Государство ужесточило правила перехода многоквартирных домов от одной управляющей компании к другой. Что нового добавили в требования, с какими сложностями уже сталкивались жильцы при смене обслуживающей организации, как ротация управляек влияет на обстановку в доме, и почему эксперты прогнозируют удушение инициативы жильцов - подробности в материале обозревателя Псковской Ленты Новостей Юлии Магеры.
Президент России Владимир Путин подписал изменения в Жилищный кодекс, ранее принятые Госдумой и одобренные Советом Федерации. Они разрешают собственникам жилья расторгать договор с управляющей компанией не ранее, чем через год после его заключения. Основанием для досрочного прекращения отношений может стать неисполнение УК условий договора или изменение способа управления домом (например, жильцы создают ТСЖ и самостоятельно решают все коммунальные вопросы).
На стадии обсуждения законопроекта речь шла о том, что он поможет добросовестным управляйкам избежать нечестной конкуренции и финансовых потерь, когда другая фирма берет на обслуживание дом, в который только что солидно вложилась первая компания. Директор УК «ПсковЖилСервис» Андрей Тарасов вспоминает случаи, когда в одном доме разные управляющие компании почти одновременно проводили собрания собственников, получая их подписи в свою пользу, а потом долго спорили, кто теперь вправе присылать квитанции. Такое было возможно совсем недавно, когда для кворума было достаточно собрать 50% собственников, а решение могли принять голосами 50% собравшихся. Фактически, для смены УК требовалось одобрение всего четверти жильцов. Поэтому одновременно не меньше трех разных групп могли проголосовать за переход в разные управляйки. Недавно процентовку повысили, теперь для решения нужны голоса 50% всех жильцов (а не только тех, кто пришел на собрание). А новый закон разрешает поднимать вопрос не чаще раза в год.
Коммунальщик также поделился своими наблюдениями над тем, что происходит, когда в Пскове какой-либо дом решается на смену УК. Старая компания в этот момент пытается всеми силами удержать жильцов. В ход идет запугивание владельцев коммерческих помещений и задабривание жильцов квартир. Начинаются работы, которых дом ждал годами.
«Как правило, когда люди реально хотят поменять управляющая компанию, предыдущая более тщательно и вдумчиво относится к запросам граждан», - говорит Андрей Тарасов.
Опыт псковичей, проходивших через смену УК, его слова подтверждает. И говорит о том, что вырываться из цепких лап «домомучителей» бывает не просто и получается не с первого раза. Не потому что они вложили какие-то астрономические деньги в развитие инфраструктуры дома (кто такое в Пскове видел хоть где-то?). Как раз наоборот. Уйти хотят от тех, кто ничего не делает, но исправно получает квартплату.
«Наша управляйка не то, что текущий ремонт не делала - даже в подъезде уборки не было, - рассказывает историю одного из домов на Запсковье его жительница Мария Кузьмина. - Старший по дому собрал все документы, чтобы уйти в другую УК, мы подписали протокол. Но хода ему не дали, якобы подписи наши поддельные. Сосед крепко тогда обиделся, ушел с поста старшего, потому что не увидел смысла в своей работе: от управляйки толку не добиться, а уйти от нее невозможно».
Правда, мыть подъезд с тех пор начали. Но больше ничего. Да и устали жильцы от хамства и грубости, летевших в их адрес при любом обращении в диспетчерскую. Повторную попытку побега предприняли с помощью депутата гордумы Григория Стороненкова. Тот связал жильцов с нормальной УК со своего округа и помог с правильным оформлением документов. Правда, прежняя управляйка напоследок оставила о себе недобрую память. Последняя квартплата до нее «не дошла», вопрос пришлось решать через мировой суд.
Мария Кузьмина говорит, что разительный контраст обнажился сразу после перехода. Во всех подъездах сделали косметический ремонт, над уличными ступеньками повесили светильники, ямы во дворе засыпали крошкой, а снег по зиме чистят трактором.
Другая псковичка Кристина Браева обитает в микрорайоне, где обособленно стоят пять домов. Два из них, включая тот, где живет она, сменили управляющую компанию. Перед этим соседи едва не пошли стенка на стенку.
«В группе микрорайона писали, что это «рейдерский захват», хотят «подмять под себя дома», «обанкротить», - вспоминает женщина. - Но голосование все расставило по своим местам. К новым коммунальщикам претензий нет вообще. Есть аварийная служба, если что-то случается, специалисты приходят даже в выходной день. Зимой возле нашего дома все посыпано и убрано, лед у подъездов скалывают. Знаю, что соседи, оставшиеся со старой компанией, получили от нее совет ждать весны, пока все растает».
То есть для жильцов смена управляющей компании оборачивается исключительно позитивной стороной, хотя и сопряжена с большими трудностями. Член региональной Общественной палаты Алексей Кириллов прогнозирует, что новый закон сделает переход, практически, невозможным.
«За хорошими словами о защите собственников скрывается большая проблема, считает он. - Вместо того, чтобы поднимать активность граждан, чтобы стимулировать их разумно подходить к выбору управляющих организаций - всеми силами пытаются отстранить жильцов от принятия решения в доме».
Алексей Кириллов говорит о том, что и в прошлых условиях жильцам тяжело было заниматься организацией собраний. В первую очередь, управляющие компании для удержания позиций не выдавали реестры собственников, на основании которых можно проводить голосование. Теперь у таких компаний появился еще один рычаг давления на собственников - время. Эксперт в сфере ЖКХ уверен, что ужесточение правил перехода негативно повлияет на качество оказываемых услуг и не позволит развиваться новым игрокам на рынке управления многоквартирными домами.
Более разумной мерой, по его мнению, было бы ужесточение ответственности за подделку протоколов общих собраний собственников, а жильцам стоило бы оставить больше свободы в отношениях с наемными коммунальщиками.
Итого, у жильцов остался один день в году для смены управляющей компании - словно у крестьян при Рюриковичах, имевших возможность уйти к другому землевладельцу только на Юрьев день. Да и тот потом упразднили. Загвоздка в том, что жильцы - и есть собственники. Однако при общении с рядом управляек встает большой вопрос, кто кого нанял. Регулярное ужесточение правил смены УК показывает: затеянная полтора десятка лет назад реформа управления многоквартирными домами терпит фиаско. Управляющие компании все больше превращаются в былые ЖЭКи, из которых выросли. Однако прибыль раскладывают по частным карманам. А это две больших разницы. Не пора ли государству вернуть ситуацию под свой собственный контроль? Тогда хотя бы будет с кого спросить.
Юлия Магера