Культура

Книгу об иконостасе Свято-Троицкого собора представят псковичам

13.12.2019 11:40|ПсковКомментариев: 0

Сегодня, 13 декабря, в 17.00, Историко-краеведческая библиотека им. И.И. Василева приглашает на презентацию книги «Иконостас псковского Свято-Троицкого кафедрального собора».

Как сообщили Псковской Ленте Новостей в библиотеке, представит книгу автор, хранитель фонда драгметаллов Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ГБУК «Псково-Изборский объединенный музей-заповедник») Ирина Галицкая.

Обновленное краеведческое издание 2019 года «Иконостас псковского Свято-Троицкого кафедрального собора» (ранее издавалось в 2015 году) посвящено сердцу Псковской земли, одному из самых красивейших храмов Северо-Запада России - Свято-Троицкому кафедральному собору. Его история началась практически тогда же, когда и история самого города Пскова.  С тех времён местные жители не разделяли свой родной город и Троицкий собор, называя Псков «Домом Святой Троицы». Троицкий собор всегда был центром общественной и государственной жизни, а сегодня это не только действующий собор, но и объект историко-культурного наследия России федерального значения, находящийся под охраной государства.

Внутреннее убранство Троицкого собора складывалось на протяжении XVII-XX столетий и продолжает изменяться. Самым важным элементом декора интерьера в храме становится иконостас. Его иконы и резьба на фоне хорошо освещенных беленых стен – главный цветовой и декоративный акцент.   И.А. Галицкая в книге пишет, что возможно, иконостас Троицкого собора был первым в Пскове иконостасом нового типа, но, несомненно, большинство составляли тябловые иконостасы.

Традиционный тябловый иконостас представлял собой смысловое и живописное единство, что поддерживалось его композицией. Тябло – это брус, отесанное бревно, покрытое росписью, которое крепилось своими концами в кладке северной и южной стен храма и на котором ставились иконы. Иконы ставились на тябло без промежутков. Впечатление единого пространства подчеркивалось одинаковым цветом фона: охристого, золотого, зеленого, и тем, что два ряда иконостаса могли быть написаны на одной доске. Два и даже три святых могли быть на одной иконе пророческого ряда . Царские врата тоже могли быть живописными. В описаниях храмов такие иконостасы часто назывались «Деисусами». Это название подчеркивало важность деисусного чина и сообщало всему иконостасу значение не предмета, а действия - моления. Слово иконостас, т.е. место постановки икон, более нейтрально по смыслу. Моление святых, обращенное к Христу, в тябловом иконостасе сильно выражено благодаря отсутствию разделения между отдельными иконами: все святые сосуществуют в едином пространстве, обращаясь к единому центру. Традиционный тябловый иконостас представлял собой смысловое и живописное единство, что поддерживалось его композицией.

Книга рассчитана на краеведов, экскурсоводов, музейных работников, на  всех, кого интересует иконопись, история и культура города Пскова.

Мероприятие пройдет по адресу: г. Псков,  Октябрьский пр., 19а, читальный зал (справки по тел.: 66-43-24).

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Культура
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 239 человек