Церковь / Из первых уст

Епархиальный всеобуч: как монахи сели за парту

21.04.2020 12:43|ПсковКомментариев: 0

Учиться никогда не вредно и не поздно. Руководствуясь этим соображением, пять лет назад Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил Положение об образовательных курсах для монашествующих Русской Православной Церкви, согласно которому получение базового богословского образования в рамках образовательных курсов стало обязательным для монашествующих и готовящихся к постригу, не имеющих духовного образования.

В Псковской епархии в настоящее время реализуется программа трехгодичных курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Базовая площадка курсов - Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. О том, как организовано обучение монахов и инокинь, кто ведет занятия и какие отметки получают взрослые ученики, нам рассказал руководитель отдела религиозного образования и катехизации Псковской епархии протоиерей Роман Ледин.

Учение - свет

- Отец Роман, чем вызвана такая острая необходимость в обучении монашествующих?

- Об этом хорошо сказал игумен Киприан (Ященко):  «Среди монашествующих часто встречаются люди, которые даже духовного училища не оканчивали. Их приход к Богу мог быть достаточно драматичным - от жизни не совсем благочестивой, греховной. С другой стороны, попадая в правильно устроенный монастырь, человек уже получает практическое духовное образование - через участие в Литургии, слушание житийной и святоотеческой литературы на трапезе, через откровение помыслов и общение с опытными монахами. Но есть еще и образование книжное, приводящее сложившийся опыт в некоторую мировоззренческую систему, которая позволяет целостно смотреть на мир, различать искушения и распознавать переполняющие наш мир подмены, распространенные и в духовной среде. Иными словами, это помогает не терять верную тропу».

С каждым годом все больше людей приезжают в монастыри, они задают очень сложные вопросы, в которых монашествующие не всегда ориентируются. Например, спрашивают про ЭКО. Оно сейчас очень популярно в обществе, а у Церкви ответ на этот вопрос неоднозначен. И подобных моментов много.

- Как было воспринято данное решение в монастырях?

- Изначально было некое непонимание. Говорили: Антоний Великий и Сергий Радонежский образования не имели. Но у Сергия Радонежского и жизнь была другая, и воспитание, и среда, в которой он общался. Мы все выросли в безбожной среде, поэтому нам, естественно, необходимы дополнительные знания.

- Как реализовывалось решение Священного Синода в Псковской епархии на первых этапах?

- Документ был принят, но его исполнение сначала реализовывалось на местном епархиальном уровне по усмотрению архиереев. Как это было в Псковской епархии: насельников монастырей владыка Евсевий благословлял поступать в Псковское духовное училище. Многие заочно его закончили, но в основном речь идет о близлежащих монастырях и тех монашествующих, кто изъявлял желание учиться.

Таким образом, повеление Синода исполнялось с определенными оговорками. На высшем уровне было принято решение взять процесс под контроль, для чего была создана специальная Межведомственная комиссия. 11-13 ноября 2019 года по поручению Председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих епископа (ныне митрополита) Воскресенского Дионисия выездная экспертная комиссия посетила Псковскую епархию.

Целью поездки стало определение готовности к реализации программы курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих епархии на базе Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. По результатам визита было выдано соответствующее Представление (разрешение на открытие курсов).

- Сколько монашествующих обучается на сегодня по утвержденной программе?

- Всего 124 человека. Наибольшее количество обучающихся - в Елеазаровском и Снетогорском монастырях: 33 и 23 соответственно. Занятия начались с декабря прошлого года. Забегая вперед, скажу, что никто не жалеет о том, что появилась такая возможность. Сначала были проблемы: кто-то ссылался на большую нагрузку, кто-то сетовал, что учеба отвлекает от послушания.

Но сейчас на занятия приходят даже те, кто и не должен присутствовать. Например, на Снятной горе обучаются 23 человека, а на лекциях бывает до 30-40 человек. Сейчас, конечно, в связи с вирусом ситуация изменились, это форс-мажор, а прежде собирались все с радостью, даже очень пожилые люди. Согласно Положению, обучение должны пройти монашествующие, не достигшие возраста 60 лет. Но приходят и схимницы, пожилые даже большее усердие являют, чем молодые.

- Каков уровень образования обучающихся?

- На курсах обучаются те из монашествующих, которые не имеют никакого богословского образования. При этом светское образование может быть любое: кто-то закончил только школу, а кто-то высшее учебное заведение. При этом уровень подготовленности к богословским дисциплинам у всех разный.

Знаете, очень часто люди мирские говорят о том, что читали Библию, и не раз. Например, об этом рассказывал Владимир Познер. А когда спрашиваешь монахов, кто из них прочитал Библию полностью, оказывается, что немногие. Есть, конечно, и те, кто проявил усердие, но их не так много. Незнание Священного Писания - это большая проблема сегодня.

Есть и те, кто начинает изучать предметы с нуля. Эти курсы необходимы еще и потому, что Священный Синод запретил постриги необразованных людей. Если ты хочешь стать монахом - хотя бы минимальное богословское образование потрудись получить. Так что среди наших слушателей - не только те, кто уже прошел постриг, но и те, кто только хочет стать монахом - трудники и послушники.

Никакой схоластики

- Как организовано обучение? Где проходят занятия?

- Курсы в большинстве обителей начались в январе, где-то - чуть раньше, с декабря. Согласно Положению, курсы должны быть открыты или на базе учебного заведения, или на базе монастыря. В качестве базы был выбран Псково-Печерский монастырь. При этом, учебные площадки открыты при каждом монастыре епархии. Это позволяет сохранить внутренний монашеский уклад, создать необходимые условия для занятий на местах без выездов насельников из стен обителей.

В каждом монастыре сами выбирают удобное время для занятий. Например, на Снятной горе мы занимаемся по  четвергам и воскресеньям.

- Какие предметы изучают монашествующие?

- В состав курса входят  8 предметов: Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Катехизис и основы православного вероучения, литургика или устав богослужения, церковнославянский язык, аскетика, общецерковная история и история Русской Церкви. Межведомственной комиссией было высказано несколько пожеланий по предметам: во-первых, прочесть всю Библию с толкованием самых важных мест Писания, во-вторых, на занятиях по истории рекомендовано не просто изучать древние события, а находить связь с современностью, чтобы у монашествующих было ясное осознание: мы обращаемся вглубь веков, чтобы лучше понимать происходящие сейчас события.

Не менее важно изучение церковнославянского языка: понимают его не все. Но молитва - это основа монашеского делания, а когда ты молишься и не понимаешь, о чем, - это неправильно. Литургика изучает все, что связано с богослужением и молитвой. Аскетика - это специфический предмет, которого не было в нашем духовном училище, он посвящен монашескому деланию, борьбе со страстями, изучает иноческие уставы, примеры из  жизни подвижников.

- Кто преподает на курсах?

- С преподавателями было поначалу очень сложно. Но сегодня уже сложился основной костяк: это преподаватели с кафедры теологии, бывшие преподаватели духовного училища и нынешние педагоги заочного отделения Сретенской духовной семинарии в Печорах. Тем не менее недостаток в кадрах ощущается: на нашем попечении 9 монастырей, до некоторых ехать далеко.

Также во всех монастырях есть свои преподаватели – это насельники или насельницы, которые имеют необходимое образование и опыт педагогической деятельности.

- Ставите ли вы оценки своим ученикам?

- Учебный процесс организован мягко, без формализма и схоластики. Наша цель не оценки получить, а дать знания и заинтересовать людей предметом. Да, есть журналы, есть оценки, есть тесты, которые часто решаются в келье при помощи учебника и, конечно, все завершается итоговой аттестацией по каждому предмету. Но мы специально выбрали не формальную манеру, а живое общение с преподавателями.

Невозможно удержать у себя в голове массивные пласты информации - все равно многое забудется, но в результате учебы должно остаться некое впечатление от предмета, которое привлечет человека, даст ему интерес к теме, а значит - спустя какое-то время он вернется к ней уже самостоятельно. Я стараюсь в рамках своих предметов проводить параллели между Библией и  богослужением, Писанием и современными проблемами. В Ветхом Завете великое множество примеров действия Промысла Божьего в жизни людей и мы видим, как по-разному они отвечали Богу, впрочем, как и мы.

- Будут ли монашествующие сдавать экзамены?

- Неправильно называть это экзаменами, ведь мы не образовательная организация. Скорее, можно назвать это испытание собеседованием. Например, как это проходило в Крыпецах: я пришел на занятие, монахи вытащили билеты. Те, кто чаще ходил на лекции, отвечали уверенно, те, кто много пропускал – показали пробелы в знаниях. Но можно было свободно общаться, задавать вопросы и дополнять ответы друг друга,  ведь главная цель такой аттестации – заинтересовать тех, у кого усердия было меньше, дополнить то, что у них упущено. Я так вижу итоговое занятие.

Простор мысли

- Кого легче учить?

- Тому, кто заинтересовано  читал Библию, пытался ее понять, интересовался Уставом, будет легче. А вот начинать с нуля любому тяжело. К тому же верно говорят: кто хочет - тот ищет способ, кто не хочет - тот ищет причину. А причину всегда можно найти: у меня послушания, молитвенное правило и времени совсем нет. Но когда становится по-настоящему интересно, время обязательно найдется.

- Вы еще и психологические пути ищете к сердцам учеников?

- Конечно. К каждому человеку! Монашеская братия - очень специфическая. Это люди, которые ушли от мира, у них разные жизненные истории, разное душевное состояние. Зачастую им не административные меры нужны, а рука помощи - через эти курсы. И мы видим, что наши ученики делают успехи, что они хотят дальше продолжать учебу - это уже результат. Главное, чтобы духовное образование послужило на пользу монашествующим и  стало для них поддержкой на пути к Богу.

Елена Никитина

Теги: #РПЦ
ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Церковь / Из первых уст
опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 246 человек