Экономика

Урожайный код

14.07.2022 17:00|ПсковКомментариев: 0

В правительстве думают над тем, каким способом россияне могли бы сдавать овощи и фрукты со своих дач в супермаркеты. Псковская Лента Новостей узнала, какие сейчас документы нужны настоящим фермерам и сколько они стоят, почему исчезли заготконторы, принимавшие у сельских жителей урожай и дары леса, у кого супермаркеты прямо сейчас все-таки закупают плоды и по какой причине их нет в свободной продаже.

 

Псковичка Вера Григорьева несколько раз в неделю по пути на работу заходит на рынок «Маяк».

«Уже на подходе в фермерским рядам запахи стоят такие! Урожай созрел и пахнет всем сразу: огурцами, клубникой, укропом - летом. Овощи и ягоды покупаю на рынке, потому что, во-первых, вкуснее, - объясняет женщина. - Для супермаркетов помидоры и черешню собирают зелеными, спеют они по пути в ящиках, на выходе никакие. Во-вторых, вкусные местные овощи еще и дешевле магазинных. В-третьих, продают со своего огорода обычные люди, миллионами на этом не ворочают, приятно немного помочь с пользой для себя. Есть, конечно, большое но. Вечером торговцев уже нет, поэтому приходится нести пакет со снедью сначала на работу, а потом тащить в обратную сторону домой».

Правительство решило упростить жизнь продавцам и покупателям урожая. Овощи и фрукты с личных огородов можно будет найти в супермаркете у дома - если Минэкономразвития, Минпромторг, Минсельхоз и Роспотребнадзор найдут способы, как обойти текущие преграды, в том числе санитарные. Ведомства занимаются этим по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко.

Если не брать в расчет, в принципе, непростую систему попадания на полку в супермаркет, а смотреть только на сторону госрегулирования, то сейчас оно выглядит так. Производитель, сумевший пробиться в торговую сеть, привозит продукцию вместе с результатами лабораторных исследований и декларацией соответствия. Например, крестьянско-фермерское хозяйство «Витязь» из Печорского района сдает картофель на анализы несколько раз за уборочную. В клубнях ищут нитраты, остатки пестицидов, тяжелые металлы, радиацию.

Исследование одной партии обходится примерно в 15 тысяч рублей. Еще примерно 5 тысяч стоит декларация, которую центр сертификации выписывает на основе анализов.

«Никто с пучком укропа дачника в супермаркет не пустит, - уверена Галина Вороненкова из «Витязя». - Торговые сети принимают продукцию в распределительных центрах, ближайший от нас в Новгороде. Правительство уже предлагало создавать кооперативы для работы небольших производителей с крупными сетями, но туда частник тоже не может войти. Мы постоянно слышим какие-то инициативы, как только цены начинают расти. Не сделают никакие огородники погоду, не произведут такой объем, чтобы накормить страну. Нужно развивать серьезное производство. Не на одну козу грант выдавать, а на сто штук. Сельским хозяйством должен заниматься фермер».

При действующих нормативах и ценах на анализы огороднику с тремя грядками дороже встанут исследования, чем он выручит с урожая. Траты на сертификацию оправданы, когда их можно размазать по сотне килограмм овощей.

Однако задняя дверь в супермаркеты для дачников открыта уже сейчас - на фудкорты и в отделы кулинарии. Каждое лето местные плоды перерабатывают на кухнях локальной торговой сети «Пчелка».

«Мы с удовольствием работаем с населением, закупаем в сезон овощи с личных подсобных хозяйств, - говорит Юлия Пожидаева, заместитель генерального директор ООО «Империал» по торговле куда входит «Пчелка». - После переработки сами сдаем готовую продукцию на лабораторные исследования. Однако объема такого товара нам не хватает даже на то, чтобы закрыть собственные потребности, приходится докупать у оптовиков. Вряд ли он сильно вырастет со снятием барьеров».

Документы для продажи своего урожая в кулинарию супермаркета нужны минимальные: копия паспорта и справка из СНТ или поселения, что на участке, действительно, существует личное подсобное хозяйство, - это страховка от перекупщиков. Участок не должен быть больше половины гектара, а в хозяйстве не должно быть наемных работников - это защита от незарегистрированных фермеров.

Советская практика заготконтор, где у населения принимали урожай и дары леса, ушла в прошлое с наступлением во всех смыслах рыночных отношений. Дачники и деревенские жители сами встали за прилавки - так оказалось выгоднее. Плюс изменились обязательные стандарты и культура торговли.

«Нынешние требования, - отмечает председатель совета Псковского облпотребсоюза Николай Тесля, - предполагают калибровку, холодильные установки с шоковой заморозкой, современную упаковку, а не как раньше в ящики собирали. Покупатель уже привык к определенному сервису, даже к единым размерам, а в огородах все разное».

Система райпо по всей области принимает у населения урожай, но тоже, как и супермаркеты, для своего общепита или для поставок готовой еды по госконтрактам. Дикоросы потребкооперация заготавливает самостоятельно, с привлечением сезонных рабочих. Сейчас, например, сезон Иван-чая. Его потом переработает Порховское райпо и продаст отдыхающим в санатории.

Встать со своим товаром на рынке не каждый осмелится из-за стеснения. Серьезная альтернатива последних лет - соцсети. В псковских пабликах с едой из садов, огородов и из леса ежедневно появляются десятки объявлений. Яйца и клубника, лисички и окунь, картошка и смородина - под каждым объявлением рано или поздно появляется плашка «продано».

Уже второе лето клубнику через соцсети продает семья Шумейко. Ее глава Федор говорит, что пробовали стоять на рынке, но надобность в этом отпала: виртуальный магазин дал нужное число покупателей. Сезон длится с середины июня по середину сентября. За месяц на клубнике с дачи семья зарабатывает «чуть больше средней зарплаты по городу». Прошлым летом дело пошло, и в этом году к клубнике добавили малину, картофель и огурцы.

«Рынок больше история про «пообщаться», люди в большинстве случаев приходят поиграть: продайте подешевле, досыпьте, а здесь у вас не очень, - считает Федор Шумекйко. - Даже говорить не о чем. Если пустят в супермаркеты, это гораздо проще сделает жизнь людей, которые таким образом зарабатывают небольшую копеечку. Вопрос в том, какой будет система, что за условия. У нас же как, идея хорошая и правильная, а исполнение будет иметь какие-то подводные камни».

Положительное решение вопроса станет еще одним способом насыщения отечественного рынка овощами и стабилизации их стоимости, считает депутат Госдумы от Псковской области Александр Козловский. Другой вопрос в том, что государство собирается взять с такой торговли свою толику малую - сдавать товары в супермаркеты дачники смогут при регистрации в качестве самозанятых и уплате налога в 6%. Кто пойдет на это, если в соцсетях можно «стоять» бесплатно, а если регистрировать, так уж крестьянско-фермерское хозяйство, чтобы получить доступ к грантам? Да и санитарные вопросы смутят многих покупателей. Сейчас покупка на рынке делается осознанно на свой страх и риск, а полка в супермаркете - гарантия контроля. Пока что слишком большая гора камней проглядывает из-под этой воды.

Юлия Магера

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Экономика
опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 261 человек