Заседание комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Псковской городской Думы прошло 22 сентября под председательством депутата Юрия Бурлина. Повестка состояла из двух непростых вопросов. Первый из них касался большегрузов, которые перевозят сыпучие материалы по территории Пскова без тентов и таким образом загрязняют улицы и ливневую канализацию, особенно в летний период. Второй вопрос — рост числа жалоб на несвоевременный вывоз мусора с контейнерных площадок.
Почему водители большегрузов предпочитают заплатить штраф, а не накрывать свой кузов, и как с этим бороться? Из-за чего растут расходы бюджета Пскова на вывоз несанкционированных свалок? Есть ли понимание между региональным оператором по вывозу ТКО и управляющими компаниями в части распределения ответственности? Подробнее об этих вопросах и намеченных путях их решения — в репортаже корреспондента Псковской Ленты Новостей.
Проблему перевозки песка и других сыпучих материалов в открытых кузовах в Пскове поднимают уже давно. Особенно летом, в разгар строительного сезона, по городу перемещают огромное количество стройматериалов, и далеко не все водители накидывают на кузов тент. Как рассказал начальник управления городского хозяйства администрации Пскова Александр Грацкий, штраф за открытый кузов составляет 500 рублей, и зачастую водители предпочитают просто заплатить.
«Работу (с водителями таких большегрузов — ред.) проводим, более 70 водителей привлекли к административной ответственности за нарушение правил перевозки грузов. Но нужно понимать, что здесь в большей мере ответственность бизнеса, который перевозит грузы, и необходимо находить понимание, ведь песок, оседая на улицах города, загрязняет "ливневки", из-за чего возникает эффект подтопления проезжей части. Так что нужно определяться — или мы решаем вопрос одностороннее, зарабатываем деньги, или будем обеспечивать надлежащий вид Пскова», - обозначил проблему начальник ОГИБДД УМВД России по городу Пскову Владимир Папорт.
Александр Грацкий в свою очередь обратил внимание, что без тента по улицам Пскова перевозят и другие грузы, в частности, ветки и дрова.
«Все это тоже может упасть. В открытых кузовах перевозят не только сыпучие материалы. Мы пытались достучаться до перевозчиков, но они говорят, что если их поймают, они просто заплатят 500 рублей», - поделился начальник УГХ.
Александр Грацкий в ответ заметил, что вариант решения проблемы путем повышения штрафов вполне жизнеспособен, ведь штрафы перечисляются в бюджет Псковской области, таким образом, в дальнейшем эти деньги применяются в интересах граждан. Он предложил направить соответствующее предложение в Псковское областное Собрание депутатов.
«Может, это и начнет работать, когда штрафы будут не по 500 рублей, а по 5 тысяч рублей. Я против штрафов, но если люди не понимают...» - поделился рассуждениями Юрий Бурлин.
Депутат Юлия Пожидаева, заслушав предложения коллег, поинтересовалась, насколько часто водители большегрузов получают штрафы за открытые кузовы. По ее мнению, штрафы можно не увеличивать, а участить. Для этого депутат предложила установить в городе камеры, которые бы фиксировали соответствующие нарушения.
«Здесь вопрос систематичности взимания. При помощи камер быстро всех научили останавливаться перед стоп-линией, так пусть камеры снимают машины, которые перевозят грузы без тента. Мне кажется, это самое эффективное решение», - высказала мнение Юлия Пожидаева.
Александр Грацкий отметил, что установкой камер занимается комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области. Он заверил, что на следующей неделе УГХ направит в комитет соответствующий запрос.
В ходе обсуждения проблемы были озвучены и другие предложения. Например, депутат Татьяна Пасман поинтересовалась, большая ли конкуренция на рынке перевозчиков, и предложила проработать механизм, при котором бы преимущество отдавалось тем подрядчикам, которые перевозят грузы по правилам.
Владимир Папорт в свою очередь проинформировал, что в Пскове на сегодняшний день порядка 30 тысяч единиц грузового транспорта. При этом значительная часть перевозчиков-нарушителей — субподрядчики, которые приезжают из Москвы, Липецка и других регионов.
Депутат Наталья Юрченко предложила возложить ответственность за наказание субподрядчиков на подрядчиков, а помощник депутата Марины Борисенковой поинтересовался, прописываются ли требования по перевозке грузов при заключении договора на выполнение работ.
«Это уже прописано, но на каждый день не поставишь человека, чтобы смотреть, кто с тентом, а кто без», - ответил заместитель главы администрации Пскова Виталий Сухинский. Александр Грацкий пояснил, что условия прописаны строкой «С соблюдением Правил благоустройства, санитарного содержания и озеленения города Пскова».
Александр Гончаренко в свою очередь предложил передать вопрос юридическому отделу Псковской городской Думы, чтобы проработать возможные пути решения.
Подводя итог, Юрий Бурлин обозначил четыре направления работы по проблеме с перевозкой грузов в отрытых кузовах:
План действий был вынесен на голосование. Присутствующие депутаты поддержали его единогласно.
Второй вопрос касался вывоза мусора с контейнерных площадок в Пскове. Юрий Бурлин назвал тему животрепещущей и отметил, что в последнее время количество жалоб на несвоевременный вывоз мусора увеличилось, и не только в его округе, а во всем городе.
«Действительно, участилось количество жалоб и объем жалоб по несвоевременному вывозу мусора, его физически не успевают вывозить. Мы со свой стороны будем бороться вместе с полицией с вывозом на контейнерные площадки крупногабаритного мусора. К слову, штрафы за вывоз "крупногабарита" составляют от 10 до 15 тысяч рублей. Но в последнее время остро встал вопрос о несвоевременном вывозе ТКО, мы получаем негатив от граждан, мол администрация и депутаты ничего не делают. Нужно решать проблему систематически, а не звонить вам каждый раз и просить вывезти мусор. Мне не понятно, почему так происходит. Раньше было лучше», - обратился к представителю регионального оператора по обращению с ТКО Александр Грацкий.
Депутат Марина Борисенкова рассказала, что во дворе дома на улице Народной, в котором она проживает, мусор не вывозят сутками, из-за чего на контейнерных площадках появляются крысы, а птицы разносят мусор по улице.
Наталья Юрченко отметила, что часто поступают жалобы на сломанные контейнеры для ТКО. По ее наблюдением, зачастую к поломкам приводит небрежное отношение к контейнерам самих сотрудников «Экопрома».
Депутат Борис Прилипкин обратил внимание, что на контейнерные площадки часто выбрасывают покрышки, хотя их нужно утилизировать другим способом. Другие участники заседания также посетовали на проблемы с вывозом мусора с контейнерных площадок в разных уголках Пскова.
На заседании комитета присутствовала заместитель директора филиала ООО «Экопром» Марина Мезенцева. Она поблагодарила депутатский корпус за приглашение и отметила, что сложившаяся проблемная ситуация требует «комплексного решения и принятия серьезнейших мер» совместно с депутатами, прокуратурой, управляющими компаниями и администрацией Пскова.
«Не бывает, чтобы виноват был кто-то один. Да, есть определенные моменты, где система и реформа дают сбой. И я думаю, вместе мы можем многие вопросы решить», - начала свое выступление Марина Мезенцева.
Говоря о состоянии контейнеров, она отметила, что «Экопром» выделяет средства на закупку контейнеров для новых площадок. Она напомнила, что компания вывозит мусор на территории всей Псковской области, и большая часть выделенных средств уходит на закупку контейнеров в небольших населенных пунктах, где продолжают появляться новые площадки.
Массовые жалобы, продолжила она, связаны с сезонностью — летом мусора традиционно больше. При этом, по ее наблюдениям, объемы мусора стремительно растут. Кроме того, люди стали чаще выбрасывать на контейнерные площадки крупногабаритный и другой мусор, не относящийся к зоне ответственности регионального оператора — мебель, строительные материалы, листья, ветки. Марина Мезенцева обратила внимание, что такие свалки считаются несанкционированными и вывозятся за счет городского бюджета.
«Администрация Пскова сегодня тратит колоссальные средства на вывоз несанкционированных свалок. В 2019 году прошла мусорная реформа, и люди решили, что они платят за вывоз всего своего мусора, а не только за ТКО», - заметила Марина Мезенцева.
По ее словам, у филиала ООО «Экопром» есть техника для вывоза крупногабаритного мусора, но она не справляется с объемами. Компания может взять в лизинг дополнительную технику, но тогда эти затраты отразятся на тарифах для граждан, пояснила заместитель директора филиала.
Помимо этого, продолжила она, в компании сформировался дефицит кадров — не хватает 26 сотрудников, которых призвали на службу в рамках мобилизации.
Юрий Бурлин, заслушав доклад, заметил, что ООО «Экопром» по сути является монополистом в части вывоза отходов на территории области, поэтому компания должна сигнализировать о проблемах, которые у нее возникают.
«"Экопром" в этом плане не очень видно, вы не выходите на диалог. Обращайтесь, предлагайте решать проблемы. Ни одна "управляйка" не пойдет против компании-монополиста. Есть проблемы, их нужно выносить на обсуждение с советами домов, ТОСами. Ведь кто-то лучше, кто-то хуже может донести информацию до населения», - отметил Юрий Бурлин.
Депутат Алексей Форш отметил, что вопросы к филиалу ООО «Экопром» есть у многих «управляек», однако представители регионального оператора не приходят на встречи управляющих компаний.
Марина Мезенцева в ответ заметила, что в 2021 году компания прорабатывала вопрос изменений в части начисления платы за вывоз ТКО с депутатом Госдумы. Также поднимался вопрос о разделении отходов и об изменении размера штрафов.
«Все эти вопросы сейчас в работе. Не нужно говорить, что мы бездействуем, мы просто работаем с людьми другого уровня», - пояснила Марина Мезенцева и добавила, что компания готова работать с кем угодно, если появятся подвижки на законодательном уровне.
Александр Гончаренко в свою очередь отметил, что в первую очередь филиал ООО «Экопром» работает для людей, поэтому представителям регионального оператора необходимо участвовать во встречах с управляющими компаниями и больше работать на местах, учитывать проблемы и потребности местных жителей.
«Проблемы есть у всех, но страдают люди. Не будет людей — не будет нашей и вашей работы. Люди должны видеть нашу заботу. Стало хуже, и людям все равно, почему», - поддержала коллегу депутат Марина Борисенкова.
Марина Мезенцева в свою очередь заметила, что несмотря на мусорную реформу многие относятся к утилизации отходов безответственно — выбрасывают на контейнерные площадки крупногабаритный мусор, а некоторые бросают мусор прямо из окна или оставляют у своих дверей.
Александр Грацкий на это сообщил, что на данный момент решается вопрос об установке камер видеонаблюдения на контейнерных площадках, которые будут фиксировать нарушения в части выброса мусора.
«Так жители начнут понимать, что на крупногабаритный мусор нужно заключать отдельный договор на вывоз, а не создавать несанкционированные свалки. Так часть напряжения мы снимем», - подчеркнул он.
Далее выступили директора двух управляющих компаний. Они отметили, что готовы к сотрудничеству, и предложили заключить договор, в котором бы были разделены зоны ответственности регионального оператора и «управляек» в части утилизации разных видов отходов.
Марина Мезенцева в ответ заметила, что такие договоры уже заключены с большинством управляющих компаний Пскова, а с юридической стороны вопрос уже проработан Минстроем.
«В излишних спорах теряется истина. Мы с вами говорим или об ужасном конце или ужасе без конца. Много разговоров показывают лишь, что сложившаяся система не работает. Надо собрать все "управляйки", нужна новая система уборки ТКО, веток, бытового и крупногабаритного мусора. Нужно все расписать, и тогда мы наведем порядок», - выступил депутат Владимир Воробьев.
«Если у нас нет взаимодействия между управляющими компаниями и "Экопромом", чего мы хотим?» - задался вопросом Александр Гончаренко. Он призвал «управляйки» и «Экопром» слышать друг друга и приходить друг к другу на встречи.
Марина Мезенцева выразила готовность со стороны компании принимать участие во встречах управляющих компаний.
По итогу было принято решение усилить взаимодействие и проработать возможные пути решения со всеми заинтересованными сторонами.
Поднятые на заседании вопросы требуют системных изменений и не смогут решиться сиюминутно. Однако стороны сегодня выразили готовность работать с этими проблемами и показали свою нацеленность на результат. Судя по всему, жителям Пскова остается ждать появления в городе новых камер, а нарушителям — штрафов.
Ксения Иванова