Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему предложения министра финансов Антона Силуанова пересадить чиновников на «Лады». Программа вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
На сессии Петербургского международного экономического форума министр финансов Антон Силуанов заявил, что государство должно взять на себя риски бизнеса по реализации товаров и обеспечить спрос. В качестве одной из мер повышения спроса на продукцию отечественного автопрома он предложил пересадить чиновников на «Лады».
Еще в конце 90-х тогдашний вице-премьер Борис Немцов первым попытался отучить чиновников от иномарок. Президент Борис Ельцин идею поддержал и подписал распоряжение, согласно которому госорганизациям запрещалось закупать иномарки за счет бюджета. Но результат инициативы исчерпывался лишь одним примером: ездил на «Волге», довольно недолго, только Немцов.
Важный момент - на сегодняшний день отечественный автопром - это «упрощенные» комплектации машин и частичный простой конвейеров из-за разрыва логистических цепочек. «Волга» сейчас не выпускается, Ё-мобиль так и не производят. А в линейке моделей «Лады» автомобили бизнес-класса не просматриваются. Зато озвучивают инициативы о восстановлении производства «Запорожцев»...
Поможет ли инициатива повысить спрос на отечественные автомобили? Есть ли в этом здравый смысл? Заявление Силуанова — популизм? Или реальное намерение поддержать российский автопром?
Одобряет инициативу Силуанова экс-губернатор Псковской области Евгений Михайлов, в свое время намотавший тысячи километров по районам области именно на «Волге». Правда, на втором губернаторском сроке поменял продукцию «ГАЗа» на «БМВ». На его взгляд, российский автопром хоть и отстает от иностранного, но все же имеет некоторое разнообразие и уровень качества.
«В 90-е годы был большой разрыв в качестве машин. Потом наблюдался подъем в производстве. Сейчас наш автопром хоть и отстает, в любом случае будет проблема, поскольку мы под санкциями находимся. Хочешь, не хочешь придется возвращаться к отечественному производителю. Тем более что он довольно сильно подтянулся. Большая проблема с комплектующими. Сейчас мы просто говорим о западной поставке, а надо было развивать свои. Что касается чиновников, то какой-то смысл есть в этом. Машины сейчас разные выпускаются, разного класса. Движение в этом направлении – это нормально. Как конкретно сделают — надо смотреть».
Первый секретарь Псковского обкома КПРФ Петр Алексеенко считает предложение министра финансов популистским заявлением. Он уверен, что нужно возрождать отечественное автомобилестроение, но в ближайшие годы без иномарок страна не обойдется.
«Многое упущено в наших технологиях, в наших разработках, проектах. Одно время наше автомобилестроение было на подъеме. Наши ЗИЛы, КамАЗы, ГАЗы пользовались спросом. Потом сделали ориентацию на Запад. Немцов собирался посадить на "Волги", но ничего не получилось, теперь - на "Лады" собираются. Но это так, популистские заявления, я считаю. Но, если будут конкретные вложения в отрасль, то, конечно, это поможет поднять наше автомобилестроение, чтобы сильно не зависеть от Запада. В свое время "Победа" пользовалась спросом, "Москвичи", "Волги" нормальные были и другие модели. Считаю, что надо восстанавливать отечественный автопром. И параллельно, если есть возможность, закупать импортные машины. Думаю, что мы не сумеем обеспечить отечественный авторынок продуктами собственного производства».
Подобные предложения уже звучали, но чиновники, в том числе авторы такого рода инициатив, не подают пример перехода на отечественные автомобили, утверждает вице-спикер Псковского областного Собрания Армен Мнацаканян. По его мнению, следует пересмотреть цены на машины российского производства, чтобы сделать их более доступными.
«По поводу предложения министра Силуанова скажу следующее. Мы такой лозунг уже слышали, когда всех хотели пересадить на отечественные автомобили под названием "Волга". Коротко говоря, если бы Силуанов сказал это сегодня, а завтра пересел на эту машину, то это был бы показательный факт. Конечно я понимаю, что такой государственный механизм раскручен, чтобы помогать нашим производителям. Но есть и другие способы поддержать автопром. Мое мнение такое: время пройдет, и никто никуда не пересядет – говорю однозначно. Необходимо пересмотреть ценовую политику таким образом, чтобы не только Лада, но и все автомобили, которые производятся в России, в конце концов стали доступными нашему населению по ценовой политике. Сегодня у потребителей есть возможность выбирать или поддержанную иномарку или новую российскую машину по равнозначной цене. Такого выбора не должно быть. И по комплектации, и по устойчивости, безопасности автомобили должны быть доступны, чтобы люди стали покупать "Лады". Вот мое мнение».
На отечественные автомобили и так повышен спрос на фоне санкций, считает депутат Псковского областного Собрания Алексей Севастьянов. Именно поэтому машин может даже не хватить.
«Я большого смысла во всем этом не вижу, поскольку в России достаточный спрос на отечественные автомобили. Правительства регионов, администрации приобретают "Лады" и другие российские машины. Такой спрос есть, он будет и завтра в связи с тем, что ушли многие производители с территории РФ. Думаю, это преждевременная мера. Очередь на автомобили еще может увеличиться».
Полностью согласен с инициативой министра финансов активист «Убитых дорог» Николай Мельков. На его взгляд, еще лучше будет пересадить чиновников на общественный транспорт и на велосипеды.
Фото: Николай Мельков / «Вконтакте»
«В этом есть большой смысл. По использованию чиновниками автомобилей, в том числе и в Пскове, видно, что автомобили как правило импортные, но сборка в России, как говорят они. То есть они не свой местный автопром поддерживают, а иностранный. Если мне память не изменяет, то в прошлом году было выделено около 20 миллионов на автопарк администрации Псковской области. Это довольно большая сумма. Он периодически обновляется, видим, что происходят докупки. Было бы правильно пересадить чиновников на российский автопром, а еще лучше – на общественный и двухколесный транспорт, на велосипеды, чтобы они ответственно подходили к развитию общественного транспорта и велодорожек в городах».
Спрос на российские машины повышать нужно, объяснил депутат Псковской городской Думы, секретарь Псковского горкома КПРФ Сергей Федоров. Однако качество отечественных автомобилей оставляет желать лучшего, а это, в свою очередь, спровоцирует увеличение количества обращений в техцентры из-за поломок.
«С точки зрения поддержки отечественного автопрома, это, безусловно, плюс. Его, кроме российских потребителей, никто покупать не будет. Мы оставим кучу людей просто без зарплаты, не обеспечим рабочие места. Касаемо ситуации в целом на авторынке, значительно увеличатся расходы на содержание автомобильного парка. Поскольку наш автопром страдает в своем качестве очень сильно. У нас недостаточно нормальных технологий по производству блоков и технологических карт. Наши автомобили без проблем могут отходить до 250 тысяч километров, в то время как любая иномарка легко переплывает этот порог. К сожалению, количество обращений в сервисные центры и количество поломок у нас увеличится в разы».
Сегодня наши комментаторы неоднозначно отнеслись к предложению пересадить чиновников на «Лады». Многие придерживаются мнения, что заявление министра финансов популистское, такие инициативы озвучивались не раз.
Казалось бы – подай чиновники пример — и покупатели будут чаще выбирать российский автопром. Но что делать, если российские автопроизводители не справятся с объемом госзаказа, и выбирать будет не из чего? Ведь некоторые необходимые запчасти и комплектующие до сих пор не производят у нас. Тогда действительно придется пересесть уже не на «Лады», а на автобус или велосипед.
Анастасия Сливинская