Фото здесь и далее - православие.ру
В Европе нет ни одной страны, где не зафиксирован COVID-19. Карантин вводят как в отдельных городах, так и в государствах. Первой его объявила Италия. Режим ЧС был введен 31 января сроком на полгода. И неудивительно. В Италии – самая высокая летальность COVID-19. По состоянию на 14 апреля коронавирус унес жизни более 20 тысяч итальянцев. На втором месте – Испания. Более 18 тысяч погибших. Несмотря на то, что уровень заболеваемости и летальности в других европейских странах заметно ниже, власти там предпочитают действовать на опережение. Режим ЧС действует в Чехии, Венгрии, Швейцарии, Литве, Латвии, Эстонии, Сербии, Армении. В Грузии даже введен комендантский час.
Конечно, эта ситуация не обошла стороной и церковь: пандемия коронавируса заставила многие европейские страны пойти на закрытие храмов. Как складывается сегодня жизнь прихожан на Западе, каковы уроки «чумы XXI века», по мнению православных священников Европы, читайте в нашей публикации, составленной по материалам портала Православие.ру.
Митрополит Афанасий Лимасольский (Кипрская Православная Церковь)
Будем делать то, что от нас по-человечески зависит, и благодарим ответственных лиц, ученых, политиков, правительство – тех, кто нам разъясняет, как себя вести в этой трудной ситуации. Не игнорируя объективно непростой действительности и будучи при этом людьми Церкви, мы, несомненно, имеем и свой собственный способ, помогающий нам судить, оценивать и употреблять во благо те испытания, которые встречаются на жизненном пути. Поэтому давайте отнесемся и к этому испытанию предусмотрительно, с соблюдением всех мер – общественных, научных и прочих, – но прежде всего с доверием Богу, Божией Матери, святым нашей Церкви. А Церковь всегда в трудные времена нас учит и призывает молиться.
Критическую ситуацию можно преодолеть. Ее можно преодолеть через молитву. Нужно много, очень много молиться. Необходимы люди, которые силой своей молитвы горазды обратить вспять текущую мировую ситуацию, потому что в конечном итоге только молитва способна изменить ход событий. Все остальные меры – дела рук человеческих. Хороши и они, и полезны, но молитва может по-настоящему «во мгновение времени» (Лк. 4: 5) переменить всё, и рассеется испытание, которое, кстати, имеет и положительную сторону, потому что учит нас многим вещам.
Чему нас учит пандемия? Учит нас нашей слабости. Учит нас суетности вещей человеческих. Учит нас тому, что всё, что мы видим вокруг, преходяще. Нам стоит понять, что главным нашим устремлением должно стать Царствие Божие. Как Господь говорит в святом Евангелии: ищите прежде Царствия Божия. Всё остальное подаст вам Господь славы Христос. Царствие Божие – вот в чем мы по-настоящему нуждаемся. Поэтому Церковь зовет нас к подвигу молитвы. Молитвы, выходящей из покаяния и смирения.
Так давайте покаемся в своих грехах, в грехах всего мира! Принесем Богу силу молитвы, живущей в смиренном и раскаявшемся сердце. Тогда и Господь умилостивится и изменит течение истории.
Если мы молимся, то всё меняется. Если же не молимся, то идем человеческим путем, который неизвестно, каким будет и куда нас приведет.
Мы знаем, что наша жизнь в этом мире имеет «срок годности». Но мы знаем и то, что смерть есть переход от вещей суетных к вечным, к вечному Царствию Божию. Сегодняшний кризис – это суд нашей веры, нашей жизни, наших помыслов, качества нашей связи с Богоотцом.
Церковь пребывает молящейся и служащей живому Богу, невзирая ни на какие человеческие расчеты и корысть. Она дает упование, что Бог – над всем. Не для того, чтобы мы пренебрегали человеческими усилиями, но чтобы побороли страх смерти. Его побеждает любовь. Совершенная любовь изгоняет страх. Любящий Бога не боится ничего. Его не омрачает никакое испытание в этом мире. Потому что любовь Божия побеждает страх и дает ощущение жизни вечной.
Митрополит Берлинский и Германский Марк (Русская Православная Церковь Заграницей)
Мы совершаем ежедневные богослужения: два священника, иногда диакон, два певчих в нашем монастыре в Мюнхене – и это богослужение транслируется через интернет по домам прихожан. Мы не можем никого причащать на службе. Но мы приготовили много запасных Даров и приглашаем людей по одному входить в храм, где мы причащаем их запасными Дарами. Помимо этого мы сказали всем, что готовы в любой момент приехать домой к нашим прихожанам, чтобы там их причастить.
Мы, естественно, должны предпринимать все меры предосторожности, которые есть в нашем распоряжении. Естественно, мы не можем сопротивляться общему стремлению к тому, чтобы упорядочить дело ограничения распространения болезни.
Мы понимаем, что главное сейчас – не допустить перегрузки больниц и имеющихся ресурсов клиник. Врачи критически перегружены, и мы должны сделать всё, что можем, чтобы облегчить их труд.
Архимандрит Андрей (Конанос) (Элладская Православная Церковь)
В эти дни я просыпаюсь утром, и, хотя солнце обращается ко мне: «Улыбнись, взгляни, как прекрасен наступающий день», но быстро приходит другая реальность и напоминает мне об угрозе, о страхе, о скачущем черном всаднике, который унесет многих с нашей планеты.
Все, что происходит в последние недели, заставило меня сильно призадуматься о бренности нашего мира. О быстротечности нашей жизни.
Я задумался – не скрою – и о смерти. О ней я обычно забываю за своей активной деятельностью. Я так привык наслаждаться жизнью, ее красками и ароматами, музыкой, успехами, вкусами, хмельными напитками, театральными ролями, людьми, что в какой-то момент стал ощущать себя единственным насельником этой земли, приобрел психологию человека, имеющего одно застрахованное место жительства – здесь.
Здесь. В этом прекрасном мире, среди моих прекрасных соседей, в моем прекрасном Отечестве.
А тут неожиданно пришло нечто, невидимое, незримое, микроскопический вирус, и он напомнил мне о том, что придет конец. Пускай для меня и для тебя – не сейчас. Но он точно придет.
У меня есть свой «срок годности» в этом мире и в этом обличии. «Пресельник и пришлец аз есмь» (Быт. 23, 4). Я стою на перроне метро и жду, когда меня позовут войти в поезд: заходи! А я, завороженный красотой станции, не отвечаю, не в силах оторваться от нее.
Единственный разумный поступок в эти дни для меня самого – оставаться дома и молиться, когда я могу и когда молитва идет. Я говорю о внутренней сердечной молитве молчания, любви и искренности. Как у Христа, Который пал на землю и всю ночь молился в Гефисмании. Он делал так многие ночи Своей жизни, молясь о всей вселенной.
Ученые – священные лица наших дней – делают, и пускай делают все, что в их силах и им доступно, так как наши возможности слабы.
Единственный разумный поступок в эти дни – оставаться дома и молиться
Политики, врачи, медсестры, священнослужители, учителя, психологи и психиатры, полицейские, бизнесмены, спортсмены, художники, люди духовные, думающие, писатели, поэты, молитвенники, простые труженики, работники предприятий и земледельцы, люди, наделенные юмором и даром общения, утешения и силы – мы все призваны стать «чудотворцами» в эту пору.
И пережить чудо любви и единства (насколько возможно объединить наши… джунгли!), уважения, терпения, жертвенности!
Давайте сосредоточимся на сути, которая есть смертельный враг для вируса, и будем уповать на Бессмертие Любви! Все мы, кто веруем, явим Христа не в одних публичных высказываниях, а в «горении» любящих сердец, которые могут биться как сердце Христа – подобно Солнцу, а не снегу!
И действительно – посидим дома. Будем с помощью Интернета путешествовать, куда захотим, совершать покупки, разговаривать, общаться друг с другом, обмениваться мнениями, болью, страданиями, упованиями и надеждами.
Духовник Киевской духовной академии и семинарии архимандрит Маркелл (Павук) (Украинская Православная Церковь)
Еще на заре человеческой цивилизации Бог через пророка Моисея предупреждал всех: «Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь, целитель Твой» (Исх. 15, 26).
Священное Писание определенно говорит, что когда чаша весов в мире склоняется в пользу зла, неизбежно происходят потрясения в виде войн, эпидемий, болезней, наводнений, землетрясений и др.
«И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6, 12–13).
Массовая эпидемия поразила израильтян за их связь с дочерьми язычника Моава и поклонение идолу Ваал-Фегору (ср. Чис. 25, 1–9). В Новом Завете Господь говорит, что в конце мира «восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21, 10–11).
Когда мы читаем в Священном Писании эти пророчества, то склонны думать, что это не о нас, что это когда-то было или когда-то ещё будет. Но на самом деле, если воспринимать мир не с материалистической и секулярной позиции, а с церковной, то все люди очень тесно связаны между собой, а потому являются непосредственными творцами истории.