На днях в медийном поле в который уже раз появилась новость: одна из заявок с Псковским кремлем исключена из предварительного списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Не удивительно, что по существу никто на это не обратил внимания: в предварительных списках возможного попадания в ЮНЕСКО памятники Пскова оказывались как минимум трижды. Со времен губернатора Владислава Туманова каждый следующий руководитель региона, а вслед за ним по цепочке чиновники всех мастей и рангов, твердили нам, что «еще немного, еще чуть-чуть» и какой-то памятник или комплекс памятников областной столицы будут принадлежат к достоянию планеты. А воз и ныне там...
Меж тем, попадание в список ЮНЕСКО - это (простите за расхожее, но емкое слово) не просто понты, а реальная возможность развивать туризм. К нам действительно поедут туристы, потому как будут знать - оно того стоит, признано на мировом уровне. Этот факт и местное чиновничество должен заставить как следует обращаться с объектом, потому как контролеры от ЮНЕСКО три шкуры сдерут. Но и денег давать будут, потому как одной из преференций всемирного наследия является, цитирую: «приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия». Поскольку чиновники, когда им это выгодно, сравнивают Псков с нашим историческим соседом - Новгородом, я тоже сравню: колыбель российской государственности вошла в список ЮНЕСКО в 1992 году. А что мы делали эти 26 лет? За это время всемирную организацию можно было уже измором взять. Пытались по-разному: и в общем списке «Кремли России», и индивидуально, сейчас документы поданы в номинацию «Памятники Древнего Пскова». Результат - ноль.
Маленький пример из-за рубежа: Королевство Бельгия по площади уступает нашему региону. Однако: в списке всемирного наследия ЮНЕСКО значатся 12 наименований, еще 17 - кандидаты в него. Первый объект включен в 1998 году. Разумеется, заявка подается не нашим регионом, а государством. И тем позорнее для нас этот факт. Попытаемся разобраться: в чем дело? Виноваты чиновники, которые не в полной мере могут грамотно составить необходимый пакет документов, но при этом мыслями и словами уже почти в списке ЮНЕСКО? А, может быть, пустое эти разговоры про нашу уникальную архитектуру, неповторимое псковское зодчество, невероятную древность и зашкаливающее число церквей на квадратный километр площади? Если разбирать как следует, то добрая часть из них (памятников как культового, так и оборонного и гражданского зодчества) либо новодел, либо препоршивейшая реставрация, более похожая на гастарбайтерский евроремонт. Есть и еще одна версия. Ее нам озвучил искусствовед-архитектор, руководитель представительства «Российской ассоциации реставраторов» по Псковской области, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Игорь Лагунин. И версия эта - зарубежное лобби и влияние общей политической ситуации на наши заявки.
Игорь Лагунин - человек авторитетный, нельзя исключать справедливости его оценки в плане политической предвзятости к России. Но не все же 26 лет. А в комиссии ЮНЕСКО защищается не наш регион, а государство. Процедура подготовки заявки весьма запутанная: по команде из Минкульта в регионе чиновники готовят определенную заявку, отправляют в Москву, там она проходит кучу инстанций и комиссий если надо - дорабатывается, согласовывается и так далее.
В нашем регионе подготовкой бумаг занимается госкомитет по охране объектов культурного наследия. Связавшись с руководителем Еленой Яковлевой, чтобы выяснить, почему мы опять «мимо кассы» в заявке «Кремли России», были удивлены: оказывается, эта номинация давно исключена комиссией ЮНЕСКО: «Эта номинация не была поддержана, процедуры очень длительные были. Об этом было известно еще в 14-м году. Номинация «Кремли России» не соответствует требованиям, поскольку в нее входили объекты, которые уже находились в других номинациях ЮНЕСКО. Нам это ничем не угрожает и никак не сказывается на нашей жизни. Почему история у нас такая длительная? Мы заходили с номинацией Great Pskov - «Великий Псков». Потом появилась, правда, не у нас, идея о том, что очень хорошей с точки зрения проходимости будет номинация «Кремли России». Были сделаны попытки попасть туда. Когда в 14-м году стали рассматривать все материалы по «Кремлям России», было намерение протолкнуть туда сразу несколько российских объектов. Но выяснилось, что, к сожалению, номинация не может быть представлена».
Вот так вот: процедура подготовки заявки, потраченное время и деньги коту под хвост, заявка «Кремли России» не прошла. Попасть в список всемирного наследия ЮНЕСКО что называется «одним из пассажиров в общем вагоне» - это не редкость. Так, характерный пример - «Дуга Струве» (или «Русско-Скандинавская дуга») – это цепь старых триангуляционных пунктов, протянувшаяся на 2820 км по территории десяти европейских стран, и представляющая собой уникальный памятник науки и техники. В списках ЮНЕСКО. С многочисленными Кремлями России так не вышло: они принадлежат к разным стилям, разным эпохам и самое главное - отдельные их памятники уже включены в список ЮНЕСКО. Но у Пскова есть шанс на самостоятельную заявку - «Памятник древнего Пскова» поданы в комиссию и ждут (снова) своей очереди. О том, кто готовил заявку, рассказала руководитель госкомитета региона по охране объектов культурного наследия Елена Яковлева:
Итак, заявку пишут много людей. Иногда даже слишком много, но не до конца и не всегда в комплексе понимают, что делают. Такое мнение высказала замруководителя псковского ВООПИиК Ирина Голубева. Ее однажды попросили помочь в качестве эксперта. Эмоции у Ирины Борисовны остались специфические, рождающие скепсис.
Ирина Голубева рассказала любопытный пример четкой и скрупулезной работы. Заявка города Свияжска прорабатывалась три года, на нее было потрачено десятки миллионов рублей, в том числе на привлечение зарубежных экспертов в области культурного наследия. А у нас все как всегда - на авось. К скептицизму замруководителя псковского ВООПИиКа присоединяется и искусствовед Тамара Шулакова. Ее суждение по данной теме еще более жесткие: не бывать нам в ЮНЕСКО, поскольку не с чем. Современные градостроители псевдореставраторы уничтожили все то, что могло бы представлять подлинную ценность для всемирного наследия как в плане индивидуальных объектов, так и в плане комплексов, наподобие кремля.
Ну что ж, картина вырисовывается куда как грустная, но типичная для нашей страны: темой занимаются массы чиновников, привлекают общественников, но в ЮНЕСКО не попасть, и усадьбы продолжают гореть. Московская голова чиновничьего аппарата совершенно не контролирует, что и как делает ее хвост в регионах, заявки оформляются по принципу «я его слепила из того, что было» и как всегда в кротчайший срок. В таком случае, зачем пенять на зеркало, коли рожа крива: я действительно поверю, что есть политическое давление на российские заявки. Так черт возьми, сделайте их безупречными! На самом деле, едва ли можно спорить с мнением Ирины Голубевой, что из псковских памятников ЮНЕСКО достоин лишь Спасо-Преображенскй собор Мирожского монастыря со своими домонгольскими уникальными фресками. Чиновники думают, где деньги взять, чтобы монастырь не сполз в реку...
Любовь Кузнецова