АвтоМир / Автоблоги

Псковский авторынок. Реабилитация

23.03.2011 14:44|ПсковКомментариев: 37

Российский авторынок переживает период восстановления после экономического кризиса. Новые автомобили не исчезли с улиц Пскова, автосалоны не закрылись и продолжают сыпать заманчивыми предложениями. По оптимистичному прогнозу, полное восстановление российского авторынка ожидается уже в 2011 году. По оценке РБК, до конца 2011 года в России может быть продано 2,5 млн. автомобилей. В случае исполнения этого прогноза, продажи вплотную приблизятся к показателю 2008 года. Тогда было реализовано 2,74 млн. новых автомашин.

«Псковская Лента Новостей» выяснила у псковских автодилеров, как в Пскове продавались автомобили в 2010 году и начале 2011 года. Реальность восстановления авторынка оценивали руководители, начальники отделов продаж дилерских центров и автосалонов Пскова.

Оживление

Даже невооруженным взглядом видно, что конкуренция на региональном автомобильном рынке усилилась. Во второй половине 2010 год в борьбу за потребителей вступили официальные дилеры Uz-Daewoo (Авто-Псков), Nissan (РРТ - Озерки Псков), Chance (Феникс-Авто). Появление новых участников рынка с разной ценовой направленностью свидетельствует, что возможности продаж в Псковской области, как минимум, не исчерпаны.

Общую оценку активности покупателей можно выразить формулой «Покупать стали больше, но на докризисный уровень продаж еще не вышли». Например, в автосалоне «Авто-Русь» (официальный дилер Шевроле и Опель в Пскове), по словам президента группы автотранспортных предприятий «Авто-Альянс» Алексея Севастьянова, за первые два месяца 2011 года объем продаж на 34% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

Другие эксперты согласны с мнением, что в 2010 году наблюдалось оживление на рынке (автосалон «Авто-АС» - официальный дилер Renault в Пскове), либо количество проданных в 2009 и 2010 году автомобилей примерно одинаково («Авто-Лада» - официальный дистрибьютор АвтоВАЗа). «2010 год стал для Российского автомобильного рынка в целом и рынка Псковского региона реабилитационным, – считает руководитель отдела продаж автоцентра «Авто-Псков» (официальный дилер Uz-Daewoo) Матвей Груздев. - Государство, дистрибьюторские центры, банковская сфера активно продвигали антикризисные программы, такие как программа утилизации старых автомобилей, государственная программа субсидированного кредитования и многое другое».

Один из самых ходовых автомобилей - Дэу Матиз

Заметную роль в оживлении рынка сыграла государственная программа утилизации автомобилей старше 10 лет. Например, в автосалоне «Авто-АС» по программе утилизации доступны две модели Рено: Логан и Сандеро, доля проданных автомобилей взамен утилизированных - более 50% автомобилей. Другие участники рынка в целом разделяют мнение о благотворной роли программы утилизации «автохлама» (как ее окрестили федеральные СМИ), но приток клиентов в свои центры продаж оценивают более скромно.

В любом случае, действие государственной программы подходит к концу. На сегодняшний день в наличии осталось около 3000 свидетельств утилизации на всю страну. Продлевать утилизацию правительство не собирается, поэтому дальше автопродавцам придется рассчитывать на собственные силы.

Второй благоприятный фактор, влияющий на продажи - автокредиты с государственным субсидированием. На субсидии из бюджета могут рассчитывать покупатели «железных коней» российского производства стоимостью до 600 тыс. рублей. Большинство псковских автодилеров не остались в стороне. Например, в «Авто-Руси» под действие программы подпадает практический весь модельный ряд «Шевроле». «Эта программа действительно эффективна и помогает нашим клиентам стать владельцами новых автомобилей», - признает руководитель отдела продаж автоцентра «Авто-Псков» Матвей Груздев. По мнению представителей салонов, чьи автомобили участвуют в программе, такие виды автокредитов востребованы и гораздо удобнее прочих предложений.

Оценки других экспертов не столь однозначны. По словам генерального директора автосалона «Псков-Лада» Олега Ширина, особой разницы до начала действия программы госсубсидирования и после он не заметил. Другие автопродавцы, например, не участвующий в программе дилер «Ниссан» «РРТ озерки Псков» и представленный дилер «Рено» «Авто-АС», уверены, что условия собственных кредитных программ не менее выгодны и интересны потребителю.

Один из самых ходовых автомобилей - Рено Логан

Третий фактор – постоянная работа автодилеров над улучшением качества обслуживания клиентов. Нельзя сбрасывать со счетов и сезонный фактор, играющий, по мнению экспертов, большую роль. Традиционно весной происходит всплеск покупательской активности. Люди планируют поездки на дачи, отпуска, поездки. Кто-то откладывает деньги зимой. «Проверено годами и опытом: что бы ты ни делал, в январе - самый низкий пик продаж. Апрель, май, июнь, июль - всегда есть увеличение активности, даже в кризис», - утверждает генеральный директор ОАО «Псков-Лада» Олег Ширин.

Ходовые автомобили

Самая «потребляемая» и пользующаяся спросом линейка автомобилей - до 500 тыс. рублей. В наиболее доступном широким массам сегменте автомобилей по-прежнему популярна «классика». Хорошим спросом пользуется ВАЗ 2107, обычная «Нива», автомобили семейства «Самара». К «Калинам» и «Приорам» псковичи сначала отнеслись с некоторым недоверием, сейчас они все больше пользуются спросом. В автоцентре «Авто-Псков» первенство занимает «рабочая лошадка» «Дэу Нексия». Наступает на пятки «Дэу Матиз», востребованный автомобиль среди представительниц прекрасного пола и практичных клиентов. С начала 2011 года отмечена тенденция к значительному росту продаж автомобилей Fiat.

В «Авто-Руси» пользуются спросом «Шевроле Авео», обновленный «Опель Астра», «Шевроле Нива». На последнем автомобиле стоит остановиться отдельно. Интерес к данной модели в Псковской области отчасти можно объяснить географическими особенностями региона. Всепроходимый автомобиль – один из непременных атрибутов охоты и рыбалки в труднодоступных уголках Псковской области. «Шевроле Нива», претерпела в прошлом году определенные изменения в экстерьере и интерьере и технической части. Автомобиль стал надежнее и прочнее, что оценили псковичи.

Один из самых ходовых автомобилей - Шевроле Нива

На сегодняшний день очередь на «Шевроле-Ниву» в автосалоне «Авто-Русь» расписана до конца июня 2011 года. ЗАО «Авто-Русь» вошло в пятерку лучших автосалонов 2010 года по продажам «Шевроле Нива». План по продажам выполнен на 107%. Более 50 автомобилей «Шевроле Нива» псковский автосалон в 2010 году продал для государственных нужд. Среди корпоративных клиентов – участковые врачи, судебные приставы, УВД по Псковской области.

Из представителей модельного ряда «Рено» чаще всего покупают «Логан» и «Сандеро». Пользуются популярностью модели «Флюенс» и «Меган» хэтчбэк. В автосалоне «Ниссан» самые популярные модели поименно не назвали, зато сообщили, что в Пскове в основном приобретают бюджетные автомобили и компактные внедорожники.

Как покупают

Соотношение покупок в кредит и за наличные средства разнятся по автосалонам. Например, покупатели относительно дешевой продукции «АвтоВАЗа», как правило, предпочитают ходить за покупкой с купюрами в кармане. Стоимость «ВАЗа» позволяет не залезать в долги, ведь накопить 200 тыс. рублей проще, чем полмиллиона рублей. В «Авто-Ладе» отмечено снижение количества автокредитов с 20% до 10%. Эту тенденцию можно объяснить и психологической причиной: кризис научил осторожности. Люди стали больше задумываться, перед тем как занимать у банка. Понятно, что в основном клиенты стараются приобретать автомашину за наличный расчет.

В других автосалонах существует обратная тенденция. «С каждым месяцем пропорция неуклонно стремится в сторону покупок в кредит. Банки предлагают выгодные условия, а степень платежеспособности  граждан растет», - говорит Матвей Груздев. В Пскове в кредит приобретается свыше 40% новых автомобилей «Рено», 50% автомобилей «Ниссан», около 80% автомобилей «Шевроле» и «Опель».  

По результатам опроса автосалонов можно сделать однозначный вывод: минимальные комплектации не популярны среди псковичей, «голый» автомобиль покупателю интересен в редких случаях. «К минимальным комплектациям наш покупатель сегодня не готов», - считает президент группы автотранспортных предприятий «Авто-Альянс» Алексей Севастьянов. Даже в рамках программы утилизации клиенты стараются покупать более-менее укомплектованные автомобили. Наиболее распространенный вариант: автомобили в «средней» комплектации с набором дополнительного оборудования, которое подбирается индивидуально. Предпочтения разные. Кому-то нужен самый простой автомобиль, кому-то – самый укомплектованный.

Планы на будущее

Поклонников дешевых автомобилей отечественного производства в этом году глобальными новинками, скорее всего не порадуют. Как известно, «АвтоВАЗ» работает над коробкой «автомат» и улучшением системы навигации «Глонасс». В планах автопредприятия - «Лада Гранта» и мини-вэн. Когда они поступят в продажу, неизвестно. Скорее всего, это весьма отдаленная перспектива. Сейчас в продажу в Пскове поступила «Лада Приора» в кузове купе. Но, как считают в самом автосалоне, это автомобиль на любителя.

Приора купе

Первая новинка в автосалоне «Авто-Русь» в 2011 году - «Шевроле Спарк». По словам президента группы автотранспортных предприятий «Авто-Альянс» Алексея Севастьянова, это концептуально другой автомобиль по сравнению с предшественником, подвергнутый сильной модернизации. Базовая цена автомобиля осталась прежней – от 380 тыс. рублей, при этом базовая комплектация будет довольно богатой. Летом ожидаются хэтчбэк «Шевроле Круз», новый минивэн «Шевроле Орландо», а также обновленный «Опель Мерива».

В автоцентре «Авто-Псков» главной новинкой года считают новый городской кроссовер «Ssang Yong New Actyon». Во втором полугодии должна появиться бензиновая версия автомобиля.

Рено обновил почти весь модельный ряд в 2010 году: в марте стартовали продажи бюджетного хэтчбэка «Сандеро», в апреле - седана «Флюенс». В мае вышел новый «Меган» хэтчбэк, в июне  - «Клио Спорт», в июле - обновленные «Кангу» и «Сценик», в ноябре вышел новый седан бизнес-класса «Рено Латитьюд». Новинкой 2011 года будет внедорожник с полным приводом «Рено Дастер» ценового сегмента «Шевроле Нива», продажи которого стартуют в конце 2011 года. Фаворитами 2011 года, считают в автосалоне, останутся «Логан» и «Сандеро».

У Nissan новинкой станет Juke (Ниссан Жук), который производитель выпускает в продажу. «Она точно даст большие показатели в росте продаваемых автомобилей в России», - уверен начальник отдела продаж «РРТ Озерки Псков» (официальный дилер Nissan в Пскове) Денис Ядров. Автомобиль ещё не поступил к дилерам, а спрос уже превышает предложение.

Ниссан Жук

На вопрос о времени выхода на докризисные показатели псковские автодилеры дают практически единодушный ответ: рынок стремится к этому, но в 2011 году полного восстановления не произойдет. Однако эксперты придерживаются достаточно оптимистичного прогноза: уровень благосостояния покупателей растет, это заметно даже в небольших городах. Количество продаваемых автомобилей в России увеличивается. «Я бы не стал утверждать, что авторынок в  2011 году выйдет на докризисный уровень,  но, по крайне мере,  будет близко к нему приближен», - сказал начальник отдела продаж «РРТ Озерки Псков» Денис Ядров. «Я думаю, если это случится, скорее всего, во втором полугодии», - считает президент группы автотранспортных предприятий «Авто-Альянс» Алексей Севастьянов.

На фото: Ssang Yong New Actyon

Многие опрошенные нами эксперты высказывают весьма осторожные оценки. Директор автоцентра «Авто-Псков» Артём Бовт рассчитывает, что рынок вернется на докризисный уровень только к 2014 году. Объясняется это следующими расчетами: в принятом за «докризисный» 2008 год в России продано 2,8 млн. автомобилей. 2010-й превзошел все самые оптимистичные предположения экспертов и закрепился на планке в 1,9 млн. автомобилей (прирост 30% относительно уровня 2009 года). До «заветного» докризисного уровня остается 48%, что, по мнению Артема Бовта, пока недостижимо.

В отдельных случаях кризисные показатели уже преодолены. «В целом, в 2011 году авторынок вряд ли выйдет на докризисный уровень, но наш автосалон вышел на докризисный уровень еще в 2010 году», - сообщила специалист по рекламе  ЗАО «Авто-АС» (официальный дилер «Рено» в Пскове) Екатерина Алимова. В декабре 2010 года компания «Авто АС» установила рекорд по продаже автомобилей за все время существования автосалона.

Насколько верны прогнозы, станет ясно ближе к концу года. Пока псковским автосалонам остается совершенствовать свои предложения потенциальным клиентам.

Денис Бахтин

опрос
Поменяли ли вы зимнюю резину на летнюю?
В опросе приняло участие 161 человек
ПЛН в телеграм