Экономика

«Дневной дозор»: грозит ли псковичам повышение цен на молочную продукцию?

08.12.2023 15:15|ПсковКомментариев: 2

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему повышения цен на молочную продукцию. Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).

 

По данным Псковстата, к 4 декабря 2023 года средняя стоимость килограмма сыра на полках магазинов региона достигла 742 рублей. Цена за килограмм сливочного масла в Псковской области тем временем увеличилась в среднем до 884 рублей, а стоимость литра пастеризованного молока – до 73. И это лишь начало. Аналитики предостерегают: уже в январе 2024-го цены на сыр и молочку могут возрасти на 10%, а к середине года и вовсе на 15%.

Причин для подобных перемен сразу несколько. В этом списке и выросшая в цене логистика, и издержки. Некоторые предприятия, например, до сих пор везут компоненты для производства молока и продукции из него из-за границы. В таких условиях санкции и скачки курса доллара не позволяют исправить положение.

Но не всё столь однозначно. В стране есть производители, которые, несмотря на окружающую обстановку, намерены сдерживать цены на сыр и «молочку».

Как ситуация складывается в Псковской области? И стоит ли жителям региона ждать повышения цен на молочную продукцию? Об этом сегодня в программе «Дневной дозор».

Обходиться дороже сыроделам стала не только логистика, но и топливо. Повлияло на ситуацию также увеличение минимального размера платы труда. Несмотря на это, отмечает генеральный директор греческой сыроварни «Трэмпелис» Светлана Климова, предприятие с нового года не планирует поднимать цены на свою продукцию для псковичей.

«Все очень сильно повысилось, но мы полгода точно будем держать цены, если не случится каких-то форс-мажоров. У нас есть собственные закладки, молоко у нас тоже собственное. Мы из-за границы ничего не везем. Импорта у нас нет. Мы вообще перестроились. С учетом того, что мы из Греции перевезли сюда предприятие, то мы перестроились на начальном этапе».

Далеко не последнюю роль в вопросе увеличения цен на молочную продукцию, по словам генерального директора группы компаний «Кабош» Дмитрия Матвеева, играет логистика. Он подчеркнул, что после начала спецоперации количество транспорта, привлекаемого на нужды государства, увеличилось, а из-за этого рынке образовался дефицит предложений. Во-вторых, дороже стало топливо для автомобилей, а в-третьих – возросли в цене запчасти для машин. Есть и другие заметные причины подорожания. В частности, зависимость от иностранных поставок.

«Все оборудование молочного производства, нравится это или нет, на 90% импортное. Запчасти тоже все импортные. И вот мы сейчас, допустим, столкнулись с проблемой: остановилось производство из-за того, что сломался вал в сепараторе. Его нигде в России нет. Чтобы вы понимали масштаб бедствия - этот вал стоит (до санкций) тысячу евро. Сейчас, чтобы нам его привезти, это стоит порядка четырех тысяч. И самое главное, что из-за него, из-за этих четырех тысяч евро, стоит все производство. Мы в запасных частях очень импортозависимые. Рост произошел не только на оборудование, на ингредиенты, закваски. 80% производств в России, поверьте мне, используют импортные закваски. У нас был доллар 60 рублей, сейчас за 90 рублей. Все это отражается на цене, это вопрос, на самом деле, неизбежный».

Производители молочных продуктов и сами не рады повышению стоимости своих товаров, подчёркивает генеральный директор группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев. По его словам, в росте цен на «молочку» не стоит винить только представителей бизнес-сообщества. Сложившаяся ситуация – отражение комплекса факторов. Так что не повышать цены, если вокруг всё дорожает, производители просто не могут.

«Все понимают, что производство таких продуктов питания, как молоко, - это жизненно важный продукт. Потребление его с увеличением цен сокращается. Я вам могу сказать, что цена на молоко сегодня не совсем адекватна. Но работаем в тех условиях, в которых мы живем. У нас нет сейчас задачи зарабатывать деньги. У нас есть задача сейчас сводить концы с концами и заниматься поддержанием работы производства, потому что мы не сберегательный банк, у которого 3 триллиона доходов».

Цены на молочную продукцию повысятся. Но в основном не из-за дорогой логистики, а из-за роста закупочных цен на молоко. Они с начала года увеличились на 12-15%, делится актуальной информацией председатель комитета по экономической политике, агропромышленному комплексу, экологии и природопользованию Псковского областного Собрания Андрей Козлов. И тем не менее, надежда на сохранение цен всё-таки есть. Зависит от того, как поведут себя крупные ритейлеры.

«Подорожание цен на молоко где-то 12-15% в зависимости от региона. Приблизительно на этот процент должна подорожать готовая продукция. Логистика и другие издержки тоже имеют место быть, но это не самые основные затраты, которые ложатся в структуру себестоимости готовой продукции. Цены готового продукта чаще всего формирует у нас, как говорят, рынок. Я бы сказал, что это крупный ритейл, который занимается вопросом ценообразования. Может быть, имеется вопрос какого-то сговора, всего остального. У нас было удешевление закупочных цен на молоко за предыдущий год более чем на 20%. Увидели на полках, как подешевела готовая продукция? Я думаю, не видели. Я не видел. На мой взгляд, все-таки на рынок влияет, прежде всего, спрос. Крупный ритейл смотрит на покупательную способность населения, видит, продается ли этот продукт. Если он неплохо продается, почему бы на нем не заработать».

Держать цены на молочную продукцию планирует торговая марка «Красное знамя». Коммерческий директор компании Дмитрий Пименов объясняет, что это связано, с одной стороны, с тем, что предприятие работает на своём молоке. С другой – с тем, что предприятие новое и автоматизированное, так что значительного роста издержек нет. Вместе с тем перспективы повышения стоимости молочных товаров других производителей на 10% Дмитрий Пименов назвал преувеличенными.

«Цена на сырое молоко на рынке, действительно, растет. И это происходит не только в этом году. Это товар сезонный. Такое повышение происходит уже на протяжении последних 4-5 лет. Поэтому это ожидаемое сезонное повышение цен. Это период такой низкой покупательской способности, поэтому производителю для обеспечения хорошей себестоимости нужна хорошая загрузка оборудования. Но, на мой взгляд, повышение в январе именно молочных цен на 10-15% - это завышенные ожидания, приблизительно все останется на том же уровне».

Цены на сырье ползут вверх. И хоть пока стоимость готовой продукции удаётся сдерживать, в перспективе повышения всё равно не избежать, признаётся гендиректор пушкиногорского маслосырзавода Николай Щураков. По его словам, стоимость закваски, используемой в производстве, увеличилась всего на 3%. Но если этот относительно небольшой показатель приплюсовать к другим, прибавка к себестоимости товара получается ощутимая.

«Растет и картон, и тара. Для сведения, в прошлом году мы покупали машину для доставки продукции в магазины. Она стоила 1 миллион 600 тысяч. Это, безусловно, тянет за собой затраты. Сейчас заказываем расчет на упаковку, уже на 20% подняли. Это не так просто, но если будет подъем, то не больше 10%. Про следующий год говорить рано. Если смотреть по прошлому году, то, как говорится, спаси и сохрани. Может быть повышение».

«Заморозить» стоимость своих товаров в условиях роста цен, судя по всему, удастся не всем производителям «молочки» в Псковской области. Если государство не озаботится комплексным решением проблемы, граждане рискуют оказаться в ситуации, когда стакан молока вечером и бутерброд с маслом и сыром утром перестанут быть доступны всем.

Решение проблемы, несомненно, потребует масштабных действий – начать самим выпускать комплектующие для оборудования, на котором производят «молочку», решить проблему с импортными заквасками, взять под контроль вопрос удорожания сырья. Да, это задача ни одного месяца. Но двигаться в этом направлении нужно уже сегодня.

Светлана Пикалёва

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Экономика
опрос
Ждете ли вы скорого окончания специальной военной операции?
В опросе приняло участие 200 человек