Культура

Троица в Мелетове - праздник со слезами на глазах…

27.05.2018 16:39|ПсковКомментариев: 27

Важнейшей культурной перспективой Псковской области в начале 2018 года стало решение врио губернатора Псковской области Михаила Ведерникова о том, в Мелетово должен быть создан новый объект туристического показа - церковь Успения Пресвятой Богородицы с ее уникальной фресковой живописью XV века. В частности, поручено «ответственным исполнителям представить проект создания инфраструктуры для туристов в селе Мелетово Псковского района».

Решение, безусловно, чрезвычайно верное и долгожданное, ибо среди 5 тысяч памятников древности, коими обладает Псковская земля, совершенно исключительное место, грандиозное по художественному значению и брендовой ценности занимают ансамбли древней фресковой живописи. Несколько храмов, сохранивших древние росписи, составляют нашу главную ценность, настоящее чудо и славу Пскова:

• Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (30-40-е гг. XII века)

• Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г.)

• Фрески Довмонтова города (вт. пол. XIV- нач. XV вв.)

• Церковь Успения Богоматери в селе Мелетово (1465 г.), в 45-ти км от Пскова

• Анастасиевская часовня с фресками с фресками по эскизам Н.К. Рериха (1911 г.)

В этом списке самых выдающихся по художественной ценности памятников Псковской земли именно Мелетовская Успенская церковь с росписями 1465 года - шедевр из шедевров, настоящий «GRAND ART» зрелой псковской школы, загадка и завет потомкам от мудрых предков, редчайший по красоте и глубине ансамбль, вершина псковской школы, настоящая Сикстинская капелла Пскова. Но самый сильный по живописи и самый загадочный по программе псковский храм находится в наихудшем положении.

Только что удалось огромными усилиями предотвратить нависшую над ним катастрофу. Каждый год все меньше видны фрески на его стенах, живопись теряется. Блестящая эрудиция псковских богословов, глубокий историзм их религиозного мышления, сложные, тонко-изощренные связи между частями росписи, отдельными композициями и ансамблем - исследованы далеко не полно, но неизменно производят ошеломляющее впечатление на любых, случайно-счастливо попавших в этот редчайший памятник, посетителей.

Конечно, главная задача музея и всех псковичей - сохранить этот уникальный храм.

Мировое, общечеловеческое значение псковских фресок - безусловная истина; значит, должно хранить их как можно дольше и как можно лучше, и будем надеяться, что после предпринятых «всем миром» усилий, дело пойдет на лад. Тем более, что аксиомой в туристике является тот постулат, что для развития туризма должно основываться преимущественно на тех видах и формах туризма, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал, а в Псковской области памятники средневековья и великолепный ландшафт дают базовый выход на преимущественно культурно-познавательный, паломнический и рекреационный виды туризма.

Теперь на первый план выходит проблема, как крайне своевременно обозначенная в решении врио губернатора, а именно проблема показа фресок в создаваемом туристическом центре. Безусловно, Мелетово давно должно стать одним из главных центров туризма Псковской области уже по факту наличия в этом селе сверхординарного памятника, но этого до сих пор не случилось, попробуем еще раз сформулировать причины.

Церковь Успения Богородицы в селе Мелетово… «совершенно исключительна по своим художественным качествам …, но находится в запустении в первую очередь из-за своей удаленности от Пскова. Ввиду этого особенно важно найти решение не только вопросов реставрации храма, но и дальнейшей его жизни.
…Мелетово уникально. Об этом необходимо рассказать, важно привлечь к нему внимание,…сделать все необходимое для популяризации памятника».

Дмитрий Сергеев, генеральный директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э.Грабаря, Москва

Представим, что наша мечта сбылась, выполнены получения врио губернатора, и мы видим, что в Мелетово создана инфраструктура для туристов, нет проблем с хорошими дорогами, автостоянками, пунктами питания для туристов и прочая, прочая, прочая… Предположим также, что дотоле почти никому даже в Пскове неизвестный памятник (не говоря уже о России и мире) пропиарен так, как должно, изданы прекрасные альбомы и буклеты, работают сайты, в магазинах полно красивых сувениров на тему псковских фресок, созданы могучие туры, и все турфирмы Пскова наперебой принимают все увеличивающиеся число заявок на посещение Мелетова.

И даже «выучены» потоки умных, знающих экскурсоводов, - ведь искусство фрески очень сложное, его понимание требует специального и вдумчивого постижения! И уж совсем невиданное чудо - этим экскурсоводам со специальной подготовкой музей разрешает вести экскурсию в священном пространстве храма с фресками!

Неужели счастье так близко, так возможно?

Туризм как таковой действительно всегда нацелен на создание налаженного, бесперебойного потока туристов для знакомства с любым заявленным памятником. Однако строгое, единственно верное отношение к режиму музейного хранения церкви Успения в Мелетово, памятника мирового класса, почти исключает как периодическое, так и спонтанное посещение его туристскими группами. Здесь не только говорить и ходить, но «дышать надо вполголоса», - как говорил лучший реставратор монументальной живописи в России, знаток наших фресок и их «лечащий врач» Владимир Сарабьянов. Нужно ясно представлять, что фрески «уходят», это неизбежный процесс, который где-то заторможен, - как в Мироже, а где-то активно разрушителен, как в отдаленном Мелетове.

В нашем очень влажном климате большое количество дней в году фрески не могут быть доступны по объективным показаниям хранения. В те счастливые дни, когда туристам можно показать великую живопись, храм не должен «пропускать» одну группу за другой, в идеале - это одна небольшая группа («порциями» допускаемая на леса) в хороший сухой день.

Известно, что круг сотрудников Псковского музея, хранящих и экскурсионно показывающих все памятники фресковой живописи Пскова, от Мирожи до Анастасиевской часовни, количественно очень ограничен, и строго говоря, объективно, несмотря на все желание, музей не в силах будет обслуживать сколько-нибудь налаженный, даже маленький поток туристов в Мелетово.

Есть еще много объективных причин, но ограничимся этими, явно говорящими нам, что показ фресок в Мелетово всегда будет затруднителен, и с этим фактом, если мы хотим сохранить памятник как можно дольше, мы обязаны считаться.

Каков же выход? Да, нужна инфраструктура для туристов, желающих увидеть Мелетово, нужны дороги и парковки, туристские площадки для обзора, но в самом Мелетове от возведения чего-либо «туристского», безусловно, надо воздержаться. Следует помнить замечательную «Концепцию реставрации памятников архитектуры», сформулированную в Пскове сразу после войны Ю.П. Спегальским, которая стала не только основой федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также осмыслена как модельный проект сохранения и музеефикации памятников истории и культуры в организме современного города и исторического поселения.

Закономерно, что эта концепция полностью находится в русле современных принципов и правил ЮНЕСКО. Базовыми требованиями ЮНЕСКО к объектам Всемирного культурного наследия являются требования, сформулированные Ю.П.Спегальским по отношению к Пскову: сохранность исторического ландшафта, чистота видовых панорам, неприкосновенность исторической архитектуры.

Объективные сложности показа оригинальных фресок в Мелетово приводят к естественной идее составить поэтапную «дорожную карту» приближения к шедевру, с задачей ни в коем случае не подменять заявленную тему гениальных псковских фресок чем-либо иным, (например, посещением экодеревни), а приблизить туристов по мере возможности к этой теме пошагово, заодно расширяя знакомство с богатейшим турресурсом Псковского района и Карамышеской волости. А ключевой задачей, так сказать, «направлением главного удара» в создании туристической инфраструктуры, после дорог, кафе и прочего, наш взгляд, должно быть создание Информационно-туристический центра (ИТЦ). Где создавать такой центр? На пути к храму. Лучше всего - в Карамышево.

Моделируем ситуацию. Туристы, выехавшие из Пскова в Мелетово, уже знают, будет ли открыт сегодня по условиям хранения храм (естественно, что это всегда становится известно только в самый день путешествия). Если есть такая счастливая возможность, это подарок судьбы и идеальный вариант. К сожалению, гораздо более типичный вариант, что храм будет закрыт, и к это надо готовиться и турфирмам, и экскурсоводам, и туристам.

По дороге в Мелетово, в центре волости, в Карамышево уже с 2015г. успешно функционирует первый в Псковской области культурно-просветительский, историко-краеведческий Центр в отремонтированном здании бывшей детской библиотеки. По сути, это и есть Туристско-Информационный Центр волости. В последнее время он, помимо прочих замечательных подлинно-музейных предметов историко-этнографического типа, пополнился важнейшими экспонатами, дающими возможность назвать Карамышевский ИТЦ пилотным проектом по реализации Музея Фрески.

В настоящее время здесь находится несколько авторских копий фресок Мелетова, выполненных выдающимися современными художниками, есть уникальная картограмма и масштабная развертка общего вида фресковой росписи церкви Успения Богородицы, великолепные фотографии Мелетовского храма из Всероссийского художественного научно-реставрационного центр имени Грабаря, передавшего их главе волости летом 2017 года в качестве дара Карамышевскому ИТЦ.

Более того, здесь начинает создаваться и Виртуальный Музей Фресок. Преимущества такого музея очевидны в современном мире, это доступность, наглядность, информационная полнота, возможность создания любых экспозиций, демонстрация любых концептуальных параллелей, интерактивные возможности, относительная дешевизна в сравнении с реальным музеем, мобильность, возможность соседства-сравнения с копиями фресок, созданными художниками, и подготовить публику для восприятия сложных оригинальных памятников.

Главное качество такого музея определяется его замечательной возможностью послужить «Виртуальным университетом» для просвещения и познания сложнейшего феномена средневековой духовной культуры Пскова. Это поможет направить подготовленную публику к самим святыням - оригинальным фресковым ансамблям, восприятие которых без предварительной подготовки, - как известно всем специалистам, - весьма затруднено.

Создание Музея Фрески - ключевая задача не только для музейно-культурного, но и в более узком смысле - туристского сообщества, так как подобный музей наиболее полно ответит на вопрос: «Что есть псковская ментальность?», «Какие они, псковичи-создатели одной из самых загадочных школ древнерусского искусства?», «Что есть псковскость?».

Знания о фресках и их показ важны прежде всего потому, что именно в них, как «книге на стенах храма» проявляется ментальность города и горожан. Фресковые памятники Пскова - шедевры искусства, квинтэссенция духовности и ментальности средневекового русского города, именно в них ключ к разгадке тайн средневекового православного искусства Пскова.

Интерес к региональной специфике - есть нерв и двигатель культурно-познавательного туризма, а именно этот вид туризма по всем социологическим подсчетам занимает ведущее место в Псковском области. В наших фресках с захватывающей силой и искренностью отразилось самосознание Пскова во всей полноте и цельности, следовательно, именно с ними должно связывать бренд Пскова, от их Образа можно стартовать в развитии туризма по-новому.

Итак, если читатель еще не забыл, наша воображаемая группа заезжает в Карамышево, где ее гостеприимно встречают, рассказывают и показывают, всеми средствами нашей цифровой эры (центр начинает создавать базу для виртульного Музея Фрески, думать об издании буклетов, сувениров, мечтает сделать фильм о фресках). Кроме того, Центр одновременно может рассматриваться как экологический пункт питания с акцентом на местных блюдах; здесь проводятся концерты силами местных подвижников, все это - безусловно - работает на правильный прием туристов. Затем группа отправляется на экскурсию в Мелетово и осматривает прекрасный архитектурный ансамбль, любуясь ландшафтом и внимая приглашению приехать в следующий раз, уже подготовленными к восприятию оригинальной живописи.

Псковский район и Карамышеская волость богаты памятниками, культурными и природными, что позволяет предложить туристам много различных туров, культурно-познавательных, экологических, релаксных, паломнических и иных. Напомним только о древнем Виделебье, родине трех святых: преподобного Ефросина (Елеазара) основателя Спасо-Елеазаровского монастыря, Никандра (Никона) Псковского, основателя Никандровой пустыни; о дороге на Порхов и Никандрову пустынь и Хилово; о самом удивительном Карамышеве и славном роде дворян, давших ему свое имя. Не лишне будет подумать о турах в соседние районы и регионы, об экскурсиях, связывающих все фресковые памятники Пскова с Мелетово - и пригласить туристов к будущим путешествиям.

Все эти и многие другие привлекательные для туристов объекты можно связать «ниточками» разных по вкусам и продолжительности экскурсионных туров, которые следует всячески системно концептуально, логистически, экономически и проч. продумать и «красиво подать», обеспечив «тотальный пиар».

Все это требует больших усилий и мощных изменений в системе подготовки экскурсоводов и гидов, организации качественно иного уровня пиара, торговли сувенирной продукцией, издательского дела и подачи информации о наших замечательных фресках в виртуальном пространстве, а также вдумчивой концептуальной работы и соединенных усилий властей, турбизнеса, музея, всех заинтересованных лиц, ПФ Академии туризма.

Но истина в том, что это главное направление в прославлении гениальной Псковской культуры, давно заждавшейся нашего внимания, и с каждым днем оно становится все более актуальным и более востребованным.

20 февраля пришло сообщение с Сочинского форума о соглашении - укреплении партнерских связей Пскова с Москвой в результате договоренностей врио губернатора Псковской области и мэра Москвы. В частности, по итогам этих договоренностей в ближайшее время ожидается увеличение на 30% туристского потока из Москвы в нашу область Это курс на открытость Псковской области, и пусть все флаги в гости будут к нам! Не забудем и о Ганзе-2019! Не ради только международного форума, к которому, как к последней надежде, мы приурочиваем все псковские нужды-чаяния, а ради нас самих и ради великой памяти гениальных предков, оставивших нам это бесценное богатство…

Но что и как мы будем показывать? Ведь рядом с церковью Успения, стоит еще Троицкая 1914 года, «как нелюбимое дитя в семье своей родной», совсем в отчаянном положении, не дай Бог! рухнет кровля в главный псковский праздник Святой Троицы… Совсем страшный символ!

Объявлено народное пожертвование , сбираются «по копеечке», но, может, настало, наконец, время и властям всех уровней и видов в духовной синергии/сотрудничестве с миром взяться за воздвижение храмов в Мелетове?

Реквизиты для перечисления добровольных пожертвований:

ИНН 6027025518                    
р/с № 40703810451010100975 в Псковском Отделении №8630 ПАО Сбербанк г.Пскова с пометкой «На реставрацию храма Святой Троицы д. Мелетово»

Тамара Шулакова, кандидат искусствоведения

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Культура
опрос
Каких последствий вы ожидаете с приходом омикрон-штамма в Псковскую область?
В опросе приняло участие 40 человек