, чем водителям. Ведь понятно: безопаснее идти через дорогу там, где меньше автомашин.
Четвертый вид - самый редкий. Сам пешеходный переход остается на месте, существенно уменьшается время горения зеленого сигнала. Этот способ успешно опробован на перекрестке улиц Труда и Звездной. Светофор для пешеходов на четной стороне горит вдвое меньше, чем на нечетной.
Следует учесть еще одно обстоятельство: некоторые пешеходные переходы становятся регулируемыми и, следовательно, менее опасными. Иногда это обычный светофор (Коммунальная - Печорская), иногда светильник на солнечных батареях, включающийся при появлении пешеходов (проспект Энтузиастов). А в одном случае это целый надземный пешеходный переход. Но федеральные дороги не проходят через центр Пскова, и денег на подземные-наземные сооружения в городском кошельке нет. Приходится бороться с дорожными заторами приземленными способами.
В последние месяцы псковская госавтоинспекция радовала нетривиальным подходом, весьма неординарными и творческими предложениями. Вспомним разрешение поворачивать с Красноармейской набережной на дамбу с двух полос или правый поворот на красный с Поземского на Чудскую. При ближайшем рассмотрении нетрудно выяснить, что упразднение переходов на Горького, 10 и на Западной, 13 почти никому не выгодно и не принесет ожидаемого эффекта. И вообще, любопытно какой конкретно результат ожидается.
Во-первых, «зебру» у дома №10 на улице Горького один раз уже убирали, но после многочисленных обращений вернули на место. Рядом расположена школа, и этим все сказано. Школьники бывают маленькие и не все ходят с родителями. Собственно, одного этого обстоятельства было бы достаточно. Но есть и другие мотивы ничего не менять.
Во-вторых, мало понятна сама цель. Сокращая дублирующие переходы на большой улице с интенсивным движением, такой как Рижский проспект, мы улучшаем пропускную способность. Исчезновение еще одной зебры на улице Горького абсолютно ничего не изменит. Поток как стоял, так и будет стоять.
В-третьих, предлагаемое решение ухудшит ситуацию на перекрестке. Переход «отсекает» транспортный поток, когда идут люди, и это позволяет выехать с улицы Пароменской. Кстати, на этой улице «водятся» туристические и детские автобусы. Исходя из подобной логики, комиссия по безопасности дорожного движения неоднократно отклоняла предложения об упразднении пешеходных переходов на Октябрьской площади. Почему эта закономерность не может работать в других местах?
Несколько иная ситуация на переходе у Западной, 13. Жители Завеличья не виноваты, что им досталась такая роскошь, как целых два тротуара с нечетной стороны Коммунальной от ТЦ «Империал» до ул. Рокоссовского. Больше используется ближний к домам тротуар, на линии которого как раз находится тот самый переход, на который покушается Госавтоинспекция. Будут люди отклоняться от прямой линии своего движения на 30 метров к светофору, чтобы вернуться обратно на прежний курс? Не думаю. Можно сделать ограждение, как у «Империала», но зачем?
Намного удобнее оставить два перехода рядом. Не настолько интенсивное движение на Западной. Опять же рядом находится школа. Переход мешает разогнаться при движении в сторону Коммунальной? А зачем разгоняться между школами? Кроме того, на Западной две проезжие части. Рядом с домом 67/12 люди тоже переходят дорогу, хоть и несанкционированно (знаков нет, разметки тоже нет). Иногда автомобилисты их даже пропускают.
В случае, если «дорожная» комиссия согласится с предложениями ГИБДД, придется потратиться на пешеходные ограждения. Лучше вложиться в ремонт тротуара на Западной от дома №13 к дому №12.
Уверен, обязательно найдутся какие-нибудь стандарты или другие объяснения, почему не может быть рядом двух переходов. При желании можно обгородить и весь город заборами. Вот только кто от этого выиграет? Разве что маленький заводик по изготовлению металлоконструкций. Самое главное при принятии решений – тщательный анализ и точный просчет всех возможных последствий. Мы все прекрасно помним, к чему привела недавняя попытка оптимизировать работу светофора Октябрьский – Некрасова.
В обыденном понимании оптимизация – это не механическое сокращение переходов, а их разумное и точное их перераспределение по городским дорогам. Давайте поддержим баланс и добавим переходы в нужные места (например, на Звездной между ул. Труда и Юности или у того же дома 67 по Коммунальной). Меньше убирать и больше добавлять. Горшочек, не вари.
Денис Бахтин