Церковь / Новости патриархии

«Тихая» суббота Страстной седмицы: традиции и значение

18.04.2020 10:52|ПсковКомментариев: 0

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.

Заключительная строка кондака и икоса

Плащаница. Христос в окружении ангельских сил. Монастырь Преображения Господня, Метеоры, Греция. XIV в.

Великая суббота — последний, шестой день Страстной недели и Великого поста, который длился 48 дней, накануне праздника Пасхи. Ее называют также Страстной и Тихой.

Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Провождение дня Великой субботы в древности отличалось особенной внутренней сосредоточенностью и торжественной тишиной в церковной жизни. «Что это? - говорит святой Епифаний в своей беседе на Великую субботу. - Сегодня господствует на земле великое молчание и покой. Глубокое молчание, потому что почил Царь. Земля страшится и пребывает в покое, потому что почивает Бог во плоти и пробуждает от века почивших. Умер Бог во плоти, и ад трепещет. Бог почил на краткое время, чтобы пробудить тех, которые во аде».

Считается, что до Светлого Христова Воскресения ад был совершенно иным, нежели после Воскрешения Христа. Когда Иисус Христос на второй день после своей крестной смерти сошёл в ад своею душою, то там, ожидая спасения, томились души вообще всех умерших, даже души праведных святых, живших ещё до Христа. Мы вспоминаем о том, как Иисус Христос спустился в ад и вывел оттуда души всех праведников, изменив соотношение вселенских мистических законов об аде и рае. В этот день в ходе Божественной литургии священники переодеваются из чёрных одежд в белые, что является символом победы Иисуса Христа над смертью. Ведь своим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь для воскресения всем людям. Всем, уверовавшим в Иисуса Христа, всем тем, кто доверил Ему всего самого себя.

«Ответ на вопрос, – почему Бог дал сделать с Собой это, и зачем это было совершенно необходимо всемогущему Богу? – заключается в одном слове, о котором говорит апостол Иоанн Богослов. Это слово является основой христианства, основой Православия. Если в Ветхом Завете люди открывали для себя Бога грозного, наказующего, милосердного вместе с тем, любящего избранный Свой народ, но и к нему обращающего иногда самые грозные прещения, проводящего его через наказания, то есть через особое научение, то Новом Завете апостол Иоанн Богослов и вместе с ним все апостолы и вся Церковь возглашает новое откровение: «Бог – это Любовь» (митрополит Псковский и Порховский Тихон).

Христос входит в ад не только как человек, но и как Бог; не как раб смерти и тьмы, но как Господь жизни и света. И смертная темница разрушилась от полноты божественного бытия, мрак рассеялся от нетленного света.

Церковные песнопения, стихиры Великой Субботы так описывают это вселенское события. Интересно, что речь в них ведется от лица поверженного ада: «Ад, ныне стеная, вопиет: разрушилась моя власть, принял Мертвого как одного из умерших, и не могу удержать Его нисколько, но лишаюсь вместе с Ним тех, над кем царствовал; я владел мертвецами от века, но Сей их всех воздвигает... лишился я тех, над кем царствовал; кого сумел поглотить, - изблевал; опустошил гробницы Распятый, изнемогает владычество смерти».

Авторы этих стихир используют смелую и точную поэтическую метафору: аду, воплощению смерти и пустоты, стало нестерпимо тошно от прихода Христа, полноты жизни, и он изверг все порабощенные им души праведников. Мрак и зло не терпят света и правды, и, если только до конца, честно и последовательно, допустить в свою жизнь Бога и самому сделать шаг Ему навстречу, пустота, пошлость и греховность бессмысленного существования (по сути дела, ад, который человек носит в себе) уступят место подлинной жизни во Христе и бесконечной пасхальной радости.

Церковь использует еще одну метафору для описания чуда схождения Христа во ад. Спаситель сходит в преисподнюю как победитель, захвативший хорошо укрепленную крепость и освободивший томившихся там пленных. Этот образ особенно показательно виден на иконе «Схождение Христа во ад». Христос врывается в глубины ада, так стремительно, что края Его одежд развеваются в воздухе, под ногами Его разломанные ворота ада. Фигура Христа окружена ореолом - сиянием славы, «светоносной благодати», разогнавшим беспросветную тьму.

Службы Великой Субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского Богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей: Великая Суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. По обычаю важнейших постных дней Литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления).

По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных, в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета, от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Евангелие о самом Воскресении будет прочитано (а оно читается в Церкви только раз в году) уже на Литургии Великой Субботы. До светлого Воскресения Христова останется только несколько часов радостного ожидания праздника.

Митрополит Антоний Сурожский:

...Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, «Христос воскресе», мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, всё сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!»


Существуют обычаи и традиции, которые связывают со Страстной субботой.

Так, в этот день разрешается заниматься подготовкой пасхальной символики: красить яйца и печь куличи. Яйца желательно красить в красный цвет — цвет крови Христа, однако всегда можно превратить роспись яйца и в настоящее искусство. А приготовление куличей должно происходить в благоприятной обстановке. Во время приготовления ни в коем случае нельзя ругаться, так как пасхальные куличи должны быть приготовлены в мире и любви.

Страстная суббота считается днем мира и доброты, поэтому в этот день нужно просить прощения у своих родных и близких.

Также в субботу перед Пасхой обязательно необходимо раздать милостыню всем нуждающимся, а родственникам и близким подготовить небольшие презенты. 

Чего нельзя делать в Страстную субботу? Не стоит забывать, что Страстная суббота — скорбный день. Поэтому стоит воздержаться от смеха и веселья. Еда должна быть постная: фрукты, овощи, хлеб и вода — то, что разрешается. При этом она должна быть сырая, а не термически обработанная.

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Церковь / Новости патриархии
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 112 человек