АвтоМир / За рулём

Угроза на тротуаре: нужно ли запрещать в городах кикшеринг?

05.09.2023 18:41|ПсковКомментариев: 0

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» об инициативе передать муниципалитетам права на запрет кикшеринга. Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).

 

Средства индивидуальной мобильности, в частности электросамокаты, становятся все популярнее с каждым теплым сезоном. Именно поэтому создаются правила, которые регулируют их движение на дорогах. Например, с 1 марта в России вступили в силу новые ПДД, согласно которым электросамокаты были приравнены к транспортным средствам. В поправках четко указаны скорость и место передвижения, зависящие от массы электротранспорта, а также возрастное ограничение на его использование.

В Пскове с представителями кикшеринга было подписано соглашение, которое регламентирует использование в городе электросамокатов. На некоторых участках скорость передвижения должна автоматически снижаться, а на территории Кремля проезд полностью ограничен.

Несмотря на это, угроза, которую порой создают электросамокатчики и себе, и окружающим, до сих пор не исчезла. Именно из-за участившихся случаев агрессивного вождения на электросамокатах вице-спикер Госдумы Владислав Даванков предложил дать право муниципалитетам запрещать кикшеринг.

Общественность по-разному отреагировала на инициативу. Кто-то приводит в пример Париж. В столице Франции с 1 сентября введен запрет на аренду электросамокатов. Причиной стали многочисленные жалобы на разбросанные по всему Парижу средства передвижения. В Пскове такую картину тоже периодически можно наблюдать.

Есть и те, кто не поддерживает идею вице-спикера Госдумы. На их взгляд, для решения всех проблем с электросамокатами, достаточно отрегулировать правила дорожного движения и создать соответствующую инфраструктуру.

К тому же немало россиян уже приобрели этот транспорт в личное пользование, и не факт, что без арендных электросамокатов на дорогах станет безопасно. Также владельцы кикшеринга понесут убытки, ведь им придется свернуть свой бизнес в том случае, если в их муниципалитете будет принято решение о запрете арендных электросамокатов.

Нужен ли Пскову инструмент, с помощью которого можно запретить арендные электросамокаты? Сегодня об этом в программе «Дневной дозор».

Полностью запрещать электросамокаты неправильно, но нужно регулировать их движение правилами, считает глава Пскова Борис Елкин. На его взгляд, необходимо разграничивать потоки дорожного движения и обеспечивать безопасность, для этого в городе создается соответствующая инфраструктура.

«Много мнений и среди горожан, и среди жителей нашей страны по поводу электросамокатов, но я бы сказал, что сейчас полностью запрещать электросамокаты, наверное, неправильно. При этом я бы регламентировал правила пользования электросамокатами, в том числе на федеральном уровне. То есть нужно оставить электросамокаты, но ввести определенные рамки, которые бы отвечали за безопасность передвижения, безопасность окружающих — пешеходов, автолюбителей, с которыми, собственно, в данном случае электросамокатчики сталкиваются и пересекаются. Поэтому полная отмена — это, наверное, преждевременно. Тем более мы планируем создавать соответствующую инфраструктуру в городе (в плане велодорожек). Мы и сейчас эту работу ведем, но в дальнейшем планируем только увеличивать темпы. Поэтому я в этом ничего плохого не вижу. Надо разграничивать потоки, надо делать это передвижение безопасным, и тогда не надо будет ничего запрещать».

По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области Аркадия Мурылева, давать муниципалитетам право на запрет кикшеринга некорректно, так как имеющихся инструментов достаточно для регулирования движения электросамокатов. Более того, предприниматели, которые занимаются данным направлением бизнеса, понесут большие потери.

«Бизнес относится ко всем запретам негативно, тем более те направления бизнеса, которые только начинают развиваться. Вы сами знаете, что кикшеринг — это новое направление, так скажем, в сфере услуг. К нему сейчас пристальное внимание со стороны государства и со стороны потребителей. Уже и правила ужесточены, разгоняться нельзя до полной скорости. Мое мнение: давать право муниципалитетам на полный запрет кикшеринга, наверное, не совсем корректно в настоящее время. Я думаю, тех ограничений, которые имеются, предостаточно для того, чтобы данное направление работало в законном русле. Что касается издержек бизнеса, конечно же, они существенные. Я думаю, что многие предприниматели, которые это направление выбрали, понесут определенные потери».

Возможно, каким-то муниципалитетам нужен запрет на кикшеринг, но в Пскове нет большого скопления электросамокатов, утверждает депутат Псковской городской Думы Сергей Гаврилов. Если все будут двигаться по правилам, то проблем с этим транспортом не будет.

«В нашем городе я не вижу большого скопления электросамокатов. Это небезопасный вид транспорта, поэтому все должно быть отрегулировано, должны быть определены места, и муниципалитет должен решать, разрешать кикшеринг или нет. Я в принципе не вижу больших проблем в использовании электросамокатов. Если все по правилам, то почему бы и нет?»

По мнению председателя регионального отделения общественной организации «Опора России» Валерия Лесникова, в муниципалитетах, где пока нет возможности разделить движение пешеходов и водителей СИМ, можно временно ограничить кикшеринг.

«По моему мнению, некоторое время назад мы жили без самокатов, и никакого отрицательного влияния это не оказывало. Да, жизнь идет вперед, бизнес идет вперед, появился такой вид бизнеса, как прокат электросамокатов. Здесь нужно выбирать между предпринимательской деятельностью и безопасностью людей, которые ходят по тротуарам. Я, хоть и предприниматель, выбираю в большей степени безопасность людей. Нужно каким-то иным образом давать возможность проехать малым средствам передвижения — самокатам, велосипедам. Нужно сделать отдельные дорожки, но никак не пересекать их с пешеходами. На сегодняшний день такая возможность пока в очень малом количестве городов имеется. Поэтому там, где такой возможности нет, я думаю, придется от самокатов отказаться. Наверное, давать право решать муниципалитетам — это правильно. У каждого муниципалитета и у каждого города есть свои возможности, свои представления об услугах, которые нужно оказывать жителям, поэтому муниципалитет должен такие решения принимать».

Для Пскова идея запрета кикшеринга бессмысленна, считает активист движения «Убитые дороги Пскова» Николай Мельков. Он отметил, что, судя по статистике, большую угрозу безопасности несут владельцы частных СИМов.

«В частности, для Пскова, я считаю, что это немножко бессмысленно. Нет такого большого спроса, чтобы каждый день видеть, как развозят кучу электросамокатов. Да, они есть, но их не так уж много. Насколько я понимаю из той же статистики, в большинстве случаев аварии происходят именно с частными электросамокатами. И как их отслеживать, пока непонятно. Введем мы сейчас ограничения, не будет кикшеринга, но частные самокаты останутся. Плюс велосипеды и подобная техника. Решения нет в этом плане, поэтому я в этом пока глубокого смысла не вижу».

Сколько было зарегистрировано транспортных происшествий с электросамокатами за первое полугодие в Псковской области, рассказала инспектор по особым поручениям отдела управления Госавтоинспекции УМВД России по Псковской области, капитан полиции Елена Степанова.

«Хочется сказать, что, к счастью, у нас и с участием средств индивидуальной мобильности за первое полугодие зарегистрировано всего два дорожно-транспортных происшествия. Это дети, которые управляли электросамокатами. Транспортные средства опрокидывались, поэтому помимо детей, управлявших электросамокатами, никто, к счастью, не пострадал. Поэтому здесь не могу привести практику на примере нашего региона. Будем надеяться, что таких происшествий у нас и не будет зарегистрировано, и пешеходы не пострадают, которые идут спокойно по своей дороге, ну и водителям в данной ситуации не хотелось бы, чтобы причинялся ущерб».

По словам заместителя главного врача по спортивной медицине Детской областной клинической больницы, депутата Псковской городской Думы Евгения Васильева, из-за неустойчивости электросамокатов часто травмируются и взрослые, и дети. Он отметил, водители СИМ практически не пользуются средствами защиты, поэтому травмоопасность электросамокатов увеличивается в разы.

«Касаемо оказания помощи детям, они часто падают с электросамокатов. Часто и взрослые травмируются на этом виде транспорта. Конечно, электросамокаты развивают очень большую скорость, несмотря на то, что, касаемо общественного пользования, у них стоят ограничители в определенных местах. Тем не менее, это довольно высокая скорость. А если вы на большой скорости попадете в яму на электросамокате, у вас априори будут очень большие проблемы. Плюс еще обратите внимание, как ездят люди на самокатах. Разве вы увидите шлемы? Увидите у них надколенники, подлокотники? Ничего этого нет».

Может быть, в России есть города, в которых без запрета не остановить поток аварий с участием электросамокатчиков. Но в Пскове такой проблемы нет. Тем более несоблюдение скоростного режима больше относится к владельцам частных электросамокатов, ведь арендованный транспорт уже настроен на снижение скорости в определенных местах. А запрет на кикшеринг нанесет удар по бизнесу, но ничего не решит.

Запретить что-либо всегда проще, но это не выход из ситуации. Все-таки средства индивидуальной мобильности уже внедрились в городскую жизнь, и искоренить их невозможно. Развивать культуру вождения и создавать соответствующую инфраструктуру — вот над чем нужно работать.

Анастасия Сливинская

опрос
Какой из железнодорожных переездов в Пскове и окрестностях находится в наихудшем состоянии?
В опросе приняло участие 1465 человек
ПЛН в телеграм