180 лет исполнилось со дня рождения художника Генриха Семирадского, сообщили Псковской Ленте новостей в пресс-службе Псковского музея-заповедника.
Генрих Семирадский родился 24 октября 1843 года в польской семье села Печенеги Харьковской губернии. Одновременно с учебой на естественном факультете Харьковского университета он получил первые художественные навыки. Чувствуя в себе призвание художника, поступил в Академию художеств в Петербурге. В период обучения молодой Семирадский много раз был отмечен медалями и поощрениями за свои успехи.
В собрании Псковского музея хранится графический эскиз «Моисей перед фараоном превращает свой жезл в змия», выполненный к месячному экзамену 27 января 1868 года, получивший высший балл и премию в 50 рублей. Кроме того, ему также была вынесена особая похвала, а работа оставлена в собрании Академии в качестве образцовой. Сюжет молодой художник взял из Ветхого завета. Моисей перед фараоном требует освобождения израильского народа и являет чудо, превращая жезл в змия.
Графический эскиз «Моисей перед фараоном превращает свой жезл в змия», Псковский музей-заповедник
Из писем художника родителям также известно, что вице-президент Академии художеств князь Г.Г. Гагарин предложил ему издать рисунок «в виде литографии или гравюры, по примеру того, как это делается за границей».
В музей работа поступила из музея Академии Художеств в 1930 году. В 1870 году за композицию «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу» Семирадский получил большую золотую медаль и звание классного художника, после чего как пенсионер Академии жил и работал в Италии и Германии.
В Картинной галерее Пскова представлено уменьшенное авторское повторение полотна. Картина из собрания нашего музея происходит из коллекции архимандрита Алипия (Воронова) настоятеля Печерского монастыря, художника и коллекционера.
«Христос и грешница», Псковский музей-заповедник
Тема была задана заказчиком картины великим князем Владимиром Александровичем, который в то время занимал должность товарища президента Академии художеств. Он предложил Семирадскому сюжет для будущего полотна и прислал художнику для ознакомления экземпляр поэмы Алексея Толстого «Грешница», имевшей в то время большую популярность и входившей в репертуар разного рода литературных вечеров.