В Псковский музей-заповедник поступила археологическая коллекция Казанского 19-го раскопа. Среди предметов есть «костяной знак» питомца Воспитательного дома. Имеющиеся данные позволили сделать вывод, что, вероятнее всего, этот знак принадлежал воспитаннику Санкт-Петербургского Воспитательного дома. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в музее.
Фото здесь и далее: пресс-служба Псковского музея-заповедника
Этот Воспитательный дом учрежден высочайшим указом от 15 марта 1770 года как отделение Московского воспитательного дома для призрения и образования детей всех сословий, оставшихся без попечения родителей. Преобразован в 1772 году в самостоятельное учреждение. Подразделялся на сеть округов, располагавшихся в Санкт-Петербургской, Новгородской и Псковской губерниях.
Дети отдавались на воспитание в крестьянские семьи округов; они обучались в сельских школах, впоследствии записывались в податные сословия, главным образом в крестьянство и мещанство.
О работе Воспитательного дома пишет Анатолий Бахтиаров (1851-1916) – российский писатель, журналист, краевед и педагог. Из книги «Брюхо Петербурга» (1888 года): «Если ребенок здоров, он в Воспитательном доме живет недели 2-3 и ни в коем случае не более 6 недель. Обыкновенно его снаряжают в «опытном отделении» в деревню, на лоно природы... За день, накануне отъезда, надевают на шею так называемый "костяной знак" на белом шелковом шнурке, который запломбировывают печатью Воспитательного дома. С одной стороны костяного знака вырезан номер питомца и год его приноса, а на другом — крест. Костяной знак – это круглая пластинка из кости величиною в две копейки. Счет номеров ведется с каждого нового года <...> Процедура запломбировывания происходит следующим образом. Когда принесут дорожные билеты, костяные знаки и шнурки, то мамки, держа детей на руках, выстраиваются "гусем", в затылок одна другой, например, человек до 40. Затем по очереди подходят к письменному столу, получают дорожный билет, на ребенка надевают костяной знак, который и запломбировывают, предварительно проверивши, одинаковы ли номера на билете и на костяном знаке. По этим номерам отыскивают в деревне детей, справляются, жив ли ребенок. Костяной знак надевают на шею, на коротком шнурке, так что его нельзя снять с головы ребенка – во избежание злоупотреблений... Допустим, что питомец умер; тогда она может надеть костяной знак на своего ребенка, чтобы получать за воспитание деньги. Кроме того, знак нужен для того, чтобы кормилица могла отличить своего питомца, не перепутала бы его с чужим, так как в одной деревне воспитывается по нескольку питомцев...»