О рисках «крупномасштабных сбоев» в промысле сардины иваси и значительном увеличении из-за этого цен на некоторые виды рыбной продукции предупредили дальневосточные компании «Тралфлот» и «Софко», входящие в группу «Сигма Марин Технолоджи». Об этом сообщает РБК.
В середине марта гендиректор обеих компаний Владимир Рекасов направил вице-премьеру Виктории Абрамченко соответствующее письмо. Представитель вице-премьера подтвердила поступление письма и уточнила, что оно будет направлено на проработку в профильные ведомства.
Сбои в промысле могут возникнуть в связи с вступлением в силу нового требования о таможенном декларировании так называемых незаходных судов, указано в письме. Речь идет о судах, которые добывают рыбу по российским квотам, но были построены или куплены за рубежом и обслуживаются и ремонтируются в иностранных портах. В конце 2020 года правительство приняло постановление, согласно которому до 1 января 2022 года все суда, произведенные или приобретенные за пределами Евразийского экономического союза и занимающиеся рыболовством в исключительной экономической зоне России, должны пройти таможенное декларирование. Без этого они лишаются права на добычу рыбы по российским квотам.
У «Тралфлота» и «Софко» три таких судна — это супертраулеры «Сергей Бочкарев», «Петр I», «Ерофей». Построенные в 1990-е годы в Испании траулеры переоборудовались и модернизировались российскими компаниями, сейчас они самые высокопроизводительные в мире, отметил Рекасов. Каждое судно в год может добывать более 80 тыс. т водных биоресурсов, и около половины добычи приходится на скумбрию и сардину иваси, промысел которой не так давно возобновился.
Сейчас сардина иваси — самая дешевая рыба в России: 1 кг с доставкой до порта Владивостока стоит у рыбаков, по словам Рекасова, 40-45 руб. Для сравнения: 1 кг минтая, который в этом году рекордно подешевел, сейчас стоит на Дальнем Востоке у рыбаков 68 руб., тихоокеанской сельди — 65 руб.
Гендиректор «Тралфлота» и «Софко» просит вице-премьера поддержать предложение Всероссийской ассоциации рыбопромышленников увеличить переходный период до 1 января 2024 года. Введение нового требования приведет, по словам Рекасова, к крупномасштабным сбоям на промысле скумбрии и сардины иваси и, как следствие, «существенному сокращению объема поставок сардины иваси на внутренний рынок».
Задекларировать иностранные суда так или иначе придется, но, если это нужно будет сделать в 2021 году, компании будут вынуждены отказаться от низкорентабельных видов промысла, то есть иваси, и перейти на добычу более рентабельных биоресурсов, констатирует Рекасов. Сокращение поставок приведет к увеличению отпускной цены иваси: по оценкам эксперта, она может увеличиться на 20-25%.