1 января 2019 года на большей части территории России стартовала реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в обиходе получившая название «мусорная реформа». За истекшие почти 2 года реформу не критиковал только ленивый. И нельзя сказать, что критика была необоснованной.
С первых дней стало понятно, что к реформе, по большому счету, оказались не готовы как ее организаторы и непосредственные исполнители, так и конечные потребители в лице граждан и юридических лиц. На первых порах остро не хватало мусорных контейнеров – особенно это касалось районов области, ранее в принципе не сталкивавшихся с цивилизованным обращением с отходами. Местные власти не успевали своевременно обустроить контейнерные площадки. Управляющие компании не понимали, как с 2019 года по закону разграничивается сфера ответственности, за какое звено «мусорной цепочки» они непосредственно отвечают. Там, где было принято решение о внедрении т. н. мешкового сбора мусора, население вовремя не обеспечивалась мешками.
Кроме материально-технических проблем начального этапа реформы, имелись трудности логистического и инфраструктурного характера. Если в Пскове, Великих Луках и ряде районных центров, где сохранились прежние подрядные организации и работали давно отлаженные механизмы, особой разницы никто не заметил, то для отдаленных населенных пунктов мусорная реформа стала чем-то вроде шоковой терапии.
Еще одной знаковой проблемой начального этапа реформы стала неразбериха в квитанциях на оплату. Совершенно неожиданно выяснилось, что данные по числу зарегистрированных жильцов в домовладениях часто не соответствовали реальному положению дел. Одни возмущались, что им «вписали» давно не проживающих совместно родственников. Другие, наоборот, получая квитанции за меньшее число проживающих, справедливо опасались, что затем будет проведен перерасчет и придется доплачивать уже по факту. На решение этой проблемы ушло несколько месяцев. Сегодня жалобы на ошибочные данные в платежных квитанциях практически исчезли из публичного пространства. И это, без сомнения, стало результатом серьезной совместной работы, проведенной администрацией Псковской области, региональным оператором «Экопром» и управляющими компаниями.
Что касается деятельности «управляек», то сегодня большинство их вопросов к регоператору и мусорной реформе в целом также снято. Постепенно получилось наладить своевременный вывоз ТКО с контейнерных площадок. Где-то в ручном режиме, методом проб и ошибок, донастраивали логистику маршрутов и частоту вывоза мусора. В этом направлении работа продолжается, но видно невооруженным глазом, что число жалоб на несвоевременный вывоз ТКО в районах области сократилось в разы.
Благодаря проделанной совместной работе органов государственной власти области и регионального оператора, сегодня появилась возможность не только заниматься решением оперативных вопросов, но и перейти к непосредственному планированию перспективных вопросов реформы ТКО.
Здесь перед регионом стоит ряд трудноразрешимых задач. В первую очередь, необходимо принципиально решить вопрос по утилизации ТКО. Это проблема не только Пскова, полигон рядом с которым был закрыт еще до старта реформы. Сегодня основной площадкой складирования отходов регионе является порховский полигон. Несмотря на то, что это вполне современный объект, отвечающий всем экологическим требованиям, возможности его небезграничны.
Пункт пропуска и весового контроля Порховского полигона
Для решения этой задачи администрация Псковской области актуализирует территориальную схему обращения с отходами, которая призвана четко и жестко регламентировать все инфраструктурные и логистические вопросы реформы, а именно – как и где будет происходить сбор, сортировка, переработка и утилизация твердых коммунальных отходов.
Еще один важный аспект принятия обновленной территориальной схемы – это возможность получения значительных федеральных денег на дальнейшую реализацию реформы. Для нашего небогатого региона это особенно актуально. Надо отдавать себе отчет, что без федеральной финансовой помощи трудно надеяться на успешную реализацию всех этапов мусорной реформы.
Важнейшей стратегической задачей реформы становится сегодня качественно новый подход к сортировке и вторичной переработке ТКО. Пока в этом вопросе все держится на энтузиазме и бизнес-модели компании «СпецТрансКом», которая на протяжении ряда лет занимается сортировкой и частичной переработкой мусора. Проект, вне всякого сомнения, успешный. К сожалению, его возможности ограничены, в основном, Псковом и Псковским районом. А сегодня стоит задача внедрения глубокой сортировки отходов в масштабе всего региона.
Чтобы все это не осталось пустым звуком, региональные власти в 2020 году всерьез озаботились проблемой раздельного сбора отходов. Из практики успешных в данном вопросе стран западной Европы хорошо известно, что правильное обращение с мусором начинается с его раздельного сбора на уровне домовладения. Поэтому сегодня власти всерьез озабочены установкой контейнеров для раздельного сбора ТКО на контейнерных площадках. Первая партия таких контейнеров в ближайшее время должна появиться на улицах Пскова. Постепенно псковичам и жителям области предстоит в этом смысле научиться жить «как на Западе», т. е. самостоятельно отделять пищевые отходы от пластика, металла, стекла и т. д. Если это «заработает», можно будет говорить о том, что реформа ТКО действительно продвинула нас в правильное мусорное будущее.
Другой важнейший этап реализации реформы в Псковской области – строительство экотехнопарка, современного высокотехнологичного объекта, объединяющего в себе глубокую сортировку, переработку отходов, производственные мощности и, в конечном итоге, полигон для экологичного захоронения того, что не подлежит повторному использованию. Впрочем, это дело ближайшего будущего. На данный момент определено примерное место для строительства экотехнопарка. Запланированы предусмотренные законом инженерные, геологические и гидрогеологические изыскания, которые дадут окончательный ответ, допустимо ли реализовать проект в указанном месте.
И поскольку большая часть технических вопросов сегодня решена, самое время выводить реализацию реформы на новый качественный уровень, ставить задачи по системному внедрению раздельного сбора отходов и принципиальному решению вопроса вторичной переработки и утилизации ТКО.
Андрей Степанов