Экономика

Бюджет затянутого развития

21.12.2017 09:00|ПсковКомментариев: 13

Главный финансовый документ региона - бюджет Псковской области 2018 - прошел первое чтение, свои замечания по нему уже высказали члены согласительной комиссии и общественность на публичных слушаниях. Впереди последний аккорд - сессия Псковского областного Собрания, на которой депутаты во втором и третьем чтении рассмотрят проект бюджета региона на 2018 год и на плановый период 2019-2020 гг. Эксперты предсказывают, что большинство депутатов его поддержат, а внесенные изменения не будут разительными. Так что можно с определенной уверенностью утверждать, что именно по этому документу нам с вами в ближайший год и жить. Что же он нам сулит?

Бюджет как фигура речи

Каждый год главный финансовый документ региона награждают каким-нибудь эпитетом. То это «бюджет выживания» 2013 года, то «бюджет принуждения» годом позже, а последние года три мы живем с «бюджетом затянутых поясов». В этом году без метких метафор тоже не обошлось. И реакция, надо признать, весьма неоднозначная. Одни эксперты назвали бюджет на ближайшую трехлетку «напряженным», другие «обнадеживающим», третьи - «началом расплаты», а экс-губернатор Псковской области, ныне и.о. генсека «Единой России» Андрей Турчак, к примеру, выдал такое определение - «бюджет стабильности и развития».

К слову, запал на финансовые тропы у бывшего главы региона, похоже, иссяк. «Бюджетом развития» он уже называл бюджет 2011 года. И тогда для таких эпитетов все-таки было больше резонов, чем сегодня, потому что сложно назвать развитием попытки чиновников заткнуть прорехи расходов в утлом суденышке казны хоть как-нибудь, чтобы совсем не потонуть в нереализованных обязательствах. Причем речь идет о серьезных пробелах в здравоохранении, образовании, сфере ЖКХ. Ожидать крупных строек не приходится, потому что многое из необходимо инфраструктурного уже построили или… почти построили.

На тот же перинатальный центр в бюджет 2017-го заложили 1,5 млрд рублей. Рассчитывать на такие вливания в 2018-м - недальновидно. Впрочем, этот аргумент едва ли способен замаскировать довольно квелые статьи расходов, которые у нас, как и прежде, более чем на 90% определяются госпрограммами.

При этом и региональные власти, и лояльные им политические силы подчеркивают, что об экономической катастрофе речи не идет и идти не может. Просто мы учимся в кои-то веки жить по средствам. Удивительно только, что этот тренд все равно сложно назвать позитивным. В будущем году рост доходов в Псковской области не дотянет даже до 2%, хотя раньше этот показатель был раз в пять выше. Не планируется запуска новых инфраструктурных проектов, деньги пойдут в основном на завершение начатых, да на выплату госкредитов. Так что правильнее будет назвать этот процесс не жизнью по средствам, а попыткой свести концы с концами.

Даже глава регионального финуправления Татьяна Баринова определила бюджет-2018 как «непростой», и как раз в связи долговыми обязательствами. Да, они будут ежегодно уменьшаться, но при этом новых займов нам уже никто не даст. И дело не в скупости банков, а в Бюджетном кодексе, который законом ставит зарвавшиеся в кредитных притязаниях регионы на место.

«Ситуация сложная. Мы понимаем, что при этих параметрах мы уже не можем принять дефицитный бюджет. Те 10%, что мы с вами всегда закладывали в законе о бюджете, а это от 1,5 до 2 млрд рублей, теперь мы закладывать не сможем на те или иные проекты, которые хотелось бы финансировать. Поэтому отбор по дополнительным капитальным вложениям и по софинансированию будет более жестким», - прокомментировала главный финансист области.

По ее словам, государственный долг Псковской области, который неуклонно рос с 2010 года  будет постепенно сокращаться за счет реструктуризации долговых обязательств и замещения коммерческих кредитов бюджетными, о чем в последнее время так много говорят и пишут. Согласно прогнозам, в первые два года госдолг региона сократится на 5%, а к концу 2020 года - на 10% до 86,3%. В разы уменьшится и его обслуживание, которое «объедает» куда более важные направления бюджетных расходов.

Многие эксперты признают: проценты по коммерческим кредитам стали абсолютно непосильными для региональной казны. К 2017 году объем госдолга перевалил за 16 млрд рублей! Уже сейчас на его обслуживание Псковская область тратит почти миллиард рублей в год, это около 4% всех расходов казны. У нас на сферу ЖКХ выделяется меньше!

Без Москвы и не туды, и не сюды?

Ну а без займов региону придется уповать лишь на субсидии из федерального бюджета. Стоять на «паперти» Минфина с протянутой рукой нашей области не привыкать. Успокаиваем себя при этом расслабляющей мантрой «Не мы одни такие», поскольку многие регионы также закредитованы, страдают от дефицитного бюджета и существуют только за счет финансовых вливаний из центра. В конце концов, уже давно назрела необходимость пересмотреть межбюджетные отношения в стране с точки зрения «Каждому по потребностям». Потому что по принципу «Каждому по способностям» жить получается как-то не очень хорошо.

И тут надо отметить, что, с одной стороны, честь и хвала нашим главам регионов - бывшим и временно исполняющим обязанности, которые обивают пороги министерств, чтобы добиться дотаций. И да не оскудеет рука дающего. Но с другой, такой устоявшийся ход событий расхолаживает. Мы уже давно говорим о необходимости наращивать доходную базу, но каких-то революционных подвижек в этом направлении что-то не видно. Да и зачем, если Москва все равно поможет? Мы точно также уже не первое десятилетие на уровне страны говорим о необходимости уйти от сырьевой экономики. Говорим много, а конкретных вразумительных шагов что-то не видно. Все понимают, что так плохо, так уже нельзя, но все… привыкли.
 

Андрей Турчак, заместитель председателя Совета Федерации, исполняющий обязанности секретаря Генерального совета партии «Единая Россия»:

«Проект бюджета Псковской области сбалансирован, для первого чтения представлены укрупненные параметры, поэтому еще есть время для детализации. Наша задача - за три года сбалансировать, заместить коммерческие кредиты. Принято принципиальное решение по пролонгации, реструктуризации долга… Это бюджет стабильности, дальнейшего развития»


Впрочем, многолетние выезды в Москву в кабинеты правительства РФ, Минфина и Госдумы все-таки приносят существенную пользу. Так, Псковской области на следующий год уменьшили обязательства по софинансированию, до довольно скромных 7%.

Еще один важный момент - замещение коммерческих кредитов бюджетными. В качестве предновогоднего позитива администрация региона порадовала нас новостью о том, что врио губернатора Михаил Ведерников уже договорился с замминистра финансов Леонидом Горниным о планах по реструктуризации госдолга Псковской области. Федеральный чиновник заверил также, что регион получит дополнительные средства в виде дотации на сбалансированность бюджетов.

Свести дебет с кредитом                              

Как видно из графика, представленного выше, доходы растут у нас весьма условно, а потому и расходы нещадно урезаются. Да-да, мы помним про мегастройки, но это не отменяет того факта, что денег катастрофически не хватает практически по всем статьям. И это особенно хорошо было видно в ходе работы согласительной комиссии.

На ней же, к слову, выяснилось, что основные параметры бюджета были увеличены: доходы до 26 млрд 724 млн рублей, расходы - до 27 млрд 89 млн рублей. Финансовая поддержка будет оказана спортивным организациям, детским театрам и театрам кукол, субъектам малого и среднего предпринимательства. Вот только дефицит бюджета при этом не поменялся.

Кстати, вице-губернатор, начальник финансового управления Псковской области Татьяна Баринова неоднократно отмечала, что параметры первоначального и окончательного бюджета - это две большие разницы. Так, по 2017 году она составила около 6 млрд рублей. На следующий год ждут даже больше.
 

Михаил Ведерников, врио губернатора Псковской области:

«Год будет непростым, именно поэтому сейчас уделяю много времени работе с федеральными министерствами и ведомствами. Необходимо привлечь в регион дополнительную поддержку и обеспечить наше максимальное участие в федеральных программах. К слову, положительные изменения в этом уже есть. Региональное софинансирование к субсидиям из федерального бюджета должно сократится до 7%, что позволит нам несколько снизить нагрузку на областной бюджет. Нам удалось добиться поддержки Минфина и правительства РФ в вопросе выделения дополнительных средств и проведении реструктуризации имеющихся кредитов»
 

Это еще не все ожидания. В 2018 году, как заверила Татьяна Баринова, дефицит составит почти 370 миллионов. Но затем, начиная с 2019 года, доходы региона начнут превышать расходы. Иными словами, мы вернемся к профицитному бюджету, которого не видели уже много лет, со времен губернаторства Михаила Кузнецова. Правда, в эту перспективу верят немногие. И их не сложно понять.

Если отринуть федеральные притоки, то на региональном уровне структура доходов из года в год остается неизменной – их основу составляют налоги на доходы физлиц (8,5 млрд руб.), налог на прибыль (более 3 млрд руб.) и акцизы (порядка 3,5 млрд руб.). Количество налогоплательщиков вразумительно увеличить все никак не получается, поэтому власти постоянно муссируют тему увеличения налогов и снижения якобы неэффективных налоговых льгот, чем заметно раздражают местное бизнес-сообщество. Такие обременительные для частного сектора меры, действительно, плохо сочетаются со словом «развитие».

В этом году, к примеру, в Заксобрании планируют отменить пониженные налоговые ставки в размере 5% и 10% соответственно для таких видов экономической деятельности, как «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» и «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений».  По оценкам специалистов, нововведение затронет 21 налогоплательщика и позволит пополнить региональную казну как минимум на 1,5 млн рублей.

Начиная с 2018 года, запланировано увеличить ставку налога на имущество организаций с 1,9 до 2,2% для транспортных предприятий, в число которых входят ГП ПО «Псковпассажиравтотранс», ГППО «Славяне» и ОАО «Псковавиа». В случае принятия законопроекта сумма дополнительных доходов в бюджет области по налогу на имущество составит, начиная с 2018 года, ориентировочно около 14 млн рублей.
 

Александр Котов, председатель Псковского областного Собрания депутатов:

«Первоначальные параметры бюджета примерно соответствуют параметрам бюджета прошлого года, даже есть небольшой рост. Но при этом ко второму чтению, и это предусмотрено федеральным законом, у нас предполагается увеличение доходной части бюджета более чем на 3,5 млрд рублей. В составе этих средств и повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, и, самое главное, - финансирование всех крупных объектов, которые строятся в нашей социальной сфере. Поэтому можно с уверенностью сказать, что мы выполним все социальные обязательства… Некоторые из наших оппонентов пытаются представить, что это катастрофа. Говорят они это уже на протяжении десятка лет, но никакой катастрофы не случается»
 

Кроме того, со следующего года с 1,9 до 2,2% увеличится ставка налога на имущество организаций для транспортных предприятий. Сумма дополнительных доходов в бюджет региона оценивается в 14 млн рублей.

При этом финуправление предлагает усилить работу с предприятиями региона, чтобы средняя заработная плата на них соответствовала средней по отрасли. Финансовые гуру региона уверены, что это позволит увеличить поступления в бюджет по налогам на доходы физических лиц. Остается только гадать, что это – оптимизм или… наивность?
 

Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) депутат Псковского областного Собрания от фракции «Яблоко»:

«Регион остается в зоне высокого бюджетного риска. Дальнейшее будет зависеть исключительно от того, насколько стартовые позиции бюджета будут скорректированы во втором и третьем кварталах. Рост доходов бюджета ниже уровня инфляции. То есть фактически доходы бюджета Псковской области падают, как доходы собственно областного бюджета, так и консолидированного. Эти цифры показывают, что администрация области встречает новый бюджетный год без финансового кислорода и в очень стесненных условиях. На мой взгляд, в первом полугодии 2018 года администрация области может решать единственную в такой ситуации задачу - это увеличение помощи из федерального бюджета»
 

Но это еще не все нюансы. Аналитики из Минфина умудрились насчитать нам на миллиард с лишним прогнозируемых налогов больше, чем, чем псковское финуправление в дуэте с налоговыми органами. В министерстве проявили чудеса оптимизма, поскольку наивно полагают, что у нас зарплаты растут также интенсивно, как и в целом по Российской Федерации, а это, увы, весьма далеко от реалий.

Региональную казну нередко не удается наполнить заявленными доходами. Потому что на практике реальный сектор экономики штормит под порывами кризиса: предприятия закрываются, а те, кто еще продолжает работать - переходят на неполный рабочий день или решаются выплачивать своим сотрудникам серые зарплаты. Как следствие - региональная казна недополучает подоходный налог, основу собственных доходов в нынешней модели наполнения «кубышки».

Не жили богато, не стоило и начинать

Принцип максимальной экономии при верстке регионального бюджета на следующий год никто не скрывает. Более того, даже в официальной риторике слышатся предупреждения о том, что будет «непросто». Следует понимать, что происходит все это на фоне грядущих губернаторских и президентских выборов, что как ни крути, накладывает свой отпечаток.

Естественно, все партии будут выступать за увеличение расходных статей бюджета, без критики администрации региона тоже не обойдется: и за сокращение госпрограмм, и за слабое наполнение доходной части, и за неисполнение социальных обязательств, которые власть клянется и божится исполнять на все 100. Но во всем этом есть какое-то бюджетное дежа вю. Даже в непредвыборные годы мы окунались в ту же историю. И бюджет все равно неизменно принимался. Единственное исключение случилось при губернаторе Евгении Михайлове, в начале 2000-х, тогда область жила по 1/12 прошлогоднего бюджета, и ничего хорошего региону это не дало.

 

Олег Брячак, депутат Псковской городской Думы («Справедливая Россия»):

«Еще в 2013 году на слушаниях по бюджету в присутствии экс-губернатора Андрея Турчака я высказывался о недопустимости роста закредитованности региона путем взятия коммерческих кредитов. Я говорил, что это путь в никуда и это яма, которая ни к чему хорошему не приведет. В итоге получилось, что долг региона на сегодня составляет порядка 16 млрд рублей. Заработанных денег уже не хватает для того, чтобы обслуживать кредит и платить проценты.
Сегодня я хотел бы констатировать следующий очень положительный для нас факт. Мы не увидели в этом бюджете новых кредитов. Кредитов в 18-м году область больше брать не будет, а это очень хорошо. Этому факту мы рады. Мы понимаем, в какой сложной ситуации находится администрация, какое непростое наследство получил новый руководитель. Неправильно было бы идти в штыковую атаку»
 

Вряд ли мы столкнемся с чем-то подобным в этом году. Парламентские обсуждения и публичные слушания прошли на удивление спокойно без жарких прений и скандалов. Даже согласительная комиссия показала в этом году максимальный градус задушевности, хотя рассматривались вопросы крайне болезненные, и не по всем возникло то самое согласие. Традиционный обмен колкостями между фракциями спишем на политический этикет – без этого нельзя.

Открыто против проекта бюджета высказались депутаты от фракций КПРФ, ЛДПР и «Яблоко», что в общем-то предсказуемо. А вот «Справедливая Россия» удивила, трансформировавшись из оппозиции по вопросам бюджета в ключевого союзника. Еще год назад эсеры не жалея сил критиковали главный финансовый документ, и негодовали, что долг Псковской области увеличился за год примерно на 3 миллиарда. Ныне же члены партии открыто заявили о поддержке бюджета, пояснив, что приветствует взятый администрацией курс на уменьшение госдолга. Надо полагать, такая поддержка выдана своеобразным авансом.

С другой стороны, можно сколько угодно долго критиковать бюджет (как, собственно, это и происходит каждый год), но при этом нужно понимать - от традиционных сетований на скудость областной казны, доходы региональной казны точно не увеличатся. И здесь встает сложный вопрос приоритетов. Вот куда направить деньги, если есть четкое понимание, что на все, даже самые важные социальные задачи их не хватит?  Многие наказы избирателей  ждут решения уже не первый год и просто кочуют из бюджета в бюджет.

На каждом заседании той же согласительной комиссии рефреном звучала мысль, что нужно довольствоваться тем, что есть. Как говорится, денег нет, но вы держитесь, - так итоги работы охарактеризовал член комиссии, руководитель фракции КПРФ в областном собрании Петр Алексеенко, назвав эту фразу (которую в свое время произнес премьер Дмитрий Медведев) основным лозунгом согласительных прений.

В перечень наказов на 2018 год включили лишь капремонт спортивного зала Харлапковской школы в Палкинском районе и ремонт кровли культурного центра «Бригантина» в Сосновом Бору. Предполагается, что эти объекты будут приведены в порядок за счет федеральных средств. Все остальные обращения, поступившие в согласительную комиссию, как заверила первый вице-губернатор Вера Емельянова, в любом случае останутся на контроле.

 

Анатолий Копосов, вице-спикер Псковского областного Собрания (КПРФ):.

«Социальное направление у нас остается затронуто в меньшей степени, по всей видимости. И все слова о том, что мы все сохраним все в полном объеме, наверное, расходятся с действительностью. И красивые слова о том, что у нас наблюдается рост промышленного производства... По нашей области этого не видно. Беда в том, что у нас с вами в нынешние годы вообще не ставится задачи по увеличению объемов промышленного производства. В мои годы практической деятельности это была основная задача, и мы ночевали на работе, чтобы ее решить»
 

В числе других значимых поправок, которые удалось внести в главный финансовый документ региона, возобновление программы по поддержке садоводов (на что будет выделено 2,5 миллиона рублей), 5 миллионов рублей получит фонд капитального ремонта на доставку квитанций населению, на 3 миллиона рублей увеличится региональное финансирование программы «Доступная среда», 6 миллионов рублей получит областная клиническая больница на проведение высокотехнологичных операций.

И все-таки это полумеры. Те же 6 млн рублей на проведение плановых операций по стентированию не покрывают потребности областной больницы, которая в 4 раза больше! К тому же за бюджетным бортом оказалось и хирургическое лечение ишемической болезни сердца, и протезирование, и химиотерапия больных туберкулезом и еще очень много направлений в здравоохранении. 

И снова мы возвращаемся к надеждам на федеральный центр. Лишь с оглядкой на него местные чиновники готовы обещать увеличить в течение года увеличит финансирование программ в здравоохранении, образовании и социальной сфере.

Ко второму чтению проекта уже будут представлены поправки в сумме 2,673 млрд рублей. Основная сумма увеличения - это дотация 1,4 млрд на сбалансированность бюджета, которая позволит проиндексировать заработную плату работникам бюджетной сферы на 4%.

Нет сомнений, что в следующем году нас не ждет финансовая катастрофа, банкротство или массовый голодомор. Очевидно и то, что нам не удастся даже за три ближайших года выбраться из долговой ямы, решить проблему низкой доходной базы и острой нехватки средств даже на самые ключевые потребности региона. Можно ли назвать бюджет-2018 с учетом таких вводных бюджетом развития – большой вопрос. Не затянулось ли оно вместе с «поясами»? 

Алексей Овчинников

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Экономика
опрос
Адаптировались ли вы к деградации мобильного интернета?
В опросе приняло участие 107 человек