30 лет назад на экраны страны вышел фильм «Москва слезам не верит». Его смотрели все, но мало кто знает, что главные героини родом из Псковской области.
В 1979 году режиссер Владимир Меньшов представил на суд зрителей мелодраму, в успех которой вначале мало кто верил. Это история про любовь, предательство и женское счастье.
Вопреки первоначальным прогнозам, картину высоко оценили и зрители, и профессионалы. В Советском Союзе фильм стал лидером проката и обеспечил огромные кассовые сборы, а в США он был удостоен премии киноакадемии «Оскар» как лучшая иностранная лента.
В центре повествования - жизнь трех подруг, приехавших из провинции покорять Москву. Скромница Антонина (Раиса Рязанова) работает маляром, выходит замуж за рабочего и создает крепкую семью. Практичная и разбитная Людмила (Ирина Муравьева) ищет завидного жениха и находит его, однако счастье с известным хоккеистом длится недолго: спортсмен начинает выпивать. Главная героиня Катерина (Вера Алентова) за 20 лет проходит путь от простой работницы до директора крупного предприятия. Но с личной жизнью все непросто: мать-одиночка, возлюбленная женатого плута, Катерина страдает и плачет в подушку, но затем все-таки встречает необычного слесаря Гошу (Алексей Баталов), и любовь двух сильных личностей становится хеппи-эндом.
Аншлаг! Аншлаг!
Как рассказывают очевидцы, в Пскове с первых же дней проката фильма желающих посмотреть его было очень много. Тот, кто попал на сеанс, потом рассказывал друзьям и знакомым об удивительно трогательной истории любви.
Люди, услышавшие восторженные отклики, спешили в кинотеатр и выстаивали длиннющую очередь за билетом. И через два с лишним часа после начала сеанса уже сами сыпали в разговорах запомнившимися фразами киношных героев:
- Какие люди, и без охраны!
- Не учите меня жить, лучше помогите материально!
- Нет, работаем мы в разных местах, но жить, я надеюсь, будем вместе.
- То, что у меня нет обручального кольца, вовсе не означает, что я не замужем.
Это все - «Москва слезам не верит». Многие фразы из фильма вскоре после премьеры станут крылатыми, и псковичи будут начинать свои телефонные разговоры с приветствия «Хэлло-о-оу! Общежитие слушает», а на вопрос, как дела, неизменно последует в ответ: «Жив – здоров, и даже довольно упитан».
Елена Бибикова, управляющий отделением Пенсионного фонда России по Псковской области:
- В первый раз фильм «Москва слезам не верит» я посмотрела в кинотеатре - кажется, в «Октябре». На сеанс было не попасть, все очень хотели увидеть новый фильм.
Сейчас пересматриваю его примерно раз в год. Многие фразы знаю наизусть. Изумительный фильм, один из моих самых любимых. Всегда вызывает положительные эмоции.
- А параллели между собой и главной героиней находите? Все-таки она, как и вы, добилась профессионального успеха, стала руководителем…
- Нет, у меня совсем иная история жизни. Сочувствовала ей - это да. Но Катерина - сильная, вызывает уважение. Из трех подруг она мне нравится больше всех. Людмила, героиня Муравьевой, вызывает улыбку, иронию. Играет она здорово, но роль такая. Антонина - ну тут дом, семья... Так что Катерина - любимая героиня.
Впрочем, не только остроумными диалогами, любовными переживаниями и замечательной игрой артистов фильм брал зрителя за душу. Было в этой ленте что-то из как будто другой, не «нашей», не советской жизни. Удивительно, но при этом героини были ближе к псковскому зрителю, чем он мог себе представить. Правда, тогда об этом мало кто догадывался.
Валентин Черных родился в 1935 году. В годы войны жил в Псковской области. В 1967 году окончил ВГИК, а в 1968 году - курсы режиссеров телевидения. В художественном кинематографе сценарист дебютировал в 1973 году фильмом «Человек на своем месте». В 1975 году Черных совместно с режиссером Евгением Матвеевым и писателем Петром Проскуриным создал сценарий к фильму «Любовь земная».
«Москва слезам не верит» - самый известный фильм, поставленный по сценарию Черных. Вместе с режиссером Евгением Матвеевым он также участвовал в создании фильма «Любить по-русски». Является автором сценария кинолент «Свои» (режиссер Дмитрий Месхиев), «Выйти замуж за капитана» и других.
Из Красного города - в белокаменную!
Понять из фильма, откуда именно приехали в столицу героини, нельзя. Однако в книге «Москва слезам не верит», написанной автором киносценария Валентином Черных, ответ на этот вопрос дан предельно ясно. И три подруги, и столичный родственник Катерины, профессор Тихомиров, и его первая жена - псковичи, а еще точнее - красногородцы.
«Академик, женясь на женщине вдвое моложе себя, должен был знать, что ему могут изменять. Такое происходило с молодыми женами и в Красногородске, все об этом знали, кроме старых мужей».
«Людмила, Антонина и Катерина приехали в Москву из маленького районного городка Красногородска Псковской области. Из Красногородска чаще уезжали в Ленинград, все-таки поближе, чем Москва. В Ленинград ездили продавать мясо, когда осенью забивали свинью, в Ленинград ездили за покупками. Но еще в тридцатые годы первые красногородские пробрались в Москву на строительство шарикоподшипникового завода. И после них уже каждый год кто-нибудь уезжал в Москву к дальним родственникам или бывшим соседям. И те пристраивали вновь прибывших на стройки и заводы».
Собственно, так, друг за другом, перебрались в столицу и три одноклассницы - Людмила, Катерина и Антонина. Первой, после седьмого класса, в Москву уехала Люда. Она писала такие замечательные письма о магазинах, театрах, метро, высотных зданиях, что вслед за ней через год в столицу отправилась Тося. А потом настал черед и Катерины.
«…В этот утренний час в Замоскворечье было пусто и жарко. Во дворах играли дети, женщины развешивали выстиранное белье. У цистерны с пивом скопилась очередь мужчин. Мужчины в сатиновых шароварах и майках, небритые, помятые с субботнего похмелья, курили и стучали костяшками домино. Совсем как в Красногородске. Казалось, что здесь столичная жизнь ничем не отличалась от провинциальной. Женщины варили воскресный обед, летом все делали окрошку, только ставили ее в холодильники, а не в погреба, как в Красногородске».
Катерина псковская
В романе героиня, роль которой в фильме исполнила Вера Алентова, достаточно долго не ощущает себя москвичкой, и в отличие от той же Людмилы своего провинциального прошлого не стесняется. На вопрос директора фабрики «Ты москвичка?», Катерина отвечает: «Я псковская». После чего начальник, сам со Смоленщины, признает девушку «почти соседкой» и предлагает помощь: «Если будут проблемы - заходи. Смоленские всегда помогали псковским, а псковские - смоленским».
Светлана Черепанова, пенсионерка, жительница Пскова:
- Героини фильма - мои ровесницы, и мне очень близки образы, созданные замечательными актрисами. Нравится, как в фильме показана женская дружба. Помню, когда смотрела фильм в первый раз, очень переживала за главную героиню. Хочется, чтобы современные девушки больше походили на нее - были такими же добрыми и целеустремленными.
Любимый герой - слесарь с золотыми руками Гоша. Душевный человек. Хоть он и выпивает, мы его полюбили. Очень нравится, как он относится к женщине: с одной стороны, чуток и внимателен, а с другой, может, когда надо, и на место поставить.
«Катерина смотрела ему вслед. Невысокий, коренастый, длиннорукий. Он ей напоминал псковских деревенских мужиков. Они ходили так же, чуть сутулясь, будто их руки тянулись к земле».
Чуть позднее, отправляя директору фабрики первомайскую открытку, главная героиня по совету молодой жены профессора Тихомирова подпишет поздравление так: «Катерина псковская».
«…Катерина задерживалась у картин, которые она знала по репродукциям. Она долго рассматривала «Утро в сосновом бору» Шишкина. Красногородск окружали леса, и всегда жители боялись медведя-шатуна. В рассказах медведь всегда был один. В то, что собралось такое количество медведей в одном месте, Катерине поверить было трудно, но художники, как и писатели, тоже имеют право на вымысел, на преувеличение – так говорила им учительница литературы».
Красногородское прошлое долго не отпускает девушек. Образно говоря, столичный быт они меряют провинциальной линейкой, а москвичей то и дело сравнивают с людьми, оставшимися в той, прошлой жизни. С удивлением обнаруживают, что большинство москвичей, как и красногородцы, ходят в баню раз в неделю.
«Живя в Красногородске, Катерина думала, что все москвичи постоянно ходят в театры, в консерваторию, на выставки, но уже через полгода поняла, что столичные граждане живут так же, как красногородцы. Во всяком случае, те женщины, с которыми она работала на фабрике. С утра - на работу, после работы - по магазинам, потом домой - приготовить еду и заняться хозяйством».
Сергей Карпов, радиоведущий:
- Я родился в 1979 году, так что, можно сказать, являюсь ровесником фильма. Кажется, всю жизнь знал, что это кино есть, видел фрагменты, а полностью посмотрел уже в зрелом возрасте, лет в 20. Фильм можно разбить на несколько историй, каждая из которых интересна и самодостаточна. Очень впечатлила история хоккеиста Гурина, хоть он и находится в тени главных героев. Взлет, падение и возвращение к нормальной жизни хорошего человека показаны очень убедительно, от начала до конца. А из героинь… Ну, наверное, правильно было бы сказать, что больше других запомнилась история Катерины – такой советской золушки. Но нет. Скажу об Антонине. Она вроде бы на вторых ролях, такая незаметная, но – наш человек, ничего не требовала, не просила от жизни, но в конечном итоге у нее получилось все. Имею в виду, прежде всего, хорошую крепкую семью. Пусть и ездят они с мужем на стремной машине, главное, что им этого хватает.
Помните сцену у Дома кино, когда девушки знакомятся с еще не известным стране Иннокентием Смоктуновским и наблюдают за кинозвездами тех лет?
«Катерина стояла в толпе и смотрела на актеров, знакомых по фильмам. Она узнала Ланового. Высокий, красивый, он поднимался по лестнице, чуть откинув голову, надменный и отрешенный. Катерина представила его на улицах Красногородска, такого медлительно-значительного, с откинутой головой, и рассмеялась. Так ходил местный красногородский сумасшедший Ванечка…»
И тут же:
«- Ой, Румянцева! - Катерина показала на Надежду Румянцеву.
Людмила осмотрела улыбающуюся актрису.
- Лет через пять будет похожа на Зинку - знаешь, которая в Красногородске на рынке пирожками торгует»…
Марина Ботнарь, студентка, обладательница титула «Топ-модель» в конкурсе «Мисс Псков-2008»:
- Фильм замечательный. Хоть столько лет прошло после его выхода на экраны, он не теряет актуальности. Мне больше других нравится героиня Ирины Муравьевой - пробивная, активная, остроумная. Ей не повезло в жизни, муж стал алкоголиком, но она не унывает. Молодец! А из мужчин, конечно, больше других нравится Гоша. И уж ни в коем случае не телеоператор Рудольф-Родион.
Книга Валентина Черных «Москва слезам не верит» вышла в свет в 1990-е, спустя 15 лет после триумфа кинокартины. Так что у сценариста, очевидно, появилась возможность дополнить основные сюжетные линии.
В отличие от мелодрамы Меньшова, книга Черных более реалистична и изобилует проблемными отступлениями. На примере профессора Тихомирова, больше двадцати лет не приезжавшего в родной городок, показана утрата связей с малой родиной. В образе москвички, соблазняющей провинциалку красивой жизнью, выступает молодая жена ученого Изабелла. Только что провалившуюся при поступлении в институт Катю «столичная штучка» поит ликером, угощает сигаретой, предлагает противозачаточные таблетки, попутно объясняя, как ими пользоваться, и задавая недавней школьнице нескромные вопросы.
Из диалога академика Тихомирова и Людмилы:
«- А ты где жила в Красногородске?
- На Больничной улице, ближе к молокозаводу.
- А я на Школьной».
Прототипов искать не стоит!
Валентину Черных в этом году исполнилось 74 года, и он нечасто бывает в Красногородском районе, где в 1940-е провел несколько лет своей жизни. Как сообщил «Псковской правде» краевед Дмитрий Игнатьев, в годы войны Валентин вместе с матерью жил в деревне Курцево Красногородского района. На местном Велейском кладбище похоронена мама писателя. Детские воспоминания Черных легли затем в основу сценария киноленты «Свои».
К сожалению, поздравить сценариста с 30-летием выхода фильма на экраны и расспросить его об истории создания романа не удалось. Валентин Черных находится сейчас за пределами России и вернется в Москву только в конце сентября.
А что касается персонажей фильма «Москва слезам не верит», то, судя по всему, прототипов у них не было.
- Я думаю, что Валентин Константинович вывел в романе собирательные образы, - говорит Дмитрий Игнатьев. - Вот, например, он пишет про академика Тихомирова, которым очень гордились в Красногородске. Дескать, в городском музее стоял даже «стенд с его портретом, двумя его книгами, тремя брошюрами и краткой биографической справкой». Так ведь не было такого академика. И генерала Стругалева из Красногородска, именем которого, как следует из книги, у нас назвали улицу и крахмало-паточный завод, тоже не было. Фамилии Тихомирова и Стругалева в Красногородске известные, но не стоит искать параллелей и прямых совпадений. Это же не документальное произведение, а художественное. И фильм, естественно, тоже.
Как бы там ни было, 30 лет назад сценаристу Черных, режиссеру Меньшову, замечательным актерам и всей съемочной группе удалось создать картину, которую полюбили несколько поколений отечественных зрителей. И нет сомнений, что простая история о человеческих отношениях будет еще многие годы волновать людей.
Александр Савенко, «Псковская правда», 24 сентября (использованы кадры из фильма и отрывки из романа Валентина Черных «Москва слезам не верит»)