На днях в Пскове открывается фотовыставка Максима Горшкова «В тайне от времени». Максим - сам пскович, однако уже на протяжении 10 лет постоянно живет и работает в Германии. Именно там у недавнего студента и появилась возможность заняться фотографией всерьез. Впрочем, не буду забегать вперед…
- Когда ты занялся фотографией профессионально? Если считать, что профессионал – это человек, который любит свое дело, знает, чего он хочет, и умеет этого добиваться…
- Я бы связал это с моим приездом в Германию. Фотографией я занимаюсь весьма активно и довольно продуктивно лет с 10. В детстве у меня была первая камера «Смена-8М», с ней я облазил все псковские руины и башни. Когда учился в университете, у меня даже камеры не было – старая сломалась, а на новую не хватало денег. В Германии у меня появился доступ к хорошей технике, информации и главное - финансовые возможности. Фотографии я нигде не учился, но могу сказать, что разбираюсь в этом процессе как профессионал, конечно, с определенной спецификой. Для меня это черно-белая фотография, аналоговая художественная печать, хотя сейчас я перешел на дигитальную, «цифровую» печать.
- А почему черно-белое фото?
- С точки зрения выразительности, это более простой и эффективный вариант отдалить фотографию от реальности. Основная моя цель – избежать того, чтобы это была репортажная фотография в газету. Любой черно-белый мотив дает больше всего свободы, пространства для фантазии. Я хочу, чтобы увидев фото, человек остановился, заглянул в себя и прислушался, вдруг его что-то зацепит. Сам люблю фотографии, которые рассказывают какие-то истории, и стараюсь, чтобы мои работы тоже «говорили».
- Как возникла идея фотовыставки?
- Идея старая. В 2002 году я целенаправленно сюда приехал, чтобы поснимать и отобрать материал для выставки. На фотографиях изображен тот город, который я пытался узнать.
Меня здесь не было довольно долго, в течение 5 или 6 лет. Это был очень волнующий для меня приезд, было тяжело сориентироваться, осознать, где я нахожусь, в каком времени и месте. Сам город ощущался мною слегка заколдованным, окутанным световой дымкой.
Как раз в это время в окрестностях Пскова горели леса и торфяники. Я бы зачарован видом утренних улиц, заполненных дымом и солнечным маревом, которое старалось этот дым как-то разогнать. Я все время пытался найти свой Псков, который очень люблю, и те места, где я провел много времени. Так родилась первая серия фотографий, которая была снята в 2002 году. Называлась она «Когда замрут песочные часы». Приехав в Псков через 3 года, в 2005, я хотел снять продолжение на одном дыхании. Получилось ли? Сложно сказать… В очередной раз подтвердил себе, что сколько бы человек не планировал, все происходит так, как предначертано судьбой. Получилось так, что многих мотивов, которые хотелось увидеть, я просто не нашел. После этого я понял, что должен учитывать время как фактор в своем поиске. Название второй серии - «Серый снег».
На выставке много темных фотографий. Общее настроение – немного грусти и воспоминаний.
Иногда мне кажется, что я зря уехал. Фотографии на выставке – это любовь к Пскову, поиск своего прошлого, попытка представить себя в новом городе, попытка сохранить для себя те вещи, которые понемногу уходят, которых я не увижу в следующий раз.
- Гераклит сказал: в одну реку не войдешь дважды. Тем более сложно вернуться в детство, а об этом, наверно, мечтает каждый человек. А ты еще и уезжал из Пскова на долгое время. Что ты хотел увидеть здесь, найти и что получилось?
- Прежде всего, я хотел увидеть моих друзей. Для меня любовь к России, Родине – это не любовь к тому огромнейшему пространству, которое занимает большую часть глобуса. Это, в первую очередь, любовь к определенным местам в Пскове, Изборске и любовь к людям, которых я здесь оставил. Дом там – где мое сердце. С болью я это понял вдалеке от родных мест.
Что я нашел? Мне сложно сказать. Быть может, нашел частичку моего детства… Часто пытался представить: чем бы я занимался в Пскове, если бы не уехал, и кем бы я был, если бы остался здесь. Результатом таких размышлений, кстати сказать, довольно эмоциональных, стали фотографии, которые потом в какой-то степени меня удивили. На негативах я ожидал увидеть нечто другое. Не знаю, наверно, это говорит о том, что снимал я, находясь в совершенно другом мире… Думал довольно много на эту тему и, честно говоря, к конкретному ответу так и не пришел. Для меня это стало очередным подтверждением того, насколько Псков важен, насколько я к нему привязан, и что, в принципе, рано или поздно я вернусь сюда насовсем или буду постоянно, как можно чаще возвращаться.
- Как сказал один писатель, испытывать чувство ностальгии, лучше находясь вдали от Родины…
- Когда я уезжал из России, мне задавали вопрос: почему я уезжаю. В этом чувствовался упрек. Один раз сказали, что «я уезжаю, а мы остаемся восстанавливать и строить новую Россию». Для меня это был очень сложный период, период неопределенности и внутреннего смятения. Я понимал, что, находясь в том душевном состоянии, не смогу участвовать в постройке новой России, мне нужно было сначала разобраться в себе. В какое-то определенное время это произошло, и я пришел к тому отношению к Пскову, которое сейчас есть. Пришел к тому, что я хочу здесь находиться и быть как можно дольше. Германия – очень специфическая страна, но там растут мои дети, у меня определенные обязанности, поэтому я и живу там. Но точно знаю одно: когда-нибудь я вернусь сюда.
- В этот приезд планируешь пройтись по псковским улицам, сделать еще серию фотографий?
- Еще как. Надеюсь, что после открытия выставки у меня будет много времени, и я смогу посвятить его фотографии. Что хочется увидеть, и куда я поеду в любом случае – это Изборск. Это место, которое иногда больше будоражит мою фантазию, чем Псков. Псков – это мои друзья, Изборск – это покой, тишина, быть одному, самим собой, возвращение к себе в чистом виде, абсолютная медитация, нирвана.
- Максим, а как ты оцениваешь свое занятие? Фотография - это увлечение, хобби или творческий процесс, процесс поиска или, может быть, в некоторых случаях это работа?
- Фотография – это моя жизнь. Не могу себе представить жизнь без фотографии. Это такое отношение, что даже иногда жена ревниво относится к моим занятиям. Но без фотографии я не могу. Это мой мир, в котором я нахожу свой покой. Иногда удается подзаработать, хотя это не цель. Единственный плюс заработка – финансовая свобода, но больше всего я ценю независимость в принятии решений. Моя творческая работа – мое внутреннее убежище.
- Максим, а ты ощущаешь себя художником?
- Скорее всего - да. У меня есть мой материал – светочувствительный. Я рисую, как художник рисует кистью или карандашом, светом по этому материалу. Фотографирую вполне реальные вещи, но для меня не является целью простое копирование.
- Можно ли по одной фотографии судить о ее авторе?
- Этот вопрос мне никогда не задавали, как-то не задумывался на эту тему. Теоретически, да. Для меня фотографии – это своего рода маленькие истории. И необязательно, чтобы моя история слово в слово дошла до зрителя. Моя цель – дать людям какую-то тему, каждый ведь может придумать свою историю. Если это произойдет, человек о чем-то задумается, глядя на фото, я буду рад. Я человек, который часто заглядывает в свое прошлое. Ловлю себя на мысли, что тот проект, который я хотел завершить этой выставкой, до сих пор меня внутренне волнует.
- Максим, а среди представленных на выставке фотографий есть та, которая нравится тебе больше всего?
- Есть одна фотография с котом, которая мне очень нравится, причем сделана совершенно случайно. На фотографии изображен обычный кот, он сидит на темной, черной лестничной площадке, освещенный лучами заходящего солнца, и облизывается. Как-то в Пскове мне нужно было найти своих знакомых, и я долго бродил во дворах – запутался с адресом. Все подъезды попадались странно похожие, в них было очень темно, и как раз садилось солнце. Так получилось, что лучи заходящего солнца очень интересно, необычно осветили кота, на фотографии виден только его профиль. Нравится эта фотография еще и историей кота, для меня это как маленькая сказка, каждый раз разная. Опять же, может быть, это возвращение в детство, к старым подъездам с их котами.
…Уже в конце нашей беседы Максим уточнил, что для него тема выставки остается открытой, хотя продолжения, скорее всего, не будет. Будут другие, новые фотографии, новый Псков и новые встречи. Обязательно.
Беседовала Елена Ковалева
Электронное периодическое издание. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-42756 от 25 ноября 2010 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Гражданская пресса"
Полное использование материалов сайта запрещено. При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на сайт «Псковская лента новостей» обязательна