Церковь / Новости епархии

Свет Великого Воскресения: что такое Пасха и как ее праздновали в Псковской губернии

19.04.2020 08:18|ПсковКомментариев: 2

Мобильный разрывается от сообщений: «Христос воскресе!» - из Пскова и Америки, из Москвы и Швеции, из Петербурга и Франции - отовсюду, где живут мои родные и друзья, которые ждали наступления Пасхи. Ждали по-разному: кто-то, действительно, постился и соблюдал все строгие требования недель, предшествующих Великому Воскресению, кто-то с усиленным вниманием помогал ближним и поддерживал тех, кто нуждался в участии, кто-то просто ждал радостный праздник со всеми его внешними атрибутами - встречей с близкими, крашенками и вкуснейшими пасочками.

В этом году как-то особенно остро чувствуется объединяющая сила Пасхи. Пусть онлайн, пусть «со слезами на глазах» - но взаимная и сплачивающая, соборная в том смысле, в каком это и должно быть. Когда не тысячи верующих толпятся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме в ожидании Благодатного огня, а наедине с собой или вместе с самыми родными людьми. В этом кроется потрясающая тайна и душевность, сокровенная личностность всего происходящего. Значимость для каждого в отдельности и для всех вместе.

История праздника

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, в этом году - 19 апреля.

Это древнейший праздник христианской Церкви, который был установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания – о страданиях и о Воскресении Христа, и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования - Пасха страданий или Пасха Крестная и Пасха Воскресения.

_________________

«Поразительное открытие сделал почти 2 тысячи лет назад апостол Павел. Он сказал: «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки — тот же». Христиане чувствуют великую силу этих слов, если вера для них не предмет лишь традиции, а живая жизнь, если они и ощущают, и проживают общение с Богом как самую главную реальность своей жизни. Это относится и к Воскресению. Передать это лишь какими-то теоретическими посылами, к сожалению (или к счастью), невозможно. Так уж Бог устроил. Да если бы вера была просто теория, Церковь Христова зачахла бы уже через несколько лет после своего возникновения. Ведь наша вера — не что иное, как живая связь между Богом и людьми, между Богом, ставшим человеком — Иисусом Христом, и каждым из нас, христиан.

Живое ощущение пульса вечности, отзывающегося в каждом христианине, особенно чувствуется в праздник Пасхи — Воскресения. Маленькие дети до взросления отчетливо осознают, что смерть — это нечто совершенно чуждое, непонятное и противоестественное человеку. Мы, взрослые, хорошо помним это детское ощущение реальности вечности как одну из констант бытия только что вошедшего в Божий мир человека...

Но даже когда человек взрослеет и даже приближается к концу жизни, ощущение абсурдности собственной смерти не покидает его до последней минуты. Это может засвидетельствовать каждый врач и каждый священник. И это совсем не какие-то психологические феномены, не самообман. Это поразительная реальность, открытая человеку. И Воскресение Христово говорит нам о том, что мы не ошибаемся: смерти для души человеческой, для человеческой личности нет. Открытие жизни будущего века, царства не от мира сего, приглашение в него — это и есть сущность Евангелия, главный смысл Воскресения и суть дела Иисуса Христа в человеческом роде» (Митрополит Псковский и Порховский Тихон).

_________________

Само слово «Пасха» пришло из древнееврейского языка и означает «прехождение», «избавление», буквально – «пройти мимо». Этот праздник имеет начало еще в Ветхозаветной истории и был главным праздником Ветхозаветной, иудейской религии. Евреи в день праздника Пасхи вспоминали избавление от последней египетской казни – смерти всех первенцев в Египте. Согласно книге Исхода (вторая книга Библии), грозный ангел в этот день «прошел мимо» домов евреев и погибли только первенцы египтян. Центром празднования Пасхи у иудеев было принесение в жертву пасхального агнца (ягненка) и пасхальная трапеза. Именно в дни иудейской Пасхи Иисус Христос был распят и принес Себя в жертву за грехи всего мира. После смерти и Воскресения Христа пасхальный агнец стал для христиан прообразом Христа и его великой жертвы, а иудейская Пасха – прообразом Пасхи Христианской – Воскресения Христова.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных Церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях (на территории современной Турции), ее праздновали в 14-й день весеннего месяца нисана (по нашему счету этот приблизительно март-апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время.

Пасхальная служба

С апостольского времени Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится полунощница (служба, которую положено совершать в полночь). Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до праздника Вознесения Господня.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие Церкви навстречу Воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери - и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.

_________________

«Возлюбленные о Христе братия и сестры, други мои! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью, особой радостью выделяется праздник Светлого Христова Воскресения - праздников праздник и торжество из торжеств!

Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пасхальную ночь.

Пасхальное Богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома.

Вдумайтесь в содержание «Огласительного слова» святителя Иоанна Златоуста! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим существом. «Блажен, кто от первого часа делал есть», - это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам.

Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе сомнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже преклонном возрасте. «Да не устрашатся они своего замедления, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого, - и дела приемлет и намерения целует».

Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг... Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь» (из «Слова на Светлой Пасхальной седмице» о.Иоанна Крестьянкина).

_________________

В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово святителя Иоанна Златоустаго», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и друг с другом.

Сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное - не постное) при храме или у себя по домам.

Пасха в Псковской губернии

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские врата открыты всю седмицу.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

Пасха на Псковщине была самым большим праздником. В пасхальную ночь празднично одетый народ направлялся в церковь на праздничную службу. В узелках или корзинках крестьяне несли прикрытые полотенцем пасху, кулич, крашеные яйца, чтобы освятить в церкви. Утром возвращались домой, поздравляли друг друга с воскресением Христа, христосовались и обменивались яйцами.

Как пишет портал комитета Псковской области по культуре в материале, посвященном традициям празднования Пасхи на нашей земле, после возвращения из церкви крестьянская семья собиралась у стола, молилась и разговлялась одним яйцом. Глава семьи разрезал освященное яйцо по числу членов семьи, и со словами «Христос воскресе» - «Воистину воскресе!» - каждый съедал свой кусок. Затем следовал праздничный обед. Два яйца, освященные в церкви, обязательно клали «к Богу» - к иконе и хранили до следующей страстной пятницы.

У русских Псковской губернии широко был распространен обычай катания яиц на Пасху. После обеда мужчины, а иногда и парни, собирались на улице. В центре небольшой ровной площадки ставили деревянный круг, в который складывали по одному крашеному яйцу. Оставшиеся яйца катали по специально сделанным лоткам (лоток - доска с желобком), расположенным под углом к кругу с яйцами. Если катящееся яйцо разбивало какое-нибудь из лежащих в круге, то игрок брал себе оба яйца.

В некоторых районах был распространен обычай традиционного обхода домов с песнями на Пасху. В старину волочебные песни пела молодежь или группа женатых мужчин. В псковских землях, как в Белоруссии и в южных районах России, мужские артели исполняли волочебные песни с музыкальным сопровождением: под гармошку или скрипку. К началу XX в. относятся сведения, согласно которым в группу волочебников входили женщины и девушки, что говорит о постепенном разрушении обряда. В большинстве мест после войны обход дворов на Пасху уже не совершали, но старшее поколение помнит этот обычай до сих пор.

Обход домов на Пасху совершали и священники. Они посещали дома крестьян и служили в них молебны. В большинстве районов Псковщины на Пасху устраивали гулянья, ярмарки, игры, катания на качелях.

Пасха в современном Пскове

Храня традиции, псковичи по-прежнему широко отмечают Пасху (исключение по понятным причинам составляют годы при советской власти, но даже в то время верующие жители города соблюдали все праздничные обычаи).

В Доме святой Троицы из года в год организовывалось множество пасхальных событий - как традиционного характера, так и необычных сюрпризов. Неотъемлемая часть праздника - Пасхальное богослужение и крестный ход в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Пасхальный перезвон и народные гуляния на территории Псковского Кремля также всегда собирали много участников. В прошлом году на праздничных мероприятиях у Троицкого собора угощали псковскими пирожками борканниками и губниками, а еще, как водится, катали яйца и лакомились куличами.

Девять лет подряд в Пскове силами городского молодежного центра проводится Пасхальный фестиваль. Конкурсы и мастер-классы, интересные встречи и флеш-мобы всегда вызывали интерес у псковичей.

В прошлом году Псков стал еще и участником XVIII Московского Пасхального фестиваля, который традиционно проводится при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. За семнадцать лет проведения фестиваль стал одним из самых крупнейших и ожидаемых событий в культурной жизни России. В рамках фестиваля псковичи принимали солистов Мариинского театра и солистов Академии молодых оперных певцов под руководством Ларисы Гергиевой.

Наконец, при каждом храме силами прихожан организовывались праздничные концерты и чаепития.

В этом году все иначе. Меры, принятые областью для недопущения распространения вируса COVID19, стали беспрецедентными в истории современной России. Горожан попросили воздержаться от посещения храмов и других общественных пространств для соблюдения строжайшего карантина. Но дух Светлого праздника ощущается несмотря ни на что: горят свечи в домах, читаются древние слова молитв и со всех концов земли доносится: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!»

_________________

«Сегодня вы не присутствуете в храме телесно. Но духом мы вместе во Христе. «Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем, тем с большим желанием будем ждать увидеть лицо ваше» (1 Послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам).

Мужественно исполняя все положенное нам каждый на своем месте, мы призваны быть причастниками духовной брани и победы Господа нашего Иисуса Христа над многоликим злом мира сего – духовным и материальным: грехом, болезнями, ненавистью, смутой, противлением Истине.

Сегодня всем нам тяжело. И впереди – новые испытания. Все силы наших соотечественников и всего человеческого рода направлены на победу над всемирной моровой язвой.  Будем молиться и действовать, чтобы приблизить победу над этим злом, как приближали Победу в предыдущей всемирной войне наши отцы и деды. В праздник Светлого Христова Воскресения по-особенному вспомним слова, вдохновлявшие их: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Христос воскресе!» (из Пасхального поздравления митрополита Псковского и Порховского Тихона»).

Елена Никитина

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Церковь / Новости епархии
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 231 человек