В Пскове завершился фестиваль «Crescendo-2009». Музыкальная часть фестиваля длилась пять дней, а театральная – два. Во второй вечер на сцене Псковского академического драматического театра имени А.С.Пушкина был показан спектакль «Человеческий детеныш» (фантазии на тему рассказов Редьярда Киплинга о Маугли) В спектакле были заняты студенты 3-го курса факультета театра кукол Санкт-Петербургской государственной академии. Режиссер – Сергей Бызгу. Руководитель постановки – Руслан Кудашов (ФОТОРЕПОРТАЖ).
«Братья Маугли» Киплинга начинаются так: «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах…» Спектакль о Маугли тоже назначили на семь часов вечера. Правда, начался он с двадцатиминутной задержкой, но сразу захватил переполненный зал.
Пока в Большом концертном зале Псковской областной филармонии Денис Мацуев с друзьями прощался с Псковом, на сцене псковского театра человеческий детеныш прощался с жизнью. Казалось бы, в джунглях не выжить. Мир беспощаден. Он состоит из страхов. Но в этом хаосе появляется линия жизни, подчеркнутая светом.
Вроде бы, все просто. Студентам положено делать этюды, уметь изображать зверей и птиц. Студенты должны быть пластичными, раскованными, чувствовать ритм… Этот путь проходит всякий, кто рассчитывает получить диплом. Но не всякому студенту везет участвовать в таком спектакле, где элементарные вещи становятся необыкновенными, где жесткая форма наполняется глубоким содержанием.
Это был образцово-показательный спектакль. Сергей Бызгу и Руслан Кудашев как бы говорили: смотрите, что можно делать на вашей сцене. Все понятно без слов, самые важные вещи подчеркиваются светом, пластикой… Актеры каждую секунду знают, что им делать. Они на сцене – единое целое.
Разноуровневый железный станок – едва ли не единственная декорация. Немного дыма, а все остальное – состоит из внутреннего огня. Этот огонь – в актерах, которые моментально превращаются в лес, в воду, в птиц, в животных, в людей…
На маленькой сцене разворачивается модель Вселенной. Это не просто рождение человека и его перерождение. Это рождение жизни на Земле. Вначале – дикость, особо подчеркнутая в звуке (рычание, крики). Затем приходит музыка – первоначально грубая, визжащая. Постепенно рождается мелодия… Дорога вперед не может быть ровной. От любви до ненависти – один прыжок зверя. Но любви все равно не избежать. Она появляется прямо из воздуха.
Об этом спектакле трудно говорить потому, что все актеры ни на минуту не выключаются из игры, растворяясь в своей роли. Выделять кого-то – бессмысленно. Смысл как раз в том, что мир един и неделим. И в нем есть островки света (не зря создатели «Человеческого детеныша» во время спектакля «дирижировали светом»).
Как написал Киплинг, «Маугли не знал своей силы». Иногда кажется, что актеры тоже не знают своей силы. Пока за дело не берутся настоящие режиссеры. И тогда происходит что-нибудь необыкновенное.
Алексей Семенов