Культура / Краеведение

330-летию со дня рождения Василия Татищева посвящается

28.04.2016 15:19|ПсковКомментариев: 2
 
«У В. Н. Татищева не было предшественников. Он начинал, открывал, и сложно перечислить все, в чем он был первым»
 
(29 апреля – 330 лет со дня рождения: 19/29.04.1686 - 15/26 июля 1750)
 
Это мнение академиков М.Н. Тихомирова и Б.А. Рыбакова, возглавлявших в середине ХХ века юбилейные мероприятия (в том числе и издательские), посвященные Василию Никитичу Татищеву. Столетием раньше, в 1886 году, к 200-летию со дня рождения В.Н. Татищева вышло несколько исследований о нем и его «История Российская», где чуть ли не «в один голос» специалисты заявляли, что «… и в ХIХ веке не было работы, равной «Истории» Татищева», а Василий Ключевский назвал его «первоначальником русской исторической науки».
29 апреля 1986 года мировая общественность отметила 300-летие со дня рождения ученого-энциклопедиста. Эта дата была внесена в календарь памятных дат ЮНЕСКО, а в нашей стране работал юбилейный комитет во главе с академиком Б.А. Рыбаковым.
 
Готовя это «слово» о нашем великом земляке, я постаралась найти то, что мало известно «широкому кругу читателей», - проштудировала недавно случайно приобретенную в букинистическом отделе магазина «Москва» книгу «В.Н. Татищев. Избранные труды по географии России. М., 1950» с прекрасной вступительной статьей А.И. Андреева, под его редакцией и с его высоко профессиональными комментариями (и с его автографом!), основанными на данных ведущих отечественных архивов, хранящих рукописи ученого.
 
Формат портала не позволяет высказать всего поразительно интересного и ценного – уверена, для большинства из нас удивительного и не известного, - что содержит эта небольшая книжица.
 
Василий Никитич Татищев – видный государственный деятель и крупный ученый, первый во многих областях науки – всю жизнь трудился в пользу Отечества. Строил заводы и города, управлял огромными территориями - Уральским и Астраханским краем, Оренбургской экспедицией и Калмыцкой комиссией. Одновременно изучал историю тех мест, где приходилось жить, и открывал их неизвестные страницы. На Урале основал Екатеринбург (Татищев называл его Екатерининском), Пермь, Оренбург, Орск; создал новые города на Волге – увеличил Астрахань, построил Ставрополь-на-Волге (сейчас Тольятти). Где бы ни служил Отечеству, всегда думал только о его благоустройстве и благополучии и равноправии народов, его населяющих.
 
Нам известна больше его «История Российская», однако он является и «первоначальником» в географии, ботанике, зоологии и других естественных науках. В 1719 году «Петр Великий изволил… определить» Татищева «к землемерию всего государства и сочинению обстоятельной российской географии с ландкартами». Татищев составил «Предложения о сочинении истории и географии…», передал их Петру и получил его одобрение. Хочу подчеркнуть: что бы ни писал Татищев, везде – ссылки на историю Псковской земли. Взять хотя бы эти «Предложения…», которые он рекомендовал к собиранию сведений. В пункте 36 раздела «О природном состоянии земли» читаем: «Какие жита наиболее и лутшее в тех местах родятся, и сколько крат против посеянного среднее и лутчее родит, например: в Коломне лутшая рожь,.. во Пскове лен крупной, …» Или в пункте 50 этого же раздела: «Рыбы по их родом не имеют ли со протчими знатной розницы в виде чрезвычайной великости, или вкусе, или род особливой находится, например: в Каму белуги, осетры,.. во Пскове снетки серые…». Его труды содержат ценные материалы по географии России 1-й половины 18 века, одновременно и по истории народного хозяйства, однако работу эту Татищев не закончил – в марте 1720 года был назначен в Сибирь на строительство новых заводов. Составил здесь 10 глав «Общего географического описания всея Сибири», намечал присылать в Академию наук карты всех сибирских губерний. И этот труд оказался незаконченным: в конце 1723 года Татищев вызван в Петербург и оставлен Петром при дворе, затем направлен в Швецию «для некоторых секретных дел». Указом Кабинета министров 23 мая 1737 года Татищеву поручалось составление ландкарт России, потому ему в подчинение передавались все имевшиеся тогда геодезисты (в августе поручение было дополнено – составить генеральную карту России). В 1737 году он приступил к составлению «Общего географического описания всея России», но закончено было лишь «Введение в историческое и географическое описание России». Однако в 1739 году в Академии наук был создан специальный Географический департамент, в котором и была усилена картографическая работа, - и в 1745 году вышел новый «Атлас Российской», состоящий из генеральной и 19 специальных карт . В 1740 году Татищевым была написана краткая русская география, названная «Руссиа или, как ныне зовут, Россиа», в ней – проект Татищева на деление России на губернии («Начало русской географии» - так называл ее сам Татищев). В архивных делах Академии наук сохранились черновики Татищева - «Изъяснение историческое о русской географии – о губерниях, провинциях и уездах, совсем перемешанных». В начале 1740 года В.Н. Татищев представил в Академию «для напечатания» «древние законы» - Русскую Правду и Судебник 1550 года с дополнительными указами. В 1745 году он открыл для науки памятник русской географии – «Книгу Большого Чертежа» - и подготовил ее для печати, однако появилась она лишь в 1773 году в издании Н.И. Новикова, а 111 «изъяснений» к ней Татищева остались неиспользованными.
 
Татищев предлагал Академии наук заняться и составлением Лексикона всех иноязычных народов России и в этом же 1745 году сочинил «Российский исторический, географический и политический лексикон» - до буквы «к» (слова «ключник») – «Лексикон» В.Н. Татищева был издан в 1793 году. Высоко ценили друг друга М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев…
 
В 1747 году Татищев начал составлять «Почтовую книгу Российскую» (или «Книжку расстояниям мест») – черновики ее отправил в Академию наук….
 
Во всех исторических и географических трудах Василия Никитича Татищева, естественно, присутствует Псков. На его работы ссылаются почти все исследователи – использовал их и Евгений Болховитинов при создании «Истории княжества Псковского», в том числе и «О начальном поселении славян в Изборске».
 
Псковская родословная Василия Никитича Татищева начинается с его отца, стольника Никиты Алексеевича Татищева, в 1680 году ставшего псковским дворянином: он получил в наследство от Василия Петровича Татищева, долю (!) - 150 десятин (300 четей) земли – под Островом (тогда он входил в Псковский уезд).
 
Деревня Татищево на шоссе Петербург – Киев, возможно, - другая доля наследства В.П. Татищева, перешедшая кому-то еще из его родственников, однако известно, что к «нашим» Татищевым эта деревня отношения не имеет. К сожалению, сейчас я не имею возможности отыскать свои записи 20-летней давности, чтобы конкретизировать степень их родства. Видимо, Василий Петрович был одинок и прямых наследников не имел, потому это обстоятельство и дало право московским двоюродным (?) братьям Федору и Никите возбудить ходатайство о выделении им доли в его островском поместье. Однако Соборное уложение 1649 года запрещало дворянам, получившим пожалование в Московском уезде, наследовать поместья «во Пскове и в Великом Новегороде», и братьям в просьбе отказали. Но Никита на этом не успокоился и в новой челобитной доказал, что поместий и вотчин не имел… Став псковским дворянином, он оставался стольником при царском дворе. Отличался глубокими знаниями в геодезии и фортификации, был образован и в других сферах. Своим четырем детям (трем сыновьям – Ивану, Никифору и Василию - и дочери Прасковье), родившимся в сельце Боредки, он дал прекрасное домашнее образование – они знали иностранные языки, немецкий и польский…
 
Никита Алексеевич имел дом и в Пскове, где семья жила с 1698 по 1704-й год... Известно, что в июле 1705 года братья Татищевы – старший Иван и младший Василий, – получившие ранения в бою при Мур-мызе (сейчас это Мурмуйжа в 80 км от Риги, северная Латвия) в битве войска Б. П. Шереметева со шведами, раны залечивали в Пскове. После смерти отца в 1706 году (мать умерла раньше) братья еще долго не делили псковские владения, так что называть время последнего посещения В.Н. Татищевым своей малой родины, в связи с неизученностью вопроса, не представляется возможным.
 
Известны на Псковской земле и представители графских и дворянских родов Татищевых: с 1582 по 1584 год воеводою в Гдове был Матвей Васильевич; воеводою в Изборске в 1582 году – Иван Иванович.
 
«А напоследок я скажу…»: непростительно для местных специалистов - историков, географов (мой камень – не камешек! - в огород ПсковГУ: можно и студентам поручить такую курсовую или дипломную работу ) – не найти на карте Псковской земли сельцо Боредки. Ведь для них несложно на старых картах отыскать его и если не точно, то хотя бы ориентировочно определить, когда оно «физически» исчезло с лица нашего малого отечества.
 
Тамара Вересова,
председатель Псковского регионального отделения Союза краеведов России
ПЛН в телеграм




Все публикации раздела Культура / Краеведение
опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 202 человека