Живет себе в квартирке на окраине Москвы бывший спортсмен Алексей Шультес, оставшийся, в результате автокатастрофы, на обочине спорта и жизни. Вследствие травмы Алексей страдает периодической амнезией – забывает простейшие вещи, поэтому таскает с собой блокнот, который к концу фильма начинает бесить.
Применение себе Алексей находит на преступном поприще, становясь примитивным вором-карманником. Промышляет он в основном в общественном транспорте. Навещает иногда брата, который служит в армии да врача. Угрюм, неразговорчив, неэмоционален.
Это абсолютно обычный, заурядный, серый человек без прошлого, без толкового настоящего и, собственно, без будущего, случайно выхваченный из людской толпы в метро, и представленный на суд зрителю. Вообще, весь фильм напоминает подсматривание за чужой жизнью в замочную скважину. И к середине становится уже не просто скучно, а противно.
С жизнью Шультес соприкасается, пожалуй, только через воровство, хотя и тут он не снимает с себя застывшей на лице маски, равнодушно выбрасывая на помойку чужие паспорта, кошельки - кусочки чужой жизни.
Сценаристы с режиссерами фильма вводят в сюжет еще беспризорного малолетнего воришку, который становится подельником и напарником Алексея.Вот собственно говоря и все. Невзрачный человек в черном, крадущий бумажники, кошельки и автомобильные ключи, бесцветные потоки людей, спешащих на работу и обратно, в которых Алексей растворяется, гул метро, невыразительные обыденные грязные городские пейзажи.
Привычный распорядок жизни Шультеса: украл – закурил - к телевизору, не нарушает даже смерть самого близкого человека – его матери. Он равнодушно идет в баню, потом снова крадет, попутно забредая в ритуальную контору – заказать гроб.
Что можно сказать после просмотра киноленты «Шультес»? Практически ничего. В данном случае картина якобы претендует на звание элитарного кино «не для всех», а на самом деле не дотягивает даже до «просто кино». Отсутствие полноценного сюжета, игры актеров и режиссерского профессионализма маскируется якобы «концепцией», скрытыми подтекстами и тайными смыслами, а на самом деле ничего этого нет. Ощущение такое, будто жуешь жвачку, которая уже давным давно потеряла вкус.
По всей видимости, загаженные рынки, забегаловки, общественный транспорт, пустые взгляды главного героя и бессмысленные короткие диалоги должны нести на себе отпечаток некой глубокомысленности и значимости происходящего, но и тут у режиссера как-то не выходит достучаться до зрителя. Шультес не вызывает ни жалости, ни сострадания, ничего он не вызывает. Хочется только поскорее закрыть эту самую «замочную скважину», в которую подсматриваешь.
На весь фильм есть только один яркий эпизод, который немного нарушает скучное течение повествования. Это встреча Шультеса в реанимации с девушкой, которую он обокрал накануне. Точнее не с самой девушкой, а с записью на любительскую камеру ее монолога, в котором она рассуждает о том, что если любишь, то самые обыденные вещи начинают приносить настоящую радость. Но Шультеса ничуть не трогает ни этот монолог, ни песня, звучащая после него. И за это, честное слово, хочется дать ему молотком, чтобы увидеть хоть какое-то проявление человеческих эмоций, а не каменное лицо полоумного воришки.
В общем, совершенно не ясно за что эта занудная, бессмысленная, с претензией на интеллектуальность картина получила главный приз Кинотавра – 2008.
Ольга Осина
Страна: Россия
Жанр: драма
Режиссёр: Бакур Бакурадзе
В ролях: Гела Читава, Руслан Гребенкин, Любовь Фирсова, Сесиль Плеже, Вадим Суслов, Ношреван Тавхелидзе, Вадим Цаллати, Тимур Боканча, Анна Сорока, Владимир Сычев, Дарья Семенова, Руслан Сушон, Дмитрий Чернышук, Алексей Кучин
Электронное периодическое издание. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-42756 от 25 ноября 2010 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Гражданская пресса"
Полное использование материалов сайта запрещено. При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на сайт «Псковская лента новостей» обязательна