Культура

Работники искусства и науки просят Патриарха Кирилла защитить памятники архитектуры и монументальной живописи

03.03.2010 15:02|ПсковКомментариев: 3

Работники искусства и науки написали открытое Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В письме, опубликованном в «Независимой газете»,  речь идет об активно обсуждаемом во властных структурах и СМИ законопроекте «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

«Передача Русской Православной Церкви многочисленных храмов и монастырей, многие из которых по-прежнему находятся в запустении, вызывает безусловную поддержку у любого культурного человека. Однако новый закон предполагает также передачу религиозным организациям памятников истории и культуры, признанных общенациональным и мировым достоянием.

Число этих памятников невелико и на общем фоне составляет доли процента, но их значение невозможно переоценить. Эти памятники представляют собой хрупкие организмы, и за ними требуется постоянный уход, который возможно осуществлять только в режиме музейного хранения. В первую очередь это касается тех храмов, где сохранились росписи и иконостасы XI – XVII вв. В большинстве из них, к сожалению, до сих пор не закончена реставрация, которая требует вложения больших средств и привлечения высококвалифицированных специалистов, что под силу только государству и, как правило, осуществимо только в режиме музейного хранения. Такое положение вовсе не означает, что в этих храмах никогда нельзя проводить богослужения. Мы имеем ряд положительных примеров, когда в церквах, находящихся в ведении музеев, ведутся богослужения, режим которых заранее оговорен соглашением с представителями епархий.

Помимо недвижимых объектов к таким памятникам относятся произведения, являющиеся важнейшей частью государственных музейных собраний, библиотечных и архивных фондов. Они составляют основу культурного богатства страны и, в конечном счете, определяют наше национальное самосознание.

В каждой стране отношения между государством, церковными властями и обществом складываются по-своему, но последствия этих отношений всегда, так или иначе, отражаются на культуре. История России в этом отношении особенно трагична. На протяжении одного лишь XX столетия были утрачены тысячи выдающихся памятников церковной архитектуры и монументальной живописи, сотни тысяч древних икон и предметов литургического обихода. Происходило это не только во время революций и войн, но и в мирные годы – в период антицерковных кампаний 1920 – 1930-х и 1950 – 1960-х годов, а также во время ликвидации «неперспективных сел».

В те страшные годы, когда у Церкви не было сил противодействовать уничтожению атеистическим государством основ национальной культуры, этому противостояли ученые, реставраторы и музейные работники, спасая от гибели памятники церковного искусства, изъятые или брошенные на произвол судьбы в закрытых храмах. Именно благодаря их беззаветным трудам и личному мужеству были спасены, отреставрированы и восстановлены тысячи памятников, собраны по частицам и крохам потрясающие музейные коллекции, в которых были явлены культурные и духовные сокровища, ранее не известные никому в мире, в том числе и самой Церкви.

Сложившаяся еще в дореволюционное время практика помещения древних икон и других памятников церковного искусства в стенах музеев вопреки бытующему ныне мнению не противоречит православному учению об образе и традициям Церкви. Хорошо известно, что Церковь никогда не запрещала нахождение икон вне стен храмов. Еще отцы Седьмого Вселенского собора постановили «полагать святые иконы… в домах и на путях… Ибо чем чаще через изображение на иконах Спаситель наш Иисус Христос, и Богоматерь, ангелы и все святые бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним». Не случайно с незапамятных времен существует традиция создавать списки с древних чтимых образов, в том числе и чудотворных. Она восходит к постановлению того же Вселенского собора, провозгласившего, что «поклонение воздается не дереву, но тому, что созерцается на дереве и что вспоминается».

Большинство икон, находящихся в настоящее время в музеях, давно уже перешагнуло тот «порог ветхости», при котором их было принято изымать из богослужебного употребления и заменять новыми. Ветхие иконы либо уничтожались, либо сохранялись в специальных кладовых-«рухлядных» при храмах и монастырях. Из таких ветхих икон и формировались во второй половине XIX столетия частные коллекции иконописи, собрания церковного искусства в епархиальных древлехранилищах и государственных музеях. Они-то и стали основой современных музейных собраний. Еще во второй половине XIX века возникают такие крупные собрания христианских древностей, как Церковно-археологический музей Киевской духовной академии, Церковно-археологический музей Общества любителей духовного просвещения в Москве, Музей Санкт-Петербургской духовной академии, Музей древнерусского искусства при императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, московские Публичный и Румянцевский музеи и многие другие епархиальные и губернские музеи и древлехранилища (в Туле, Вятке, Владимире, Рязани, Новгороде, Ростове и др.).

Древние и ветхие иконы искали и спасали отечественные исследователи и в конце 1910-х – начале 1920-х - еще до того, как началось массовое закрытие храмов и изъятие церковного имущества. И находили они их чаще всего не в самих храмах, а в рухлядных, и даже в помещениях, вовсе не приспособленных для их хранения – так, общеизвестен факт обнаружения знаменитых икон преподобного Андрея Рублева в монастырском дровяном сарае в Звенигороде.

Как и наши великие предшественники – митрополит Евгений (Болховитинов), епископ Порфирий (Успенский), историк и собиратель древностей М.П. Погодин, архимандрит Амфилохий (Сергиевский), архимандрит Леонид (Кавелин), создатель Исторического музея профессор И.Е. Забелин, профессор Ф.И. Буслаев, академики Н.П. Кондаков и Н.П. Лихачев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н.В. Покровский и многие другие подвижники музейного, архивного и библиотечного дела, – мы относимся к памятникам христианской древности как к общенациональным святыням, от которых берет свои истоки великая русская культура. Именно такое отношение и являлось основанием для помещения этих произведений искусства в церковные и государственные музеи, где для их хранения были созданы необходимые условия и где они стали доступны для всех людей, независимо от их конфессиональной принадлежности.

Находясь в музеях, памятники религиозной художественной культуры выполняют важнейшую миссию, являясь своего рода посланниками Церкви в миру, оказывая повседневное благое действие на души людей. Они по-своему служат столь дорогому и важному для Вашего Святейшества делу духовного просвещения народа России. Как в прошлом, так и сегодня многие люди через созерцание истинного облика древних икон, явленного в музеях, приходят к вере. Не менее важно, что памятники религиозного искусства в музеях, как никакая другая форма духовной жизни, способствовали и продолжают способствовать утверждению авторитета и ценностей православия во всем мире. Собранные музеями коллекции русского церковного искусства представляют собой цельный пласт православной культуры, который неизбежно потеряет силу своего воздействия в случае рассеяния этих коллекций по сотням и тысячам храмов. Как только это произойдет, сама Церковь утратит осуществляемую через них невидимую, но прочную связь с жизнью общества. Необходимость существования такой связи остро осознавали самые просвещенные представители русского духовенства конца XIX – начала XX века, к числу которых, как известно, относился и Cвятейший Патриарх Тихон.

Лишение древних памятников их музейного статуса будет означать отказ от признания церковного и шире – религиозного искусства неотъемлемой частью великой культуры России и в итоге приведет к разделению народа исключительно по конфессиональному принципу. Это породит в душах людей вместо любви, гармонии и мира, беспокойство, раздражение и взаимную вражду.

Мы понимаем озабоченность Русской Православной Церкви и других конфессий судьбой религиозных святынь и признаем, что существуют определенные проблемы их хранения и экспонирования. Но эти проблемы надо решать путем взаимно уважительного и конструктивного диалога, в соответствии с действующим законодательством. В вопросах, затрагивающих судьбу национальной культуры, практика принятия радикальных «революционных декретов» неприемлема. На этом пути, как уже много раз было проверено, нас ожидает не созидание, а только разрушение.

Мы надеемся, что именно Ваше Святейшество своим авторитетом сможет остановить поспешные и непродуманные действия властей, которые могут привести к безвозвратной потере нашего национального достояния – теперь уже под благовидным предлогом «восстановления справедливости». Под угрозой оказываются выдающиеся памятники архитектуры и монументальной живописи, а также – музеи, архивы и библиотеки, десятками, а то и сотнями лет спасавшие, собиравшие, хранившие и изучавшие культурное наследие народов России.

В качестве первой меры, ведущей к нормальному диалогу и цивилизованному решению накопившихся проблем, мы рассчитываем на обращение Вашего Святейшества к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву с просьбой приостановить уже запущенный процесс подготовки закона о передаче имущества религиозного назначения. В сегодняшней его версии, разработанной в основном Министерством экономического развития, присутствуют положения, прямо противоречащие ряду норм действующего законодательства и угрожающие сохранению основ национальной культуры. К памятникам искусства нельзя относиться как к простому имуществу. Ни Церковь, ни учреждения культуры не должны стать заложниками текущей политики, а возможно, и чьих-то личных интересов.

В разработке закона наряду с представителями Церкви непременно должны принять участие ученые, реставраторы и музейные работники, и составлен этот закон должен быть так, чтобы не угрожать ни сохранности памятников церковного искусства и архитектуры, ни целостности существующих музейных коллекций. В настоящее время религиозные организации и музеи в большинстве случаев мирно сосуществуют друг с другом, причем нередко и закономерно – сосуществуют под одной крышей. И в наших силах сделать так, чтобы это сосуществование превратилось в сотрудничество, равно благотворное для обеих сторон и для отечественной духовной культуры в целом. Традиция подобного сотрудничества, возникшая еще в XIX веке, поддерживалась Церковью и в послереволюционные годы. Так, в 1918 году члены Комиссии по реставрации памятников старины под председательством И.Э. Грабаря, готовясь к экспедициям для изучения древних произведений русского иконописания, получили напутствие Святейшего Патриарха Тихона: «Желая успеха этому полезному для святой Церкви начинанию, призываю благословение Божие на тружеников науки».

«С глубоким почтением и надеждой на помощь и участие» Патриарха Кирилла письмо подписали более 30 деятелей искусства и науки. В их числе директора музеев, ректоры и преподаватели вузов, архивные и научные работники, художники-реставраторы, искусствоведы.

Ранее сообщалось, что в последние месяцы в Псковской области развернулась ожесточенная дискуссия между представителями музейного сообщества и церковью, связанная с предстоящей передачей на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь иконы «Спас Елеазаровский» (или «Спас Вседержитель»). Решение о передаче иконы было принято по инициативе губернатора Андрея Турчака во время визита в Псковскую область министра культуры РФ Александра Авдеева, который состоялся 25 июля 2009 года. Эта новость получила широкий резонанс. По одну сторону баррикад оказались культурные деятели и представители общественности, а по другую - представители власти  и церкви. Первые убеждены, что передача иконы может привести к ее физической утрате, вторые уверены, что место икон в церквях и монастырях. Ранее на пресс-конференции губернатор А. Турчак высказал мнение, что дискуссия по поводу передачи иконы в монастырь не профессиональна.

Однако тема противостояния между музеем и церковью к настоящему моменту приобрела общероссийский масштаб. Так, в начале 2010 года стало известно, что почти готов проект закона по передаче РПЦ имущества религиозного значения, отобранного советской властью. В частности, Новодевичий монастырь в Москве передадут уже в течение 2010 года. В конце 2009 года большую огласку получила история с передачей иконы Богоматери в церковь при элитном подмосковном поселке. Против передачи музейного имущества церкви ранее выступил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его мнению, идея передачи церкви объектов, находящихся в госсобственности, могла прийти в голову людям, которые «воспринимают материальную культуру как недвижимость, а духовную - как имущество» и считают музеи «складом, полезным для удовлетворения разных своих амбиций и интересов». По словам директора Эрмитажа, «музеи и церковь делают одно общее и важное дело» - «хранят и развивают духовное наследие народа и человечества».

Сюжет: Спас Вседержитель: монастырь или музей? Псковичи смогут следить за судьбой иконы «Спас Елеазаровский» в режиме on-line Церковь не готова обеспечить все необходимые условия хранения икон - Владимир Сарабьянов Киот для иконы «Спас Вседержитель» обошелся областной казне почти в 1 млн. рублей Киот для иконы «Спас Вседержитель» презентован в Москве В Москве презентуют киот для передающейся в монастырь иконы «Спас Елеазаровский» Закон о передаче церкви имущества религиозного назначения доработан с учетом мнения музеев Одобрен законопроект о передаче религиозным организациям имущества, находящегося в госсобственности Музею и Церкви необходимо слышать друг друга - архиепископ Феогност Передача иконы «Спас Вседержитель» на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь планируется на середину августа Новодевичий монастырь передан в бессрочное пользование Церкви Церковные ценности надо музеефицировать - директор Центрального музея им. Андрея Рублева Восстановление роли Церкви должно быть во благо народа - патриарх Работники искусства и науки просят Патриарха Кирилла защитить памятники архитектуры и монументальной живописи Противостояния с нами были бессмысленны - митрополит Псковский и Великолукский Евсевий Спасители святынь или «хранители краденого»? Церковь против музеев: идет война за иконы Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский против «церковной атаки на музеи» Дискуссия о передаче иконы «Спас Елеазаровский» в монастырь непрофессиональна - Андрей Турчак Валентин Курбатов: Церковь и музей должны делать единое дело - сохранять дух русского народа Министерство культуры намерено передать икону «Спас Елеазаровский» в храм Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря Во Владимире из-за несоблюдения правил хранения сильно пострадала Боголюбская икона Про образ Ответственность за состояние иконы «Спас Вседержитель», в случае ее передачи в Елеазаровский монастырь, будет нести Псковский музей-заповедник - Юрий Киселев За два месяца полноценно исследовать икону невозможно - заведующая реставрационным отделом Псковского музея-заповедника В ожидании акта Собачье сердце. Неофициальный ответ МАЛЕНЬКОМУ чиновнику «Спас Вседержитель»: почти детективная история Областные власти уверены в целесообразности передачи иконы «Спас Вседержитель» в Спасо-Елеазаровский монастырь Неофициальный ответ чиновника Великая пустыня и игумения Елисавета Здесь раздают иконы Передача иконы «Спас Вседержитель» в Спасо-Елеазаровский монастырь может привести к утрате уникального памятника
ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Культура
опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 281 человек