Идешь слева направо – и глаза разбегаются. Вот Гремячая башня, вот мелетовское Успение и Изборск, поворачиваешь за угол – Мирожа и Печоры. И это еще не все: спускаешься вниз – а там шумит-бежит речка Кебь. Никаких пространственных искажений – это просто выставка! Пятнадцать художников гостили в наших краях целую неделю: выезжали на пленэры, вдохновляясь буколическими пейзажами, древними крепостными стенами и легендарными «псковскими далями».
Здесь и далее: фото предоставлены арт-резиденцией «Кебь». Фотограф: Ксения Шамсудинова
Все они - студенты, аспиранты и преподаватели Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, объединённые интересом и любовью к нашей стране, её истории, природе и культуре, а также приверженностью к русской академической художественной традиции. Экспедиция стала частью проекта «Настоящая Россия», осуществляемого академией.
Кто-то только начинает свой путь в творчестве и ищет авторский стиль, кто-то уже сложился как мастер. А еще у каждого автора – своя энергетика и свой взгляд, интересный еще и потому, что все живописцы – из разных стран. Аргентина, Италия, Испания, Япония, Австралия, Мексика, Канада, Македония, Афганистан, Индия, Эфиопия – художники шести континентов приехали на Псковщину и как будто заново открыли всю красоту нашей земли.
«Сколько у нас времени? Всего три часа? А здесь такая хорошая натура!» - каждый раз сокрушались гости из Академии, оказавшись на очередной художественной локации. Как сказала участница пленэра из Мексики Паулина Эрнандес, сложно даже сказать, какая показалась интереснее всего: так невозможно выбрать самую красивую звезду. К тому же студенты и сами искали «натуру»: так итальянец Карло Куалья открыл для себя Солодежню и вид на Мирожский монастырь с террасы гостевого дома «У Покровки». Набрел, как говорится, и не мог глаз отвести: все запечатлел в своих светлых, воздушных акварелях.
«Больше всего меня поразили… камни, - рассказывает Карло. - Старая стена, даже разваливающаяся - имеет определенную красоту. Мощная энергетика камней пришла из веков, и чтобы это рассмотреть, надо много внимания. Мне запомнилась поездка в Мелетово. Это место очень древнее, святое, и следы времени там достойны внимания. Там была очень интересная встреча с профессором, руководителем мастерской церковно-исторической живописи в Академии художеств Александром Крыловым».
Карло говорит, что обязательно вернется в Мелетово – он загорелся идеей организовать обмерную экспедицию, которая может стать важным этапом в реставрационных работах, которые там необходимы. Аrs longa, vita brevis – говорит он на чистейшей латыни, и, слыша его, вокруг улыбаются и кивают: «Да! как давно, но как точно сказано!»
Мелетово, кстати, можно смело заносить в ТОП мест, которые вдохновили художников. «Фрески – нет слов! Столько знаний! – делится Паулина. – Я мечтала познакомиться с русской культурой – эта мечта привела меня в Академию художеств. Добраться сюда было сложно, но сейчас для меня aventura ("приключение" с исп.) познакомиться с людьми из разных стран. Я увидела великие пейзажи, которые знала только по книгам. Еще я увлекаюсь русской музыкой: Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин - все они были здесь. Видеть эту землю, коснуться этих древних стен - как это описать?».
Габриель Иглессиас де Оливейра – художник из Рио-де-Жанейро. В Пскове он впервые (кто бы сомневался!), и больше всего его впечатлило множество храмов, древняя архитектура и искусство фресок. «Чувствуется, что вы очень гордитесь своей землей и культурой, сохраняете ее, - сказал Габриель. - Мы писали в Мелетово, и нам сказали, что храм Успения XV века. Старше, чем Бразилия. Это классно! Думаю, это было самое интересное место, куда мы ездили».
Но не только псковские пейзажи поразили иностранных гостей. Они успели окунуться еще и в русские обычаи. Для кого-то настоящим открытием стала наша баня: художникам так понравилось «из огня да в полымя», что они умудрились попариться за неделю дважды. Заинтересовали их и обряды купальской ночи: ребята даже в удовольствии попрыгать через костер себе не отказали.
Паулина горячо рассказывала нам об обычае поедания калаверы в Мексике на День мертвых (это такой сахарный череп), а потом не менее экспрессивно описывала, как впервые пила чай из «замовара» с баранками. «Я читала Достоевского и у меня был вопрос: что такое самовар, - вспоминает она. - В энциклопедии не было картинок, только объяснение. Мне было непонятно. Когда я уезжала из Мексики, сестра сказала, привези из России мне самовар». Обошлись, правда, сувенирным вариантом – в багаж русское чудо просто не вместилось бы.
А Пранав Саклани из Индии увезет воспоминания о нашей отзывчивости. «Русские люди помогают всегда, как будто границ нет, - говорит он. - Псков очень добрый. Здесь новая природа, красивые ландшафты - в Дели и Петербурге такого нет. Если бы можно было еще работать здесь – я бы работал».
Ребят из Академии гостеприимно приняло новое художественное пространство - арт-резиденция «Кебь», расположенная в пяти километрах от Пскова. Да-да, там, где у каждого третьего горожанина дача. Собственно, этот уголок земли когда-то и был дачей. Принадлежала она родителям Андрея Мартьянова, который, став известным скульптором, задумался о таком месте, где люди искусства могли бы творить, не отвлекаясь на какие-то бытовые моменты.
Что для этого надо? В принципе, не так много: художника должна окружать красота – а она в Кеби везде, куда ни глянь: река, лес, высокое небо. К этому добавьте красивый дом, построенный в усадебном стиле – он очень напоминает те, что вы наверняка видели в Пушкиногорье. Да и обстановка там внутри соответствующая, даже старинное пианино J. Becker имеется.
На главной аллее, ведущей к дому, белеет прекрасная статуя. Меж двух молоденьких яблонь притаилась копия милого «Грозящего Амура», на берегу – кованая фигура черта, убегающего к Кеби со вторым томом «Мертвых душ».
А еще там есть мастерская. И кухня со всеми удобствами. Но самое главное – есть возможность творить. Картины, музыку, искусствоведческие тексты, скульптуры, поэмы – что угодно! Даже хозяйский пес Захар не творить не может: за неделю обычный рассел-терьер стал художником: одна лапа зеленая, другая красная, нос фиолетовый, и в каждой работе есть его мазок. В общем, здесь уже шутят: условия настолько хороши, что впору говорить о зарождении нового художественного направления – «кебизм».
Андрей Мартьянов видит арт-резиденцию как пространство творчества. «Сюда будут приезжать художники, музыканты, люди искусства, - мечтает он. - Они будут жить на Псковщине, вдохновляться нашими видами, создавать произведения в мастерской, ездить на пленэры, проводить чудесные музыкальные вечера. Мы хотим, чтобы здесь по-настоящему происходила жизнь в искусстве. Мне кажется, очень важно, что благодаря этому проекту о Псковской земле узнают по всей России и за ее пределами. Для меня это, наверное, самое важное - чтобы о Пскове, нашей красоте, культуре, архитектуре узнали все».
По словам скульптора, идею создания арт-резиденции поддержали не только художники, но и представители местных властей. Первый зампредседателя по культуре правительства Псковской области Вера Алексеева, принявшая участие в открытии выставки и нового творческого пространства, сказала, что приехав в «Кебь» впервые, влюбилась в это место. «Я очень горжусь тем, что частица нашей Псковской области разъедется по 16 странам мира, и что ребята, которые с такой любовью, интересом и энтузиазмом рисовали Псковщину, запомнят нашу землю на всю жизнь, - призналась она. - Очень бы хотелось, чтобы Академия художеств стала надежным другом и партнером для нашего колледжа искусств: у нас растут и учатся прекрасные талантливые дети».
Конечно, мы не могли не спросить у мастеров живописи, чем интересен наш город для художников. Неужели сакраментальные слова секретаря канцелярии Стефана Батория «Любуемся Псковом! Боже, какой красивый город, точно Париж!» до сих пор не утратили своей актуальности?
Конечно, многое изменилось за последние четыре с лишком столетия, но, как уверяют живописцы, любоваться по-прежнему есть чем. Вот что говорит преподаватель Санкт-Петербургской Академии художеств, руководитель пленэра Максим Моргунов: «Псковская земля - это красивейший рельеф. Такие ландшафты не встретишь больше нигде! Псков очень интересен: это старый, по-настоящему русский город. Кроме того, что мы пишем, мы же еще и знакомим студентов с русской культурой, традициями, обычаями. А где это делать, если не здесь?»
Да и мест, подобных арт-резиденции, в России раз-два и обчелся: аналогов практически нет. «Здесь все настолько удобно! Надо просто приехать сюда и заниматься творчеством, - восхищается художник из Петербурга. - Здесь царит особая атмосфера. Все потому, что это пространство создано художниками с изысканным вкусом».
Неслучайно и работы, выполненные студентами, аспирантами и преподавателями, органично вписались в локации «Кеби». Кстати, в дальнейшем они станут основой для выставки, которая пройдет в Академии художеств в ноябре – одобрение ректора уже получено. Ну а этюды и незавершенные работы будут доводиться до ума и, кто знает, может, уже в скором времени они также займут достойное место в картинных галереях и частных коллекциях.
Восхищение Псковской землей разделяет и старший преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств им. Репина Сергей Данчев. Впервые он побывал в наших краях еще в студенческие годы: проходил копийную практику и параллельно писал этюды.
«Псковщина удивительна своей мощной глубокой историей, - считает он. - Эти храмы вековые… Я их грибочками называю: приземистые, с толстенными стенами. Каждый - как крепость. При этом со стороны они маленькие, уютные. Псковские фрески сдержанные по краскам, но безумно красивые, гармоничные, очень сложные по цвету, они несут в себе мощнейшие образы. На всю жизнь это запоминаешь, тянешься сюда. Здесь очень много всего - не объять».
Художественная выставка, объединившая работы студентов, аспирантов и преподавателей академии художеств имени Репина, стала первым ярким событием в жизни арт-резиденции. И, судя по настрою всех причастных, впереди ее ждут новые открытия и творческие проекты.
«Я уверен: будет продолжение, - говорит Максим Моргунов. - Будет много разных пленеров, мы должны привезти сюда и русских студентов, и серьезных художников, и преподавателей. Я думаю, сотрудничество академии и резиденции "Кебь", только начинается, я в это верю!»
Согласен с художником и псковский искусствовед Юрий Стрекаловский, который принимал активное участие в создании нового арт-пространства. Он считает, что «Кебь» оживит художественную жизнь Пскова и привлечет в город и регион художественные силы, которые прежде до нас «не доезжали». А ведь очень важно наладить взаимообогащающий диалог местных мастеров, в том числе молодых, с творческими людьми из других городов и стран.
«Многие уже звонят нам, интересуясь, как к нам приехать, - рассказывает Юрий. - Есть запросы из Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В следующем году рассчитываем принять большой международный скульптурный симпозиум. Договариваемся о зимних пленэрах. Думаю, нашей фишкой станут несколько мобильных мастерских - их можно будет привезти, выгрузить, подключить отопление и работать в самый лютый мороз или плохую погоду».
Но это далеко не все: в арт-резиденции планируют проводить художественные салоны, презентации книг, концерты под открытым небом, встречи с легендарными искусствоведами и мастерами.
«Без ложной скромности: у нас появилась очень интересная и важная культурная институция, которая, несомненно, станет точкой сборки, центром развития искусства на Псковщине, и местом, которое будет связывать псковскую художественную жизнь со столичной на институциональном уровне», - уверен Юрий Стрекаловский.
Елена Никитина