Жители сразу нескольких многоквартирных домов в Пскове бьют тревогу - из переполненных камер мусопроводов отходы вываливаются прямо на улицу, в подъездах появился специфичный неприятный запах, а некоторые утверждают, что впервые стали замечать на лестничных площадках крыс. «Не этого мы ждали после повышения тарифов на вывоз мусора и появления нового регионального оператора по обращению с ТКО», - пишут озлобленные граждане в соцсетях.
Попытки повлиять на ситуацию для собственников заканчиваются, как правило, «футболом» - регоператор рекомендует обращаться к управляющим компаниям, а те, в свою очередь, предлагают задавать все интересующие вопросы по поводу вывоза мусора новоиспеченной профильной конторе. А пока уважаемые организации не очень успешно пытаются выстроить диалог по взаимодействию, жильцы «наслаждаются» натюрмортами из помоев.
Один из ярких примеров отсутствия консенсуса - дом №13-а на улице Инженерной. В понедельник в «Жести по-псковски» появилась публикация с весьма показательной фотографией мусорного беспредела. «Совсем обалдели! Контейнер стоит несколько дней у подъезда, мусор столбом. Скоро до пятого этажа стоять будет! Пир для крыс и тараканов!» - подписала фото разгневанная жительница дома.
Фото: Жесть по-псковски, ВК
Отметим, что жалобы на бардак с вывозом мусора, в том числе, и в этом доме, поступали и в редакцию Псковской Ленты Новостей. Поэтому мы решили выяснить, почему некоторые псковские подъезды утопают в помоях и обратились за ответами к директору ООО «ЭкоПром», филиала компании «Мехуборка» - регионального оператора по обращению с коммунальными отходами в Псковской области Сергею Пайсту.
Мусоропровод – вотчина управляек
«Что касается мусоропроводов, то это непосредственная зона ответственности управляющих компаний. То есть все, что происходит с мусоропроводом, мусор, который лежит вокруг, дератизация (комплексные меры по уничтожению грызунов - от ред.), его обслуживание - это все в ведении управляющей компании. А вот все, что происходит с контейнером в мусоропроводе, то есть его обслуживание, замена и так далее - это уже вопросы к региональному оператору», - пояснил директор «ЭкоПрома».
По его словам, контейнеры-баки специально выкатывают из мусорных камер, чтобы облегчить процедуру вывоза мусора. Однако, подчеркнул Сергей Пайст, такая процедура не должна превышать 15-20 минут. Но на Инженерной, 13-а счет пошел уже не на минуты, а на дни!
«Это вопрос выстраивания взаимоотношений с подрядчиком. Ведь чем быстрее мусоровоз уедет из двора, и все будет чисто, тем лучше. Удобнее, когда в день приезда техники, дворники выкатывают контейнеры, а обратно в чистые мусорокамеры их закатывают уже сотрудники транспортной компании. Это частая практика, которая всем экономит время. Все индивидуально, нет единого шаблона», - прокомментировал Сергей Пайст.
Впрочем, некоторые моменты делаются все же по единой схеме - баки из мусорных камер выкатываются на свободное место, к которому может подъехать транспорт и произвести погрузку. Если в момент погрузки происходит просыпание отходов, то компания-перевозчик, которая занимается их сбором, должна их убрать.
«Некоторые управляющие компании просто открывают мусорокамеры. Это значит, что каждый бак нужно выкатывать перевозчику, но не везде есть возможность проезда техники, бывает автомобилями плотно все заставлено или проект двора такой, что физически не подъехать к мусорокамере. К тому же, у транспортной компании есть жесткие графики сбора мусора», - добавил Сергей Пайст.
Кроме того, он обратил внимание, что в мусорокамерах, как правило, должно быть специальное устройство - шибер, который перекрывает мусопровод на момент, пока выкатывается контейнер, что должно предотвращать накопление отходов.
Немного сложнее ситуация с контейнерными площадками. Как пояснил директору «ЭкоПрома», если по каким-то причинам произошло переполнение оборудованной контейнерной площадки, то подбор отходов, которые либо просыпались, либо лежат рядом в связи с переполнением контейнеров, должна производить компания-перевозчик. «Однако в промежутке между графиками вывоза отходов бремя содержания должны нести управляющие компании, если чистота на площадке не связана с переполнением контейнеров», - подчеркнул он.
«Нередко бывает, что люди, выкидывая мусор, кидают его не в контейнер, а просто рядом бросают. Или едут из машины мимо и просто выбрасывают из окна, приходилось видеть и такое. Если этот мусор просыпан в промежутке между графиками вывоза отходов, то навести порядок на площадке должна управляющая компания», - заявил Сергей Пайст.
Закон и рудименты
Сергей Пайст отметил, что далеко не все управляющие компании понимают, где начинается и заканчивается зона их ответственности. «Задача управляющих компаний - не с нами отношения выяснять, а показывать, что деньги, которые им люди платят в части управления общедомовым имуществом, расходуются правильно», - подчеркнул он.
По факту ряд «управляек» вывесили на подъездах объявление, в котором говорится, что услуга «вывоз мусора» убрана из квитанций «за содержание и обслуживание», стала коммунальной и теперь все вопросы по этому поводу надо адресовать региональному оператору, фактически сняв с себя всю ответственность.
«С точки зрения закона это абсолютно неправильно, - не согласился с таким подходом директор филиала регоператора. - Да, безусловно, строка убрана, но смысл заключается в том, что появится либо другая строка, либо другая квитанция. Регоператор занимается сбором с мест накоплений отходов и транспортированием коммунальных отходов. И хочу отметить, что управляющие компании этим никогда и не занимались. Они считают, что раз эта строка ушла, то они якобы лишились возможности тратить деньги на содержание этого имущества. Но на самом деле, с точки зрения Жилищного кодекса, это совершенно не так. Ведь никто дворников не увольнял с работы: у нас же не перестали чистить снег во дворах или посыпать дорожки песком?».
В процессе беседы Сергей Пайст намекнул, что мусоропроводы в современной мире - это в принципе градостроительный рудимент. «Это такая конструкция, которая регулярно забивается. В том числе, и потому, что жители дома не всегда соблюдают нормы по размеру выбрасываемого мусора. Если туда подкладку из-под яиц засунуть, и она там встанет колом, то отходы начнут копиться, не проваливаясь вниз. Это беда всех мусоропроводов, которая не имеет отношения к региональному оператору, ни к транспортировщику мусора», - высказался он.
Руководитель «ЭкоПрома» признал, что у регоператора возникли определенные проблемы сразу после новогодних праздников, но они были оперативно устранены в первый рабочий день. Да и от управляющих компаний Сергей Пайст, по его словам, не слышал, что есть какие-то проблемы. «Я видел только жалобы на то, что в мусорокамерах есть отходы. Ну, здесь надо правильно читать законодательство, а оно четко прописывает, что эти объекты обслуживает управляющая компания. Не понимаю, почему кто-то решил, что это может быть как-то иначе», - заключил он.
Мусор есть, вывозить - некуда
Что ж, если мусоропровод и чистота его камер - это задача управляющих компаний, значит, и отвечать за помойный коллапс нужно им. В случае с домом №13-а по улице Инженерной - это ООО УО «Домоуправление №8», поэтому мы обратились за комментариями к его директору Юрию Лепетову. Он сразу подчеркнул, что «сейчас по всей России такая ситуация, от Владивостока до Калининграда» и выразил суть проблемы емким предложением: «Между управляющими компаниями и региональным оператором возникло недопонимание».
Юрий Лепетов признал, да есть проблемы с превышением объемов мусора, из-за чего мусорные камеры переполнились. И вопрос стоит, не как его убрать, а куда его… деть. Руководитель УК отметил, что такое количество мусора в мусорных камерах образовалось после новогодних праздников. Региональному оператору, по его словам, не справиться с их вывозом, а у домоуправления нет полномочий, чтобы самостоятельно избавиться от гор отходов.
«Куда теперь вывозить этот мусор? У нас есть своя машина, и раньше мы с ее помощью и вывозили мусор. «АСПО» нам выдавало на это специальные талоны. В настоящее время у нас с талонами никакой ясности в этом вопросе нет. У нас машина простаивает все праздники. Тот договор, что нам прислали – он очень сырой. Вопрос сейчас решается по выдаче этих талонов. Возможно, будем заключать договор с другой организацией. И сейчас такая ситуация, насколько я понимаю, складывается во всем городе. Мы покупаем пластиковые пакеты, выгребаем отходы из мусорных камер, но и пакеты нам тоже некуда вывезти. Потому что у нас нет лицензии на вывоз мусора. Хорошо, что сейчас зима, иначе было бы как в свое время в Неаполе», - прокомментировал он.
Юрий Лепетов заявил, что на данный момент общего языка его управляющая компания с регоператором не нашла. Однако пока мы готовили публикацию, в адрес редакции пришло письмо от теперь уже счастливого жителя злополучного дома на Инженерной. Там наконец-то навели порядок в мусорных камерах и закрыли наглухо двери, ведущие к мусоропроводам. Не знаем, что повлияло на такой исход – наше пристальное внимание или общий язык наконец-то был найден. Смеем надеяться, что и в остальных подобных случаях все решится столь же оперативно и «новый Неаполь» нам не грозит.
По крайней мере, до следующих долгих праздников.
Алексей Овчинников