В Пскове, в галерее Дома купца Сафьянщикова, по адресу Советская набережная, 9 (это, если кто не знает, рядом с Варлаамовской башней) открылась персональная выставка Анатолия Жбанова «На Пепелище».
Понятно, что название выставки одновременно и описательное, и символическое.
«На Пепелище» - это, собственно, отчаянная ситуация, в которой оказались художники движения «Псков-Арт» после пожара 23 января 2019 года: одна мастерская, где, согласно экспертизе пожарных, возник источник огня, полностью выгорела, повредив перекрытие и пол второго этажа, плюс к тому пожар нанес большой ущерб выставочному залу.
Дом купца Сафьянщикова тут весьма наглядный и показательный пример. Построенный во второй половине XIX века знаменитым псковским купцом Сафьянщиковым, после революции 1917-го года дом на берегу реки Великой был экспроприирован большевиками, чудом уцелел во время Великой Отечественной войны и сохранился до наших дней как памятник архитектуры регионального значения.
Удивительно, но вплоть до конца восьмидесятых живописный дом с мезонином, печным отоплением и сомнительными удобствами оставался жилым, в нем продолжали жить люди, простые псковичи. Тридцать лет назад, в перестроечном 89-м, распоряжением Псковского горисполкома расселенный Дом купца Сафьянщикова был отдан псковским художникам под мастерские. С тех пор началась история Дома Сафьянщикова, связанная со своего рода «псковским Монмартром». В 2012-м году в доме открылась галерея современного искусства «Дом на Набережной», в которой уже состоялось по меньшей мере три десятка сборных и персональных выставок, в том числе и международных. Художники из обеих столиц, а также из Италии, Финляндии и США не считали зазорным выставлять свои работы в скромной самодеятельной галерее. Не говоря уж о художниках псковских.
Сегодня следует признать, что это счастливое обстоятельство на самом деле спасло памятник от неминуемого разорения, не превратило его в зловещие и вонючие развалины, как, допустим, тот же Дом Батова на Завеличье, или Палаты Печенко, или Солодёжню, или Дом предводителя дворянства на Романовой горке. Печальные примеры можно множить. Все мы, жители Пскова, буквально годами наблюдаем, как в историческом центре разоряются и горят расселенные, пустующие дома. Их, таких памятников архитектуры, брошенных на произвол непогоды и бомжей, в Пскове буквально десятки, если не сотни. И нет никаких сомнений, что Дом купца Сафьянщикова ждала та же грустная, незавидная участь.
Однако, благодаря художникам, самого страшного все-таки не случилось, несмотря даже на недавний пожар. Дом Сафьянщикова жив, сохранился, пусть и не в самом приглядном виде, и даже открыл прокопченные двери для очередной персональной выставки художника-нонконформиста, отметившего в этом году 75-летний юбилей. Вот только благодарности художник Жбанов, самолично дравшийся и прогонявший тридцать лет назад из дома бомжей, разжигавших прямо в комнатах огонь, так и не дождался. Никто из руководителей местной культуры на его юбилейную выставку прийти не удосужился.
Видимо, не по чину. Ни председатель областного комитета по культуре Жанна Малышева, ни, тем более, муниципальные массовики-затейники не удостоили старейшего художника Пскова своим вниманием, и понять их, наверное, можно: уже само название «На Пепелище» - не внушает особого доверия. Более того, столь симптоматичное название, название-диагноз, однозначно констатирует крайне прискорбное состояние псковских памятников.
Да, что-то в историческом центре зримо меняется к лучшему: за примерами далеко ходить не надо, буквально в двух шагах от Дома Сафьянщикова сейчас завершается долгожданная реставрация Варлаамовской башни и крепостной стены; улицу Леона Поземского, как обещают, ждет масштабная реконструкция.
До распиаренного Ганзейского фестиваля в Пскове осталось всего ничего — каких-то полтора месяца, а представляют ли себе муниципальные чиновники, как выглядит в настоящий момент памятник архитектуры регионального значения? Зрелище не самое презентабельное! Что увидят многочисленные туристы из Ганзейских городов Западной и Восточной Европы? Зияющие дыры выгоревших окон? Мало нам других примеров «мерзости запустения»? Удастся ли прикрыть баннерами эту обветшалую, воняющую резкой гарью «лепоту»?
Справедливости ради надо сказать, что одна чиновница на «пепелище» в Дом Сафьянщикова все-таки пришла: недавно назначенная председателем комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Наталья Тихомирова посмотрела выставку Анатолия Жбанова, а заодно и оценила взглядом профессионала ущерб от пожара и состояние памятника в целом. Никаких публичных выводов, либо заявлений Наталья Тихомирова, разумеется, вчера не делала, но обещала написать губернатору служебную записку, чем художников немного обнадежила, поскольку муниципальные чиновники не то чтобы ничего отрадного не сказали, а совсем наоборот: КУМИ города Пскова недавно разразился письмом, в котором администрация предлагает художникам «Псков-Арта» освободить помещения и переехать на окраину, в Любятово, а именно на третий этаж строения по улице Николая Васильева, 77-а. Как там можно будет заниматься творчеством и выставочной деятельностью, чиновников КУМИ совершенно не волнует. Выметайтесь из дома, и всё!
Само собой, художники с таким решением городской администрации категорически не согласны и заявляют, что намерены бороться за Дом Сафьянщикова, в котором обитают вот уже тридцать лет, что называется, «до последнего холста», привлекая к этой борьбе самую широкую общественность и независимые масс-медиа.
Кроме того, неожиданное предложение КУМИ навевает мрачные подозрения: несмотря на то, что официальной причиной возгорания признана неисправная электропроводка, художники только утвердились в своей «альтернативной версии», что причиной пожара стал банальный поджог. По их мнению, кто-то опять «положил глаз» на пускай и обветшалый, но уютный особняк в одном из живописнейших мест древнего Пскова.
Уже в этом году, после открытия экспозиции в отреставрированной Варлаамовской башне, здесь откроется завидный туристический маршрут, в следующем году грядет масштабная джентрификация улицы Леона Поземского, - почему бы не выкинуть нищих художников из исторического дома, а «недвижимость» загнать какому-нибудь удачливому девелоперу? Ну, а тот факт, что именно незадачливые художники «Псков-Арта» тридцать лет сохраняли дом от гибели и разорения, пока он был никому не нужен, можно по-тихому похерить.
Претензии же к художникам у КУМИ Пскова всегда наготове - мол, ненадлежащим образом соблюдаете обременения при аренде здания, как-то: ремонт кровли, внутренних помещений, отмостки здания и так далее. А как, спрашивается, их соблюдать, если только одна смета на устранение последствий пожара и противоаварийные работы стоит 2 с половиной миллиона рублей? А, скажем, смета на реставрацию - 5 миллионов рублей. Такие вот расценки.
Решение у чиновников одно - выметайтесь! Что, согласитесь, совсем не гарантирует сохранность здания. Опять же, скорей наоборот. Художников из Дома Сафьянщикова, допустим, выкинут, и вот сразу, за здорово живешь, найдут арендатора, готового потратить уйму денег на реставрацию? (Если, конечно, втихую уже не нашли). Однако более вероятен другой тривиальный сценарий: арендатор найдется, вот только фейковый, здание будет стоять пустым и неприкаянным, как десятки других подобных зданий в Пскове, и неминуемо превратится в руины, как, напомню еще раз, тот же бывший малый зал Псковской областной филармонии на Романовой горке, мимо которой теперь без слез не пройдешь.
Ситуация реально патовая. Псковская городская Дума до 2020 года предоставила художникам дом в безвозмездную аренду, а КУГИ требует съезжать. При этом не очень понятно, кому на фиг нужен ветхий дом без горячей воды и центрального отопления за миллионы рублей, отягощенных многочисленными обременениями? Такое впечатление, что КУГИ действительно хочет загнать памятник по дешевке первому встречному подвернувшемуся «инвестору», а там хоть трава не расти. Вернее, как раз расти-зарастай, как зарастают бурьяном и борщевиком десятки других развалин в центре Пскова.
С другой стороны, представим на минуту, что найдется некий инвестор, готовый вложить свои миллионы и превратить Дом купца Сафьянщикова в элитный ресторан или гостиницу (во что верится с трудом, вряд ли это будет экономически выгодно, но ладно). Тогда главным обременением для нового арендатора станут как раз художники-нищеброды с их авангардным и мало понятным искусством, не желающие из дома выезжать. А у государства денег на безвозмездное восстановление памятника, как водится, нет и не предвидится. Тут на другом берегу реки Дом Батова уже много лет погибает. Много вас. И получается одно сплошное «пепелище» как факт и как символ.
Александр Донецкий