Псковичи предложили снизить по всей стране температуру горячей воды ради экономии и меньшего образования осадка. В ответ в Роспотребнадзоре пугают легочной болезнью, а в теплосетях объясняют утопичность затеи с помощью советского учебника. С накипью бороться помогут ученые из Сколково.
Заместитель министра ЖКХ Максим Егоров 7 июля в Пскове вживую увидел фокус с псковской водой. За неделю до этого видео с аналогичным трюком на «Прямой линии» посмотрел президент России Владимир Путин, а вместе с ним и вся страна. Оба раза руководитель управляющей компании «ПсковЖилСервис» Андрей Тарасов демонстрировал сеанс с разоблачением теплообменника. Разоблачал его от накипи, толстой рыжей коркой покрывающей оборудование. Вода из нового подземного водозабора в холодном виде абсолютно пригодна по всем параметрам, но при нагревании выбрасывает осадок, забивающий инженерные системы.
«Мы подготовились, - рассказывает Андрей Тарасов о визите заместителя министра. - В ЖК «Околица» показали место, откуда видеоролик был отправлен президенту. Привезли с Владимирской теплообменник, при нем разобрали, показали, как возникают отложения, показали часть нашего кладбища насосов, вышедших из строя. Проблема неординарная. Строительство нового водозабора, тем более созданного при зарубежном участии и контроле, привело к тому, что мы получили воду, которую нельзя использовать для подогрева».
Вместе с визитером из столицы «Околицу» посетили губернатор Михаил Ведерников и глава городской администрации Александр Братчиков. На теплопункте была высказана идея о возможном снижении температуры в водопроводе на 5, а то и на 10 градусов. Норматив было предложено изменить на всероссийском уровне.
«Это не только городу поможет, всей стране, - уверен Андрей Тарасов. - Сейчас по нормативным актам температура должна быть не ниже 60 и не выше 75 градусов. До 2012 года вилка колебалась от 50 до 70 градусов. Обосновали повышение тем, что надо с бактерией легионеллой бороться. В итоге усилился процесс образования накипи в трубах. А в тех домах, которые автоматикой не оборудованы, происходит перегрев в осенний и весенний периоды, вода этой же температуры приходит в батареи, теплосети топят улицу. В масштабах страны потери топлива из-за этого огромные. Семьдесят лет советской власти температура была 55 градусов и никому не мешала».
Понижение температуры оправдано с точки зрения экономики, считает Андрей Тарасов. В качестве примера он приводит опыт соседней Латвии с нормативом в 55 градусов, где «с легионеллой нормально борются, говорят, что нет проблем». Вместе с тем, он призывает не путать предложение по снижению температуры воды и решение проблемы с отложениями в трубах:
На теплосетях предложение встретили со скепсисом.
«Опыты с нагреванием воды показывают, что интенсивность выпадения осадка увеличивается по экспоненте в зависимости от температуры, - говорит директор муниципального предприятия «Теплосети» Игорь Максимов. - Выпадение начинается уже при комнатной температуре, при десяти-пятнадцати градусах. Специалисты об этом знают. Есть учебник шестьдесят пятого года «Водоподготовка промышленных котельных». Еще тогда эта ситуация описывалась. Советская школа крутой же была, в том числе и теплотехническая. Ученые предполагали такой вариант, он был изучен. В исключительных случаях в воде содержится неординарный набор микроэлементов. 55 градусов будет или 0, проблему это не решит. Раз в три месяца управляющая компания чистит свой теплообменник, ну будет с интенсивностью три месяца и десять дней».
Федеральный Роспотребнадзор еще в 2016 году выдвигал инициативу о снижении температуры воды до 50 градусов. Однако риски оказались выше экономической целесообразности, идею отложили. Текущий норматив с вилкой 60-75 градусов главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова подтвердила 28 января нынешнего года, подписав СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
«Экономическая целесообразность - не наша тема. Она должна сочетаться с вопросами безопасности. Установленные нормы как раз это обеспечивают, - поясняет начальник управления Роспотребнадзора по Псковской области Александр Нестерук. - Если вода будет не горячая, а теплая, возможно размножение бактерий, в том числе легионеллы. Есть такое достаточно опасное легочное заболевание легионеллез, передается через конденсат, системы кондиционирования, через системы водопроводов. Болезнь редкая, но тем не менее она существует, в России регистрировалась».
Андрей Тарасов и Игорь Максимов сходятся в том, что ситуация в Пскове стала возможна из-за пробелов в законодательстве. Нормативы на холодную и на горячую воду никак друг с другом не связаны, живут отдельной жизнью. А вода-то одна и та же! Вот и вышел уникальный псковский случай. Вода должна была получиться золотой в хорошем смысле, город должен был получить снабжение из подземного источника. Золото оказалось с привкусом ржавчины.
На «Прямой линии» Владимир Путин после просмотра видеоролика перезвонил Андрею Тарасову.
Через неделю в Псков приехал замминистра ЖКХ Максим Егоров.
«Сегодня обсудили вопрос предпроектных работ, Фонд ЖКХ выделит на них пять миллионов рублей, - приводит его слова с совещания пресс-служба региональной администрации. - Нужно четко определить перечень необходимых технологий и проектных решения, оценить, какого эффекта за счет них можно достичь. Уже после этого мы сможем понять объем средств, необходимых на следующий год, и изыскать источники финансирования. Псков - туристический город, поэтому вопросу качества жилищно-коммунальных услуг и надежности инженерных коммуникаций нужно уделить особое внимание».
Глава теплосетей Игорь Максимов считает, что ответ нужно искать вместе с учеными, занимающимися фундаментальной наукой.
«Когда-то точка невозврата подойдет. Недели четыре назад связывались, в Сколково есть люди, которые говорят, что нашли нечто новое. Все другие существующие варианты или дорогие, или опасные, - констатирует он. - Ученые проникли в код ДНК человека, природу коронавируса разобрали за два месяца, а здесь? Может, туда надо капнуть каплю, и нормализуется. Надо понять, как наиболее эффективно и наименее затратно решить проблему. Мы, к сожалению, по печному делу, не наш уровень».
И кто его знает, а ну как псковский «неординарный случай» приведет к мощному научному прорыву. Уж если не температуру всей стране снизим, то с холодным водоснабжением разберемся. Другого выхода все равно нет.
Юлия Магера, фото пресс-службы администрации Псковской области