Современный бизнес должен быть социально ответственным, убежден генеральный директор завода «Титан-Полимер» Герман Петрушко. Высокий уровень социальной и экологической ответственности - принципиальная позиция компании. Если приходишь в регион со своими проектами, ты становишься неотъемлемой частью жизни местного сообщества. На этом пути просто не может быть мелочей. Этому принципу подчинена реализация проекта «Титан-Полимер» в ОЭЗ «Моглино». На какой стадии находится строительство предприятия? Когда следует ожидать запуска производства? Какую роль играют полимеры в жизни современного общества? Обоснованы ли экологические фобии псковичей? На эти и другие вопросы в интервью Псковской Ленте Новостей ответил Герман Петрушко.
- Герман Львович, идет строительство завода «Титан Полимер» в особой экономической зоне «Моглино». Расскажите, какая очередь проекта реализуется? На какой стадии находится строительство?
- Сейчас мы находимся в заключительной фазе. Сейчас начинается монтаж оборудования. Сегодня у нас работает итальянская компания «Lorandi» , это сбор емкостного оборудования для гранулятора. Это восемь емкостей, собранных по особой технологии. Сейчас их представители находятся на площадке, они собирают эти емкости и устанавливают их в торце здания. В настоящий момент идет подготовка к монтажу холодильной установки. Я думаю, что в июле мы ее поставим. Завершается подготовка помещения для установки оборудования для нагрева масла.
Одним словом энергетическая составляющая проекта уже сейчас в стадии реализации и непосредственного монтажа оборудования. Принципиально важный для завода момент: мы установили системы пожарной безопасности — это новейшая система компании FLAMAX, одного из флагманов в мире систем пожарной безопасности на промышленных объектах. Поставлены насосы первой очереди. Идет строительство ливневого резервуара.
Кроме того буквально в ближайшие дни мы ожидаем приезд представителей немецкой компании «Kampf». Они приступят к монтажу и настройке резательного оборудования. Большое по размеру и технологически сложное оборудование. Будет установлено четыре машины из пяти — одна большая и три малых.
Полностью сегодня подготовлена территория под установку оборудования для нанесения металлизированных покрытий. Мы планируем установить два металлизатора. Сейчас ожидаем представителей производителя, британской компании «BOBST», для монтажа.
Выслали визы на прием представителей «Bonfanti». Это итальянская компания, один из ведущих мировых брендов в части производства подъемного оборудования и решений, связанных с технологическим перемещением грузов. На предприятии это один из стратегически значимых участков. Тут тоже все готово к монтажу.
Уже на этой неделе приезжает сюда г-н Лутц, представитель немецкой компании «DORNIER», поставщиков основного оборудования нашего предприятия. Предстоит работа по установке и наладке экструдеров. Вот так обстоят дела на данный момент.
- Объективные трудности 2020 года — с ними все столкнулись. Это было неизбежно. Смогли вы их преодолеть, минимизировать какие-то издержки. Ощущаете сегодня последствия коронавирусных ограничений или это все в прошлом?
- Отголоски этого еще присутствуют. Мы встретили пандемию на этапе строительства предприятия. Общеизвестно, насколько не просто строительным организациям набирать людей. Тем более квалифицированных. Конечно, вирус, он незаметно, может быть, смотрится, но на самом деле свою негативную роль сыграл. Отрицать это бессмысленно. Много людей переболело, кто-то выходил из строя на продолжительное время. Был достаточно продолжительный период, когда часть людей находилась на удаленке, что не способствовало решению многих вопросов, прежде всего административных. Да и в целом легко понять, что вопросы строительства связаны в том числе и с нахождением людей самых разных профессий непосредственно на объекте. Тем не менее, я считаю, что основная масса проблем позади. Объективные трудности мы преодолели. Из потерь — только сроки реализации проекта. Вот тут немножечко сбились.
- Как оцениваете сегодняшние темпы строительства?
- Скажем так, гораздо лучше, обороты набираем. Темпы строительства заметны невооруженным глазом. Сейчас можно наблюдать наружные работы — прокладываются сети, идет монтаж высотной части. Важно понимать, что монтаж высотной части невозможен без установки оборудования. Мы его уже подняли, так что блок будет закрываться вместе с установкой оборудования параллельно. И вторая часть текущих работ — это то, что происходит внутри корпуса предприятия. В самом корпусе уже приступили на отдельных участках к чистовой отделке. На других идет монтаж оборудования или подготовка фундаментной части под монтаж. Залог успешного монтажа — безукоризненно точно выполненные подготовительные работы: фундамент и каналы. На этой неделе уже начинаем установку фальшполов, подготовку вентиляционной части на силовом блоке. Это все — важнейшие технические работы, правильное выполнение которых позволит заводу в дальнейшем работать без потерь и проблем, в том числе для окружающей среды. Поэтому я смотрю в будущее оптимистично.
- В таком случае, когда следует ожидать запуска производства? Можно сегодня с уверенностью назвать примерные сроки?
- Конечно можно. Запуск производства планируем в четвертом квартале этого года.
- Герман Львович, мы видим, как в ОЭЗ «Моглино» потянулись потенциальные инвесторы. На недавнем Петербургском международном экономическом форуме об этом речь шла. Заинтересованы инвесторы, с их слов, открывать высокотехнологичное производство здесь именно потому, что рассчитывают получать необходимое сырье от «Титан-Полимера». Готовы сотрудничать с такими инвесторами? Их намерения понятны. Вписывается ли это в ваши планы? Готовы поставлять им продукцию, чтобы они свое производство могли организовать здесь?
- Наш проект в «Моглино» не ограничивается первой и второй очередью, а станет основой для создания целой экосистемы предприятий средне- и малотоннажной химии на территории особой экономической зоны в формате промышленного технопарка.
Являясь сырьевым центром, мы готовы развивать производство готовой продукции через промышленную кооперацию, создавая на своей территории условия для совместного использования инфраструктуры.
На площадке Технопарка мы планируем внедрять инновационные решения и высокотехнологичные научные разработки, подключая передовые университеты и представителей научного сообщества.
Промышленный Технопарк даст нам не только увеличение объема инвестиций в особую экономическую зону, но и дополнительное количество высокопроизводительных рабочих мест, налоговых отчислений и новых резидентов.
- В ОЭЗ «Моглино» вы — якорный резидент, своего рода флагман, который потянет за собой всех остальных. Насколько, на ваш взгляд, близка по времени перспектива появления такого кластера. Это какое-то обозримое будущее или отдаленное?
- Вот, давайте по нашему заводу смотреть. Сейчас будем запускать первую часть проекта БОПЭТ-пленки. Затем, в течение двух лет, мы планируем реализацию второй части проекта. Таким образом, если у кого-то есть желание работать в смежном сегменте бизнеса, то уже сейчас можно начинать строить бизнес-планы, готовить проекты. Говоря о перспективе и горизонте, уверен, в течение ближайших пяти лет можно создать достаточно мощный кластер или группу компаний, которая могла бы работать в тесном взаимодействии.
- Со старта работы предприятия начнется производство БОПЭТ-пленки. Насколько эта пленка подлежит переработке? Возможен ли ее сбор для дальнейшей переработки и вторичного использования?
- Конечно, она на 100% перерабатывается в гранулы. Это может быть как комбинированная гранула, так и в чистом виде ПЭТ-гранула. Вы же знаете, что сегодня очень много компаний ставят перед собой задачи до 40% полимера возвращать в свою продукцию: либо это бутылка для повторного использования, полимерная нить для повседневной одежды. Не секрет, немецкий футбольный клуб «Бавария» и партнер клуба компания Adidas уже несколько лет одевают игроков в форму, выполненную из переработанного пластика.
Поверьте мне, я назвал только два примера, которые на поверхности. Но сегодня многие ставят перед собой подобные задачи. Объявляют о том, что 40% продукции должны быть результатом переработки и вторичного использования сырья. Поэтому пленка перерабатывается. У нас проектом предусмотрены две специальные установки, которые пленку перерабатывают в гранулы. И эта гранула может затем идти как обратно к нам в процесс, так и на реализацию предприятиям, которые заинтересованы и что-то делают из этой продукции. К примеру те же нити для одежды, всевозможные плитки тротуарные — спектр применения полимеров поистине огромный в современном мире. Вообще сложно найти какую-то область, где сегодня не применяется полимер в той или иной форме.
Абсолютно вся линейка полимеров, будь то полиэтилен, полипропилен или пэтполиэтлен, полиэтилентерефталат, сегодня востребована. У нас даже самолеты имеют в своей основе полимерные соединения. Сегодня сложно представить себе нашу жизнь без полимеров просто невозможно.
Полимеры — это неотъемлемая часть нашей жизни. К этому надо относиться как к норме жизни. Вопрос только в том, насколько разумно мы это используем. Насколько мы сами подготовлены сегодня к тому, чтобы это использовать грамотно и экологично, сдавать своевременно в переработку и обратно получать те же продукты.
- Псковичи обратили внимание, что «Титан-Полимер» демонстрирует хороший, пока, к сожалению, нечастый в нашем регионе пример корпоративной социальной ответственности. В частности в эфире «Эхо Москвы» в Пскове первый замглавы Псковского района Святослав Колинко рассказал, что «Титан-Полимер» добровольно взял на себя ряд социальных обязательств в районе. Помогаете с ремонтом социальных объектов, в частности Дома культуры и ФАПа в поселке Тямша. Планируете ли вы не ограничиваться этими объектами. Настрой на сотрудничество с Псковским районом долгосрочный или это единовременные акции?
- Мы с первых дней заявили, что настроены на долговременное сотрудничество с администрацией Псковского района. Так и работаем. Есть проработанные планы, которые хочет увидеть реализованными администрация района. Мы ознакомились с ними и подтвердили, что готовы включиться в работу по социальным объектам. Школа, ФАП, Дом культуры, который сейчас там ремонтируется, и так далее. Есть у нас в планах детская спортивная площадка в Неелово. Но тут мы пока в начальной стадии, к этому объекту следует подойти через конкретные проекты реконструкции. Но мы взяли на себя эту функцию как социально ответственное предприятие, и этот флаг опускать не собираемся.
- Это принципиальная позиция компании? Или вы пытаетесь задобрить местное население, которые изначально к вам относилось не очень дружелюбно, мягко говоря?
- Группа компаний «Титан» имеет долгую историю. Наши предприятия находятся в Омске, Нижнем Новгороде, других городах. И, собственно говоря, «Титан» везде работает как социально ответственный бизнес. Потому что понимаем, что являемся той неотъемлемой частью жизни общества, в которое мы приходим со своими проектами. Мы должны участвовать в процессах жизнеобеспечения, социальной жизни этого города, деревни, поселка. А почему бы и нет? Все-таки мы же готовим почву не только для себя. Наши дети, дети сотрудников пойдут в эти же школы, в эти же поликлиники. В этом отношении «Титан» абсолютно открыт для общения. Все что мы можем, мы посильно делаем и готовы отвечать на любые вопросы.
- Люди, тем не менее, волнуются за будущее. Некоторые думают, что вы у нас тут уже строите вторую очередь. Что вы чуть ли не ядерный реактор тут по-тихому ставите. На какой стадии вопрос второй очереди проекта находится?
- Очень много вопросов к нам было, если вспомните, по терефталевой кислоте. А что будет, если бочка упадет? А если машина перевернется? Мы тогда пытались объяснять как-то, демонстрировали специальные контейнеры. Провели, я считаю, очень большую разъяснительную работу.
В течение прошлого года была проделана грандиозная работа, в том числе с Роспотребнадзором в этом вопросе. Были привлечены независимые институты, которые делали анализ самой терефталевой кислоты. Проверяли ее на всевозможные воздействия на человека: концентрация в воздухе, влияние на почву, если ее рассыпали, влияние на воду. Это огромная кропотливая работа. Мы для этого купили терефталевую кислоту, которая находится в разных странах мира и передали независимым экспертам. И результаты показали, что терефталевая кислота по своим воздействиям на человека и окружающую среду находится ближе к четвертому классу, только по одному показателю она была в третьем классе. В целом было выдано заключение, о том, что терефталевая кислота является продуктом третьего класса опасности. Это означает, что вот этот больной вопрос был снят. Поэтому в марте этого года были внесены коррективы в нормативные документы и терефталевая кислота официально — это третий класс опасности. При этом, подчеркну, она не является аллергеном, что очень важно было для нас, потому что третий класс или четвертый, это возможные аллергические реакции. Это заключение независимой экспертизы у нас на руках. Я готов его показать. Это научная независимая экспертиза, на основе которой после этой работы принимается решение о переводе или присвоении класса опасности тому или другому продукту. В результате сейчас мы можем смело заходить в проектирование. Что сейчас и делается — предпроектная работа проводится, и мы ответственно можем сказать псковичам, что все безопасно.
Предпроектные работы включают в себя достаточно обширный материал. Идет привязка к энергетике: потреблению электричества, водяной массы и так далее. После чего по проекту идет заключение договора с проектным институтом и уже тогда мы, что называется, заходим в проект.
Вернусь к терефталевой кислоте, поскольку большая часть опасений связана именно с ней. Она ведь в большинстве стран безопасной считается. В США она никак не нормируется. В Турции считается безопасной. В Европе одна единственная страна, где она считается третьим классом опасности, это Германия. Наши контролирующие органы как раз и исходили из того, что раз так определено в Германии, пойдем по тому же пути.
Страхи и сомнения в этом вопросе связаны с тем, что отечественные нормы долгое время не пересматривались и давно утратили актуальное состояние. Европейское сообщество, мировое сообщество достаточно давно работает по другой схеме, актуализировало нормы по терефталевой кислоте. Поэтому в некоторых странах она в принципе не нормируется. Теперь к этим параметрам подошла и Российская Федерация.
Хотя и сегодня, как бы это кому-то не казалось удивительным, у нас нормы гораздо жёстче, нежели в Европе. Даже при проектировании завода наши немецкие партнеры очень удивлялись, когда мы закладывали «запас прочности» предприятия. Они смотрели и говорили, что в Европе этого и близко нет, давно никто с таким запасом не проектирует. Но у нас вечное «вдруг». Мы в общем не против, хотя это здорово удорожает проект. И, по большому счету, такие жесткие нормы оправданы там, где есть нефтехимия, газохимия, где концентрация взрывоопасных смесей очень большая. У нас же ничего подобного нет.
- Каков на сегодняшний день объем инвестиций в проект?
Инвестиции в проект на сегодняшний день это 6 с половиной миллиардов рублей. То, что уже освоено. Это что касается наших затрат. По мере запуска производства будет второй и третий прием людей на работу. Уже непосредственно тех, кто будет задействован, в том числе, внутри производственного процесса. Сегодня у нас работает 111 человек.
- Желающих работать у вас хватает? Стучится народ в ваши двери?
- Ну, конечно. Люди ведь как – одни приходят, другие уходят. Это рабочий момент. Кто-то хочет уже на действующий завод, когда все чисто, полы уже отшлифованы. Кто-то готов принять участие в отстройке, в том числе изучить матчасть, что называется, своими руками, на стадии сборки оборудования и пуско-наладочных работ. Обращаю внимание, что многие уже прекрасно ориентируются в этом оборудовании. Естественно, это будущие наши готовые специалисты.
- Не боитесь подпускать к этой дорогостоящей европейской технике русских людей?
- Совершенно не боюсь. Наши люди и сейчас собирают вторую линию, а первая ими уже собрана. Конечно, непосредственно монтаж, отлаживание работы осуществляется под прямым руководством и наблюдением немецких специалистов компании DORNIER. Но дальше работали наши рабочие. У меня нет опасений вот еще почему: рабочие линию собирают с самого нуля. Они, тем самым, прочувствуют и технику, и логику производственного процесса. Когда линия, так сказать, оживет, для них не будет каких-то открытий. Многие, без ложной скромности, изучили технику настолько, что ориентируются в ней с закрытыми глазами. Так что нет у меня опасений на этот счет.
- Герман Львович, спасибо столь подробный рассказ и за то, что всегда открыты для диалога с жителями Пскова и региона...
Беседовал Константин Калиниченко