Культура

Гоголь на экспорт

18.12.2006 11:44|ПсковКомментариев: 11

(«Ведьма», Россия, 2006 режиссер Олег Фесенко)

Советский кинематограф испугал нас лишь однажды: постановкой произведения Николая Гоголя «Вий». В постсоветское время российский кинопром не испытывал потребности вызывать страх у зрителя загадочными историями. Жизнь сама подкидывала редкостные сюжеты, пугающие узнаваемой реальностью.

В этом году ситуация на отечественной «фабрике грез» в плане фильмов ужасов стала меняться, то ли многочисленные телевизионные сериалы и «фильмы-пустышки» перепели все жизненные сюжеты, то ли «жить стало лучше, жить стало веселее» настолько, что заставить «дрожать наши поджилки» должны абсолютно нереальные истории. Так, что отечественные продюсеры «зарядили» в производство несколько триллеров с явной мистико-психологической составляющей. Историю о «Мертвых дочерях», триллер «Лифт» и римейк того же «Вия» под названием «Ведьма». Причем «Ведьма» вышла на экраны со смелым рекламным слоганом «Первый российский фильм ужасов»

С первого кадра действия фильма «Ведьма», когда главный герой фильма - журналист Айван (Валерий Николаев) просыпается от сигналов безудержно звонящего телефона с двумя обнаженными девушками, зрителю становится понятно, что на экране сегодня будет крепкий экшен.

Действительно, события в фильме развиваются весьма стремительно. Главный редактор дает задание Айвану съездить в городок Кастел Вилл, где творятся чертовски странные вещи. По дороге в Кастел Вил машина Айвана ломается. К тому же начинается страшный ливень и в поисках ночлега он заходит на заброшенную ферму, с необычными обитателями: немой старухой и не менее молчаливой девушкой, которая пытается задушить нашего героя, спокойно принимающего ванну.

Айван убегает из зловещего дома, садится в первую попавшуюся машину и уезжает подальше. Но и эта машина ломается, а так как Айван покинул место своей предыдущей стоянки нагишом, то надевает на себя рясу священника, найденную в багажнике автомобиля. Ночью, бредущего по дороге в дождь, его подбирает патруль полиции и, конечно же, принимает за священника.

Полицейские привозит журналиста к месту его редакционного задания, а именно в загадочный городок Кастел Вилл. Шериф Кастел Вилла несказанно рад тому, что в городе появился священнослужитель. Ведь теперь он сможет исполнить просьбу своей умершей дочери Мерил (Евгения Крюкова), а именно, отслужить по ней заупокойную службу. Причем служба должна проходить ночью и естественно в заброшенной церкви. К тому же в городе поговаривает, что дочь шерифа была очень странной, чуть ли не ведьмой. Так, что следующие три ночи в заброшенной церкви, да еще в обществе мертвой ведьмы, Айвану предстоят не самые приятные.

После просмотра фильма совершенно ясно, что создатели фильма осознанно делали фильм, ориентируюсь на западного зрителя. Видно, что герои фильма говорят свои реплики на английском языке, а потом уже озвучены заново на «великом и могучем». Имена персонажей, антураж, а самое главное место действия город Кастел Вилл, не дает усомниться, что действия происходит на «загнивающем» западе. Впрочем, продюсеры фильма не забыли и об отечественном зрителе ведь картина «Ведьма» снята по мотивам произведения Гоголя «Вий». А кто, читая эту книгу в школе, не представлял себе: «А как же это выглядело бы на экране?» Тут уж создатели фильма выложились на 100 процентов, атмосфера страха, в фильме создана превосходно. Бюджет фильма 2,5 миллионов долларов задействован в полной мере на необходимые спецэффекты и устрашения.

 Помимо визуальной составляющей режиссер, а по совместительству и сценарист фильма Олег Фесенко привнес в фильм полновесную философскую мысль. Конечно не только ту, что лежит на поверхности о переплетении в провинциальном городке христианства с языческими верованиями. В результате чего, местные жители фактически готовы принести в жертву ведьме проезжего путника. Только бы злой дух навсегда или хотя бы на время оставил их. И в этом жители современной американской глубинки не далеко ушли от жителей какого-нибудь африканского племени.

Но есть и другая мысль, которую хотел донести Гоголь, и которую не смогла донести советская экранизация «Вия». А в «Ведьме» это раскрыто. Айван смог поверить в Бога больше, чем в силу магического обряда. И победил.

Ведьма без труда пересекает круги защиты созданные Айвеном. Она также не реагирует на распятие в руке главного героя. Ведь без веры в того, кто изображен на распятии - оно лишь кусок дерева. Но лишь только в сердце Айвана рождается истинная вера - крест становится смертельным оружием для демона в руках простого смертного. Вера в Бога выше, чем вера в силу обряда. Вот что хотел сказать Гоголь. И что удалось раскрыть режиссёру «Ведьмы».

Резюмируя, можно сказать, что экспортный вариант экранизации Николая Васильевича Гоголя удался на славу. Создатели фильма угодили и нашим, и не нашим. С одной стороны в фильме есть, красивая «картинка», приправленная крепким саспенсом, а с другой, сильный сценарий, наполненный философской составляющей. Возможно, когда российский кинопром поставит на поток изготовление однотипных фильмов ужасов, мы будем с умилением вспоминать «первый российский фильм ужасов», замешанный на таком родном для нас произведении Гоголя.

Олег Николаев

ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Культура
опрос
Ждете ли вы возвращения западных брендов?
В опросе приняло участие 235 человек