АвтоМир / За рулём

Тяжело в вождении: в автошколах будут учить по новым программам  

02.09.2022 17:30|ПсковКомментариев: 0

С каждым годом получить водительские права становится сложнее. По крайней мере, так говорят сами будущие автомобилисты и мотоциклисты. Статистика подтверждает: учеников, сдавших экзамен с первого раза, все меньше. Связано ли это с трансформацией экзаменационных испытаний или качеством подготовки в автошколах - вопрос спорный. 

С 1 сентября вступили в силу очередные нововведения в этой сфере. Теперь желающие стать автомобилистами могут рассчитывать на большее количество часов в городе. А тем, кто хочет получить новую категорию в придачу к уже имеющейся, не придется просиживать штаны на теории. Псковская Лента Новостей узнала, что думают о новых программах в автошколах, и почему псковичи отправляются на пересдачу. 

 

Правила новые, маршрут старый 

В прошлом году ввели новый регламент экзамена на получение водительских прав. Кардинальным изменением стала отмена площадки. Точнее, упражнения, которые ранее выполнялись на автодроме, теперь приходится делать в условиях городского движения. Это значительно усложнило жизнь кандидатам в водители, которые ранее парковались, разворачивались, заезжали в «гараж» и на горку в спокойной обстановке.

Стандартного маршрута, по которому гоняют выпускников автошкол, теперь нет. Есть только определенный перечень улиц - экзаменатор сам выбирает, по какой из них ехать на финальном испытании. При этом, как показывает практика, псковские инспекторы все равно предпочитают старый маршрут на Запсковье. Видимо, прекрасно понимают, что если отправить будущих водителей по всему городу, будет стопроцентная несдача или транспортный коллапс.

Показатели итак оставляют желать лучшего - по данным МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области, практический экзамен с первого раза сдают всего 10% претендентов на получение прав. Более того, только по итогам 6 месяцев 2022 года в регионе произошло 20 ДТП, виновниками которых стали молодые водители со стажем управления до двух лет.

С теорией ситуация лучше - ее сдают 80-90% «перворазников». В теоретической части пока все без изменений: 20 вопросов, за каждый неверный ответ - 5 дополнительных по той же теме. Если допущены две ошибки в одном блоке, либо более двух во всем тесте - пересдача.  

Новые правила подготовки водителей предусматривают изменения в части практики и теории. С 1 сентября 2022 года (в соответствии с приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. № 808): 

  1. Увеличено количество часов, отпущенных на практическую подготовку на категорию В, в городских условиях. На площадку будет отведено 18 часов, на город - 38 (вместо 24 и 32 соответственно). 
  2. В теоретической части впервые появится курс «Электронные системы помощи водителю» и «Изучение особенностей управления автомобилями с высокой степенью автоматизации». Предположительно, это поможет новичкам разобраться в работе активных систем полуавтоматического управления, к примеру, адаптивного круиз-контроля.
  3. Будет сокращена теоретическая программа для водителей, у которых уже есть права, но они хотят открыть новую категорию. Например, мотоциклисты смогут проходить обучение по сокращенному втрое курсу теории. 
  4. Ученики получат право выезжать на автомагистрали, но это не обязательно, так как скоростные трассы есть не во всех населенных пунктах.

Возраст имеет значение  

Псковские автошколы уже подготовили соответствующие изменения в образовательные программы. Однако директор Учебного центра «Псков» Николай Иванов считает, что на качество подготовки водителей это не повлияет. В автошколе УЦ новшества ввели еще с 1 апреля - как говорится, надо так надо. «Но я считаю, что это не совсем хорошо. Сократили обучение на автодроме, теперь приемка экзаменов сопряжена с определенными трудностями в условиях городского движения», - заявил Николай Иванов. 

Количество учащихся в автошколе не уменьшилось, а вот сдавать с первого раза стали меньше. Эксперт связывает это, прежде всего, с тем, что в Пскове достаточно интенсивное движение. И для учеников затруднительно выполнение автодромных элементов в городе, например, параллельная парковка.

«Претенденты на получение прав боятся задеть другие машины, подстраховываются, поэтому с трудом выполняют упражнения, которые легко делали на автодроме», - пояснил директор Учебного центра. Ситуацию осложняет большое количество перекрытых из-за ремонтов улиц. 

Николай Иванов подчеркнул, что проблемы с теорией возникают гораздо реже, и даже сокращение курса для некоторых категорий учащихся на ситуацию не повлияет. «В условиях пандемии мы обучали теории онлайн, сейчас много образовательных программ в цифровом виде, некоторые учащиеся используют их параллельно с очным обучением. Я думаю, это несущественные изменения. Главное - приобрести практические навыки», - подытожил Николай Иванов.   

«Если уже сдал на А, то при обучении на В можешь и не ходить на всю теорию», - согласна с ним инструктор одной из псковских автошкол Анна Андреева (имя и фамилия по ее просьбе изменены - прим. ред.) При этом она заметила, что билеты забываются очень быстро, и лучше не пренебрегать ими. 

Инструктор тоже уверена, что новые образовательные программы ничего кардинально не изменят. «Каждый человек индивидуален и приходит в автошколу с разными навыками. Кто-то умеет ездить и ему надо только отработать маршрут и какие-то нюансы, - поделилась наблюдениями она. - А есть вообще нулевые, им надо больше занятий».

Есть также разница в восприятии информации: кто-то усваивает новое лучше, кто-то хуже. Здесь немаловажное значение имеет возраст - инструкторы замечают, что тем, кто приходит в автошколу в 18, гораздо легче тех, кому стукнуло 65. 

Анна Андреева считает, что нужно ввести ограничение по возрасту обучающихся, а увеличение количества часов на город полностью поддерживает. «Я больше внимания уделяю городу, потому что только там у учеников приходит понимание обстановки на дороге, что они не одни, и есть другие участники дорожного движения. На автодроме это все сымитировано, я считаю, что там вообще делать нечего. Приезжаю туда буквально на одно вождение за весь процесс обучения. На площадке расставлены конусы, их легко запомнить, а городе машины стоят по-разному, при парковке приходится думать головой», - рассказала инструктор. 

При этом претенденты в водители замечали, что инспектор может попросить заехать на автодром. Поэтому следует все же просить инструктора познакомить с площадкой. 

«Экзамен усложнился, люди потупели»

В ГИБДД тоже положительно относятся к нововведениям, так как человек, получивший навыки вождения в городе на экзамене и после него будет чувствовать себя увереннее. «Кандидат в водители должен показать инспектору, что после прохождения курса обучения он готов к самостоятельному управлению транспортным средством», - подчеркнул начальник МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области Михаил Григорьев.

Он рассказал, что перед началом практического экзамена инспектор традиционно смотрит, как кандидат подготовил место водителя (регулировка сиденья, зеркал, пристегнутый ремень). После этого ученику предстоит выполнить команды по требованию сотрудника МРЭО. К примеру, проверяется умение перестраиваться, двигаться с максимально разрешенной скоростью, правильно проезжать перекрестки. 

Ежемесячно на получение водительских прав претендуют порядка 350 человек, завершивших обучение в автошколах. Большой поток желающих стать водителями наблюдается летом. «Основной контингент летом - это молодые люди, которые находятся каникулах, либо перед поступлением в учебные организации», - пояснил Михаил Григорьев. 

Он также считает, что львиная доля впервые попробовавших свои силы на практическом экзамене его проваливают по причине того, что в городе выполнить упражнения, которые раньше делали на автодроме, сложнее. «Рядом с тобой находятся другие участники дорожного движения, пешеходы. Хоть параллельная парковка проверяется на дорогах с менее интенсивным движением, это все равно намного труднее, чем на закрытой площадке», - подчеркнул начальник МРЭО. 

Бытует и мнение, что дело не только в усложнившихся испытаниях для будущих водителей. А в том, что общество деградирует.

«Дети другие стали. Раньше мы общались, гуляли, играли, развивались как-то. Сейчас они сидят в компьютерах, - пояснила инструктор Анна Андреева. - Потом к нам приходят и начинают ехать, будто играют в "танчики" в компьютерной игре. Понимания, что такое техника, и как она работает, у них нет. Это деградация общества». 

Хотя, заметила она, и к приему экзамена стали подходить серьезнее. В 2012 году для получения заветной карточки могло хватить успешно сданных теории, автодрома и поездки по городу «от столба до столба». Практический экзамен зачастую длился не более 5 минут в стиле «стронулся, переключился - молодец, держи права». Теперь сотрудник ГИБДД может не отпускать ученика до 30 минут и сделать все, чтобы тот прочувствовал максимум прелестей передвижения на машине. Параллельная парковка, заезд в гараж под углом 90 градусов, остановка на подъеме, разворот в ограниченном пространстве - все это экзаменуемые выполняют в городских условиях. С большими перепуганными глазами и трясущимися руками. 

«Раньше этого ничего не просили. Экзамен усложнился, а люди потупели, поэтому сдачи плохие», - уверена наша собеседница. Конечно же, есть и способные ученики, которые все знают и умеют.

Например, ее подопечный Артем Шестопалов сдал все испытания на получение категории В с первого раза. «Самое сложное было - совладать с волнением перед экзаменом, - поделился он впечатлениями. - Маршрут был хорошо изучен и не вызвал ни единой проблемы. Инспектор попался достаточно вежливый, но внимательный к ошибкам». 

Пскович отметил труды его преподавателей. «С теоретиком мне очень повезло, он знакомил нас с ПДД частенько в юмористической форме, также любил приводить примеры из жизни. С вождением мне также повезло. Инструктор, помимо основных правил, учил меня манере вождения. Я откатал всю положенную норму. Экзамен сдал с первого раза благодаря хорошей подготовке, собственному желанию и доле везения», - уточнил Артем Шестопалов. 

За рулем он пока ездит не слишком много, но в ближайшем будущем эта потребность возрастет. «Я получил немало знаний, как теоретических, так и практических, благодаря чему я чувствую себя вполне уверенно на дороге», - заверил молодой водитель. 

Часов не наблюдают 

Он один из немногих, кому достаточно одного визита в экзаменационное отделение ГИБДД. Причины неудач могут быть разными - от качества подготовки до банального волнения, неумения сдерживать эмоции в стрессовых ситуациях. Ученик может ездить идеально, инструктор уверен в нем на 99%. Но как только в машину садится инспектор, все идет не так, как планировалось. 

«Очень сказывается психологическая готовность кандидата в водители, потому что приходит инспектор, задает вопросы, ставит конкретные задачи. Везде видеокамеры. Конечно, люди переживают, начинают волноваться, не выполняют упражнения, либо просто теряются в условиях городского движения», - подтвердил начальник МРЭО. 

А Гарик Есоян, тоже недавно пополнивший армию новичков за рулем, не смог получить права с первого раза по другой причине. С нервами, как и с теорией проблем не возникло. «Причины, думаю, и в довольно дотошном инспекторе, и в состоянии машины. Было не очень комфортно, завалил только город, автодром сдать удалось», - пояснил Гарик. Он попал на экзамен еще по старым правилам. 

По поводу откатанных часов пскович затруднился ответить, так как не уделял должного внимания подсчету. «Были совместные занятия с другим учеником инструктора, ну я не задавал лишних вопросов, воспитание такое. Хотя нужно было», - вздохнул наш собеседник. После неудачного экзамена он решил поменять инструктора, откатал пару занятий на другой машине, которая была в прекрасном состоянии, и без проблем получил корочки водителя. 

«На машине езжу довольно часто, навыки оцениваю на 7 из 10, если говорить только о полученных в автошколе. Основные получил от другого инструктора на тех двух занятиях», - подытожил водитель. 

А Ксения Смирнова (имя изменено - прим. ред.) минувшее лето посвятила обучению вождению в великолукском ДОСААФ. И, несмотря на то, что не справилась с управлением автомобилем в городе, положительно отозвалась о качестве преподавания. «Мы занимались 3 месяца, и с первого теоретического занятия стало ясно, что заведение очень серьезное, педагог-теоретик подробно разбирал с нами темы. Мы вели конспект, и за полтора месяца тетрадь в 48 листов у меня закончилась. Плюс мы решали билеты в конце каждого занятия».

Затем была тренировка на компьютерах, предварительный теоретический экзамен в автошколе, и только успешных кандидатов допустили до экзамена в ГАИ. Всему этому, по словам Ксении, сопутствовала атмосфера истинной школьной строгости и зубрежки, что помогало сосредоточиться. «Преподаватель старался найти подход к нам, пусть и в своей своеобразной манере. Занятия сопровождались его армейскими шутками и забавными понятными примерами дорожных ситуаций. Поэтому часто мы уходили в хорошем настроении, несмотря на то, что могли провалиться в решении пробных билетов», - рассказала великолучанка. 

Вождение в местной автошколе проходило в два этапа: сперва ученики осваивали площадку и только после внутреннего экзамена на ней ехали учиться в городе. Каждому этапу уделяли от 1 до 1,5 месяцев, занятия длились по 30 минут. «С инструктором мне повезло, попался настоящий учитель, спокойный, уравновешенный, переживающий, при этом настойчивый и назидательный. Он научил меня не бояться дороги, был со мной вежлив, заботился о моих чувствах, потому что процесс вождения для девушек всегда очень нервный», - заметила Ксения.

Во время обучения она многое смогла в себе преодолеть, многому научилась: «И пусть я водитель только в теории, я считаю, что полученные навыки мне всегда могут пригодиться, и когда-нибудь я точно сдам». 

Экзамен Ксении показался рутиной: пришлось очень много времени провести в ГАИ, долго ждать инспектора, принимающего практическую часть. К тому же, в день сдачи, 31 августа, на улице было очень холодно, и кандидаты в водители очень замерзли. Ксения признает, что на экзамене вела машину не идеально, не вовремя нажала на тормоз и не пропустила встречку - потому и отправится на пересдачу. Однако по какой-то причине в экзаменационных документах написали, что она выехала на встречную полосу.

«Эта неправда меня очень задела, как и то, что предыдущая девушка в конце экзамена при парковке пересекла сплошную, встретилась со встречной машиной, припарковалась в противоположном направлении полосы движения и все равно сдала», - возмутилась Ксения. В связи с этим она предположила, что на экзамене присутствует субъективная оценка в духе «нравится-не нравится». Одним везет, другим нет. И лишь время покажет, кому стоило дать права, а кто лучше бы остался пешеходом. 

Пожелаем удачи Ксении и другим начинающим водителям. Учитесь, успешно сдавайте экзамены, будьте аккуратны и взаимно вежливы на дорогах. 

Ульяна Ловыгина 

опрос
Вы бы стали пользоваться тонировкой в машине, если бы отменили все требования к ней?
В опросе приняло участие 4442 человека
ПЛН в телеграм