Церковь / События

Праздник воды: Преполовение пятидесятницы

13.05.2020 17:14|ПсковКомментариев: 0

Псковская икона Преполовения Пятидесятницы из праздничного ряда иконостаса церкви Николы со Усохи Фото: https://www.icon-art.info/

В этот день обычно совершается в православных храмах малое освящение воды. Помолившись «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», в дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где служащий иерей окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая. Неслучайно праздник Преполовения Пятидесятницы - а речь идет именно о нем - в народе называют еще «праздником воды». Сегодня один из древнейших христианских праздников, подобно Вербному воскресению, Пасхе и Радонице, проходит в необычных условиях: псковичам нельзя приходить в храмы. Но освящение полей и будущего урожая все же совершается. А это значит - жизнь продолжается!

Середина пути

Икона над входом церкви Преполовения Пятидесятницы в Пскове. Фото: Роман Сергеев, http://www.temples.ru/

Преполовение Пятидесятницы — это подвижный Господский праздник, который всегда выпадает на среду 4-ой недели после Пасхи и имеет 7 дней попразднества. В этом году он отмечается 13 мая.

В духовном смысле Преполовение как бы соединяет собою воедино два величайших христианских праздника — Пасху и Троицу, т. к. этот день точно расположен между ними и приходится ровно на середину Святой Пятидесятницы. К слову, этимологически русск. Пол-, полов-, англ. Mid- и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.

На литургии сегодня читается Евангелие о том, как Христос пришел в Иерусалим на праздник Кущей. Этот праздник был установлен в воспоминание сорокалетнего странствования израильтян в пустыне, когда они жили в шатрах, или по-славянски в кущах. Во время празднования Кущей евреи строили себе из пальмовых и миртовых ветвей шалаши. Праздник продолжался семь дней, в течение которых каждый день совершался особый обряд: священники выходили из Иерусалимского храма к источнику Силоам, набирали оттуда воду в золотой сосуд и приносили ее в храм, где первосвященник, по-нашему – патриарх, выливал ее перед жертвенником.

В Евангелии сказано, что Христос, присутствовавший на празднике, учил народ в храме. И вот в последний день праздника, который был его кульминацией и потому назывался великим, Он произносит вспоминаемые сегодня Церковью слова: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей».

«Животворные воды благодати Святого Духа истекут из Церкви Христовой, напоив истиной и освятив последователей Спасителя, претворив и их в источники благодати для окружающих. Для слова Божия нет границ и пределов, сказанное со властию, оно живо и действенно для верующего сердца на все времена. И до нас дошло оно, и в праздник Преполовения наша Мать Церковь от лица всех ее членов обращается к Христу, напоминая Ему и нам о Его призыве, просит даровать нам животворящую силу благочестия и славословит Христа Бога как первопричину и источник самой жизни нашей», - так осмыслял слова Христа архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Полностью проповедь отца Иоанна в день Преполовения Пятидесятницы можно прочесть ЗДЕСЬ >>>

Храм Преполовения Пятидесятницы в Пскове

В России всего два храма посвящены празднику Преполовения Пятидесятницы. И один из них расположен в нашем городе.

В самом центре Пскова, на улице Детской, 3, рядом с набережной и бассейном притаилась небольшая церквушка, на которую не сразу обратишь внимание. Между тем, это один из интереснейших храмов нашего города, первые упоминания о котором относятся к 1468 году. Эту дату связывают с храмом Преполовеняи Пятидесятницы из-за упоминания в летописи о призыве архиепископом Ионой  «в Пустынский двор посадников Пскова и священство». Сама же церковь была построена в 1494 году.

В целом данные разнятся: в одних источниках говорится о том, что церковь действительно построена в XV веке, в других речь идет о начале XVIII века. В чем солидарны историки - так это в том, что храм построен на подворье Великопустынской обители. Позже храм на улице Спасской был передан Елизаровской обители и в клировых ведомостях фигурировал как «холодная каменная церковь на территории Спасского двора».

Как бы то ни было - скорее всего, в XV веке на этом месте действительно стояла церковь. Какой она была - каменной или деревянной - остается только фантазировать. Но позже она, по-видимому, перестраивалась. По архитектурным формам и по литературным источникам существующая церковь датируется ХVII веком. Об этом пишет и Ю.П.Спегальский в книге «Псков. Архитектурно-художественные памятники XII-XVII веков»: «Церковь Преполовения на бывшем подворье загородного Спасо-Елизаровского монастыря построена в XVII веке на месте более старой и сильно переделана в XIX веке. Самое интересное в этом здании - открытое крыльцо и звонница. К звоннице в XIX веке пристроены столбы, и она обращена в колокольню, пролеты крыльца закрыты и застеклены в XIX веке...».

Действительно, в августе 1820 г. архимандрит Зосима рапортовал архиепископу Евгению (Болховитинову), что в церкви «становится опасно совершать служение». Архитектор Ф.Ф. Ябс делает заключение: «...довольно прочна, для безопасности следует сломать своды в церкви и алтаре равно переднюю каменную главу а вместо сводов сделать деревянные накаты оштукатурить и выбелить не трогая кровли».

Так в храме начался, говоря современным языком, капитальный ремонт. В 1822 году сняли часть кровли, опустили (т.е. сломали) своды. После этого на средней поперечной стене, над царскими вратами, и над северной и южной дверями с обеих сторон, оказались немалые трещины ниже и выше сводов, отчего стена была сломана и возведена вновь.

Ремонт закончили в 1822 г. В 1867 г. над папертью храма вместо прежней звонницы на столбах, обустроили каменную шатровую колокольню.

После революции 1917 года, церковь Преполовения была закрыта. Но XX век тоже внес свой вклад в изменение внешнего вида церкви. В войну, во время оккупации Пскова, немцы использовали церковь в качестве гаража, для чего с южной стороны храма были прорублены широкие ворота.

В 1950 г. церковь приспособили для реставрационной мастерской, с 1960 года в апсиде разместили кузницу, а в четверике с пристроенным тамбуром - гараж со смотровой ямой и тепляком.

В 1995 г. церковь передана Русской Православной Церкви, как приписная к Троицкому Собору. Летом 2006 года началось ее восстановление. В настоящее время церковь Преполовения - действующая и, как в старые времена, является подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря.

 

 

Проповедь игумена Хрисанфа (Липилина), сказанную им сегодня, 13 мая, в праздник Преполовения Пятидесятницы

Псковская икона сюжета Преполовение

Композиции на сюжет, который был связан с беседой Христа с книжниками и учителями в Иерусалимском храме, известны в христианском искусстве, начиная с катакомб и древнейших иллюстрированных рукописей. При этом основные элементы праздничной иконографии определяются уже в самых ранних изображениях: в центре, на ступенчатом амвоне или перед столом изображается юный Христос, а по сторонам от Него, на скамьях — учителя с книгами или свитками. Архитектурный фон композиции должен был, по-видимому, воссоздавать интерьер Иерусалимского храма — это могла быть античная колоннада, экседра или сводчатое сооружение простой формы. К XIV веку архитектура приобретает черты, отражавшие реальный образ Иерусалимского храма Гроба Господня: трехъярусной уступчатой ротонды.

В русском искусстве ХV–ХVI веков проповедь двенадцатилетнего Христа во храме окончательно отождествляется с сюжетом «Преполовения» и вытесняет вариант с Христом-средовеком, напрямую соответствовавший событию, описанному в Евангелии от Иоанна. С конца XV века икона «Преполовения» входит в состав праздничного чина иконостаса. Классическим примером сложившейся иконографии «Преполовения» может служить икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. (Кирилловский музей-заповедник) и более поздние композиции середины XVI века, созданные в московской мастерской митрополита Макария: икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля и фреска из того же собора.

Псковская икона из праздничного ряда иконостаса церкви Николы со Усохи (1536 г.), которая в наши дни хранится в Псковском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, сохраняет, в общих чертах, традиционную структуру праздничной иконографии. Как отмечают исследователи, новые черты проявляются в трактовке архитектурного фона: храм увенчивается тремя башнями с шатрами и шпилями и, таким образом, полностью утрачивает сходство с ротондой Гроба Господня. Аналогичная башня со шпилем располагается также на городской стене, слева. В подобных «готических» архитектурных формах, известных по миниатюрам «Лицевого летописного свода» (1553–1566 гг.) и некоторым иконам середины — второй половины XVI века, угадывается несомненное влияние западноевропейских гравюр.

Теги: #РПЦ
ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Церковь / События
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 243 человека