Культура

Лидер группы «АнимациЯ»: Русский музыкант - тот, кто рождает смыслы

16.03.2017 10:45|ПсковКомментариев: 0

Российская группа «АнимациЯ» сравнительно недавно ворвалась в пространство российской рок-музыки, и, если поначалу кто-то сомневался в возможном успехе никому не известной команды из никому неизвестного Чистополя (да простят нас 60 тысяч жителей этого городка в Республике Татарстан), то сейчас понятно: этот коллектив пришел на сцену альтернативщиков всерьез и надолго. На счету у «АнимациИ» - выступление на Главной сцене прошлогоднего «НАШЕствия», первые места в «Чартовой дюжине», шестой номерной альбом под названием «Кругом враги». Презентация этого альбома и стала главным поводом для встречи с псковским слушателем в рамках масштабного российского тура, предпринятого коллективом.

В ожидании концерта, который состоялся вчера клубе SODA, мы поговорили с лидером группы Константином Кулясовым и выяснили его мнение о русских городах, дорогах и музыке.

- Константин, как ваше самочувствие? Говорили, что вы слегли с высокой температурой, были опасения у фанатов, что концерт отменят из-за этого...

- Сейчас уже все нормально. Пару дней назад было 38, потом 35,5. Это карма нас догнала. Мы очутились в Анапе, там было солнце, тепло. А после - сразу же в Мурманск. Вот и дало о себе знать.

- Это первый ваш масштабный тур по стране? Какие впечатления складываются о русских городах?

- Одно из главных впечатлений - конечно же, дороги. Мы едем своим ходом, на «Соболе», и тяжело ему приходится.

- «Соболь» - грузовик, на котором работает один из ваших музыкантов? Вы во многих интервью говорили, что продолжаете трудовую деятельность - работаете кто грузчиком, кто установщиком окон, кто водителем «Газели» и т.д.

- Мы уже полтора года занимаемся только музыкой. Впечатления - удивительные. Мы вообще хотели на «Соболе» проехать всю страну. Рассчитали логистику до Красноярска. Но потом поняли, что до Владивостока ехать интересно, а обратно возвращаться - неделю. Так что Байкало-владивостокскую часть все же будем преодолевать на самолете.

- Не могу не спросить о том, как вам понравились псковские дороги?

- У вас не самые плохие в стране. Есть еще Ярославская область - там вообще атас, просто ездить невозможно. До недавнего времени мы гоняли по Пензенской области: это тоже подвиг разведчика - проехать по этому региону. А Курган как славится дорогами! В общем, много есть участков, где ездить невозможно. У вас еще не самый плохой вариант. Мы живем в центре города, в шаговой доступности от ваших достопримечательностей, от Кремля. Нас поселили на удивление - я не мог даже себе представить, что гостиница размещается в историческом здании. Это вроде бы крестьянский дом 1869 года - могу ошибиться с годом. Вот в центре дороги - так себе. Мы доехали с большим матом, ой, трудом (смеется).

- В передаче «Соль» вы рассказывали Захару Прилепину, что городов как таковых видите мало во время гастролей, удается оценить только вокзал, ночлежку, общепит и зал. Вокзал исключаем - давайте пройдемся по остальным пунктам в отношении Пскова.

- С вашим городом все иначе. Нужно отметить, что мы первый раз к вам приехали. Чисто по логистике мы порассуждали: ночуем у вас три ночи, четверг получится выходной, поэтому у нас будет возможность изучить достопримечательности. Так что будет день пешего обкультуривания.

Мы много где бывали, редко удается гулять, но бывают такие светлые моменты в жизни. Например, играли мы в городе Зеленодольск, совсем от нас недалеко, в 200 км. Саунд-чек был назначен на 4 утра - такое бывает на фестивалях. И соответственно мы к 5 утра отстрелялись. У нас было два варианта - либо ехать в гостиницу и спать, либо поизучать местные красоты. Выбрали второе, на автобус сели и поехали, побывали в монастырях, поели там хорошего приготовленного монахами хлеба. Там очень красиво. Прямо настоящий отпуск.

Дальше у нас два больших переезда - нам придется вернуться в Москву и обратно в Брянск. Неудобно. Так что в Пскове у нас будет импровизированный отдых.

- «Кругом враги» - ваш шестой альбом, но известность «настигла» вас относительно недавно - во многом благодаря песне «Родина». Как вы думаете, почему эта композиция, что называется, «выстрелила»? Были же и другие, не менее интересные на тот момент песни.

- С песней «Ванька» все понятно - она постепенно завоевывала Интернет, потихонечку расползалась, и мы ездили по городам и весям нашей страны, то давало нам возможность не зарабатывать, но хотя бы окупать свою деятельность. Когда мы выложили «Родину» в Интернет - случилось какое-то чудо. По-настоящему это невозможно описать: песня начала расползаться с геометрической прогрессией. «НАШЕ радио» появилось через 4 месяца после того как мы выложили песню, когда в Интернете уже было больше 15 млн копий, нам позвонили в радио и сказали - ладно, мы готовы.

Видимо, в «Родине» нам удалось рассказать о наших проблемах... Даже не о проблемах. Вот есть такое странное выражение: «Я люблю свою родину вроде бы». «Вроде бы» Родину любить нельзя, но в то же время все прекрасно понимают, что косяков в нашей стране огромное количество. Но в конце я все же говорю - с косяками, «но я люблю свою Родину, е-мое». И наверное, дослушав до конца, люди спроецировали слова на себя. Поэтому песня стала главным нашим паровозом в 2012 году. А дальше уже и «Журавли» полетели и т.д.

- Сейчас на 1 месте в «Чартовой дюжине» ваша песня «Трамваи». Вы следите за своими успехами, собираете награды, дипломы «в комод»?

- Провокационный вопрос. Некогда мне следить за этим, правда.

- А предпринимаете какие-то усилия, чтобы песня вышла в топ? Допустим, заводите нужные связи, ищете продюсеров.

- Нет. Во-первых, это некрасиво. Есть артисты и со связями, и с деньгами, и спродюсированные, которые предпринимают усилия, чтобы это сложилось, но, как правило, это все остается на наносном уровне, они потом пропадают из зоны медиа, их забывают. Ничего не нужно, кроме того, чтобы заниматься своим делом - писать песни.

- Вы исполняете не только свои, но и чужие композиции? По какому принципу вы их отбираете?

- 95% - своего. Песен чужого авторства всего штук шесть, но отбор идет очень конкретный. Во-первых, я со всеми авторами знаком. Во-вторых, я отбираю песни тех авторов, которые, как я считаю, несправедливо не замечены большим количеством аудитории. Среди них, например, есть замечательный человек - Анир Хузин, лидер группы «Трали-Вали» из Ижевска. Он великолепный автор, но видимо, солнышко светит не для всех. Они уже 18 лет бьются, но как-то не складывается. Мы им помогаем в силу возможностей, записали альбом, они должны его скоро выложить онлайн. Есть замечательный автор Эльдус Сайфулин в городе Дубна. Тоже как-то не сложилось - он широко известен в своем маленьком узком городе. У нас в репертуаре есть его песня «Русские города». Я намеренно ее взял.

- Вы вмешиваетесь в чужие песни?

- Редко. В песне «Спички», например, я убрал весь мат, в песне «Черта» - дописал один куплет...

- Это не по-русски, когда песня с матом?

- Нет, песни с матом вполне себе возможны, но только при условии, что мат применяется в абсолютно художественных целях - когда невозможно другое слово применить с точки зрения экспрессии и смысла. Есть великолепный, выдающийся пример, я его привожу каждый раз, когда разговор заходит о мате. В творчестве Саши Васильева («Сплин») есть песня «Прочь из моей головы». Когда человек находится в таком жестком психоэмоциональном состоянии. Там есть такие слова:

Прочь из моей головы!

Твой новый бойфренд пробил все пароли,

Вскрыл все твои ящики, прочитал мои письма к тебе.

Ни х.. себе! Ни х.. себе!

А по-другому это невозможно было выразить.

- Если говорить о музыкальных ориентирах - кто для вас является авторитетом?

- Не знаю (мотает головой). 

- Хорошо, перефразируем: от кого вы фанатели, когда вам было 14-15?

- Ни от кого не фанател, правда. У меня были периоды запойные, когда я слушал отдельных авторов, причем они тоже достаточно опосредованное отношение к музыке имели. В основном это люди, производящие смыслы на уровне текста. Высоцкий, Розенбаум, Сережа Трофимов - все это мелодекламация так или иначе. Меня не особо затронула история с эпатажем в музыке. Я никогда не понимал всяческих там сценических переодеваний, меня убивало смотреть на гламурные команды, которые выходят на сцену в лосинах на каблуках.

- А как же Queen...

- Фредди - особый персонаж, это отдельная история западного шоу-бизнеса. Все равно российская ментальность резко отличается от того, что есть на Западе. Если на Западе главенствует музыка прежде всего, то в России производят смыслы. Кто не производит смыслы - тот не остается в душах людей. Не знаю, почему так. У нас тоже происходят эпатажные истории, но очень сезонно: рраз - и нет уже этого человека, пропал. Десяток артистов могу вспомнить, которые с одним хитом за последние пять лет вспыхнули и так же быстро угасли...

- Вы сейчас о поп-исполнителях говорите?

- Я бы не делил в принципе музыку на рок и не рок. Есть разница, конечно, что в нашем, живом жанре музыканты сильно отстают в смысле шоу. Это не вопрос желания, не вопрос того, что артист хочет себе в карман побольше положить. Здесь проблема в том, что он не может из кармана своего больше вынуть. Чем у нас более оплачиваемый артист - тем более помпезные у него шоу. Такие бывали и в том, что называют рок-музыкой: шоу-программа Земфиры с английскими музыкантами, шоу «Иначе» в 2011 году у Шевчука, Сергей Владимирович Шнуров радует народ большим количеством артистов на сцене. Но это вопрос экономики.

- Вас сегодня сколько будет на сцене?

- Сегодня пятеро. А вообще нас много (смеется). 

- Вы можете посоветовать что-то молодым музыкантам, которые сейчас работают грузчиками и водителями Газелей, но мечтают завоевать большую аудиторию?

- Какой из меня советчик? Единственное, если проецировать на себя: нужно просто двигаться вперед, писать песни и не уставать от этого. Не думать, что какой-то дяденька-продюсер жаждет твоего появления, чтобы подарить тебе деньги, славу, узнаваемость. Если музыкант не стал близок аудитории, значит, он не появится на сцене, на радио. Это зависит только от личности. Бывают исключения, но это те, о ком я говорил - когда нераскрученность связана исключительно с характером самих авторов. В них по большей части нет внутренней хватки для того, чтобы просто сорганизоваться, собрать коллектив в один кулак и хотя бы перевезти его в соседний город... Сил на это хватает не у многих. Нам в этом смысле повезло: у нас есть хрупкая девушка, Ольга Леонова, наш администратор, которая на себя пять мужиков взвалила и тащит вот. По-русски так.

- Возвращаясь к творчеству: о вас критики везде пишут как о группе, которая вернула на сцену социальные тексты...

- Врут. Я не сопротивляюсь этим процессам - просто пишу как чувствую, и нет там секретов. Просто не все наши песни о патриотизме. Песен о любви - больше, чем о Родине. У нас на весь альбом всего две песни, погранично связанные с социальными историями. Все остальное - это лирика, любовная, городская и т.д. Но к сожалению, на данном этапе мы стали заложниками своего собственного образа. Точнее, даже не своего образа, а того образа, который сочинили по отношению к нам. Заслышав паровозную песню «Родина», все почему-то думают, что мы прям такие ребята с флагом, идущие на амбразуры, но это далеко не так. Есть целые лирические программы, которые я чаще играю на квартирниках. Тем не менее - социальный блок песен есть, и он пользуется в нашей стране наибольшей популярностью. Опять же - не я в этом виноват. Так получилось. Такое, видимо, время. Я искренне обо всем этом писал, ничего не выдумывал, и не думал, что это приобретет такие масштабы.

- Разговоры о патриотизме, о судьбах России - они вас как-то трогают? Следите ли вы за политической жизнью?

- Я слежу, но на уровне того, чтобы включить телевизор. Я включаю ровно на два часа каждый день развлекательную передачу под названием «Новости». Я ее смотрю, честно. Это наносное поветрие - «нужно выключить телевизор». Да не надо выключать. Потому что выключив ТВ, отказавшись наотрез от этой информации, мы просто теряем связь с внешним миром. Весь этот концентрат и выжимку, которую нам выдают с точки зрения пропаганды и рекламы, необходим. Потому что вообще врага надо знать в лицо.

- Кругом враги?

- Да, кругом враги - нам же как раз об этом рассказывают. Из этого и родился сарказм названия альбома. Михаил Жванецкий в свое время придумал отличное определение: он сказал, что новости надо читать трехдневной давности. Это идеальный рецепт. За всеми псевдолозунгами, громкими названиями статей через три дня остается только самое важное.

- Если вас позовут участвовать в выборах, поддержать какого-либо претендента, вы согласитесь?

- Пойду! Если это будет концерт. Я за деньги пойду играть на любой корпоратив, у меня в этом смысле нет никаких комплексов, потому что я прекрасно понимаю, что наличие денег в этой жизни дает возможность развиваться. Инструменты, запись в современном мире дорого обходятся. Вопрос в другом. Чтобы действо не выглядело следующим образом: выходит кандидат и на моем фоне толкает предвыборную программу. А если просто будет висеть хоть какой плакат - мне наплевать. У них свой шоу-бизнес, просто денег больше, чем у нас. Пусть делятся. Какое бы название партии не было - это все равно уйдет. Какое-то бизнес-сообщество отстаивает свои интересы. А у меня свое маленькое бизнес-сообщество, я интересы их и их семей отстаиваю. Понятное дело, что я бы никогда в жизни не пошел под свастикой, не подписался бы под всякие радикальные истории - это очевидно, это вопрос воспитания. А так - голосуй, не голосуй - в нашей стране это бесполезно.

- Может, разум когда-нибудь победит?

- Разум вообще побеждает, да. Но только в отдельных головах. Он не побеждает целиком в обществе. Общество - управляемо, тем более в такой сословной стране, как Россия. У нас никогда не будет демократии, у нас это невозможно в принципе. Вертикаль власти всегда была выстроена основательно. Исходя из этого, у нас общество способно существовать только при условии наличия некоего царя или императора. Причем мы же такие кругом везде правые, большие, с замашками. Но это хорошо, кстати, в большой стране хорошо себя чувствуешь - ощущаешь свою сопричастность великому. Была такая большая страна Советский Союз, хорошая была страна. Несмотря на все ее ошибки, у нее было два глобальных плюса - образование и дружба народов. пусть основанная на пропаганде, каких-то пседоидеях... Но это было. Поэтому так сильно люди растерялись, когда произошел развал.

- Чем будете заниматься по окончании тура? Сядете за новый альбом?

- не знаю. Если честно, сейчас нет ощущения, что я накопил информацию, которую готов выдать на бумаге. Все равно у любого автора должен быть творческий зазор. Я, бывает, дома запираюсь на неделю-две, жена и дочка уезжают куда-нибудь к маме... На ходу ничего не пишется, более того - меня раздражают все окружающие звуки. Что-то падает - сразу мысль уходит. Мне нужна абсолютная тишина. Щебет птичек за окном не считаем.

Репортаж с концерта группы читайте ЗДЕСЬ.

Беседовала Елена Никитина

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Культура
опрос
С 1 июля повышаются тарифы на ЖКУ. Какая часть от вашей зарплаты уходит на их погашение?
В опросе приняло участие 363 человека