Два по-летнему теплых дня в начале этой недели вызвали шквал жалоб от псковичей на нестерпимую жару в квартирах. Жители города сообщают, что до батарей не дотронуться, они остались такими же горячими, как в январские тридцатиградусные морозы. На следующей неделе высокие плюсовые температуры вернутся, однако до конца отопительного сезона еще далеко. Обозреватель Псковской Ленты Новостей Юлия Магера поговорила с директором муниципального предприятия «Псковские тепловые сети» Игорем Максимовым о причинах жары в квартирах, способах ее избежать, о вынужденном протапливании теплосетями улиц, температурном «Бермудском треугольнике» и прогнозе на завершение отопительного сезона.
- Игорь Иванович, почему в особенно теплые дни батареи остаются горячими?
- Вопрос злободневный, особенно сейчас, во время температурных качелей. Ответ на него непростой. За распределение тепла внутри дома отвечает инженерное сооружение под названием тепловой узел. В каждом доме он есть и регулирует объем подачи тепла в режиме реального времени. У нас 3,5 тысячи тепловых узлов, куда мы подаем тепло из нашего «нагретого чайника» через 600 километров сетей по всему городу. Вот оно доходит до дома. 500 тепловых узлов в городе сейчас автоматизированы, подача тепла в таких домах осуществляется электроникой в зависимости от температуры наружного воздуха. Тепло на улице – в доме циркулирует минимальное количество тепла. Похолодало за окном – электроника распахивает соответствующие сопла и тепла в дом поступает больше. Но! Около 3 тысяч этих небольших инженерных сооружений – это простые, кондовые, так называемые, элеваторные узлы. Они тоже могут регулироваться, но руками. Кто-то должен каждый день спуститься в подвал, смахнуть пыль и подрегулировать.
- Чья это зона ответственности? Кто должен заниматься ручной регулировкой?
- Управляющие компании. Примерно на тысяче элеваторных узлов такая регулировка происходит. К сожалению, есть те, кому легче кричать, что «Теплосети» сверхприбыли хотят заработать, нежели два раза в день спуститься в подвал и вести эту регулировку, исходя из температуры на улице. Делать это нужно не время от времени, не спорадически, а каждый день. Собственно, это одно из предназначений управляющих компаний.
- Автоматизированные теплоузлы стоят в новостройках?
- Да, в основном, в тех домах, которые построены за последние двадцать лет. Хотя есть у нас примеры, когда и в старых домах жильцы собираются и заставляют управляющую компанию строить автоматизированный индивидуальный тепловой пункт. Или деньги на это собирают, или за счет текущих поступлений на содержание дома это делают. Плюс, дома, прошедшие через программу капитального ремонта. К слову сказать: именно наше предприятие настаивало на том, чтобы современные автоматические системы регулирования включили в обязательный перечень работ по капитальному ремонту.
- Есть мнение, что «Теплосети» поставили себе финансовый план по выжиганию конкретного количества гигакалорий за сезон, которые будут оплачены населением. Якобы, поэтому не снижается температура теплоносителя, иначе на счетах предприятия образуется нехватка уже запланированных средств. Что вы можете ответить на это?
- Действительно, существует расхожее мнение, что мы таким способом зарабатываем. Но тут простая арифметика, не нужно знаний высшей математики. Докладываю: в этой ситуации «Тепловые сети» несут значительные убытки.
На котельной. Фото из Telegram-канала «Тепловые сети Псков».
Возьмем самую большую котельную города на Запсковье. Вокруг пар стоит! Потому что мы выпускаем избыточный объем тепла, не дошедший до потребителя. Мы обязаны – подчеркиваю, обязаны! – подавать теплоноситель с такими параметрами, чтобы горячая вода из крана шла не ниже 60 градусов. Это установленная законом норма. На мой взгляд, она необдуманная, совершенно непрофессиональная. Но она есть. У нас архаичная система теплоснабжения города, начала она формироваться в 60-е годы, более полувека назад. Чтобы до потребителя вода через сотни километров труб дошла по нормативу, мы должны нагреть и выпустить не ниже 70 градусов. А на улице плюс 15, и отопление не отключено. Автоматические теплоузлы забирают только 40 градусов. И платят ровно за то, что взяли. А у нас получается лишнее тепло и убыток – воду-то уже нагрели. Греть меньше мы не можем, так как есть норматив на температуру горячей воды. Теплосъём уменьшается, а затраты остаются прежними. Для нас это крайне убыточная работа, так как эти потери не регламентируются тарифом. Так что топить в тёплую погоду нам абсолютно не выгодно.
Когда температурные качели, то мы попадаем в этот «Бермудский треугольник»: или горячая вода, или комфортная температура в квартире. Точка равновесия – минус 2 градуса на улице и ниже. Тогда наступает баланс между температурой за окном, температурой батарей и температурой горячей воды в кране.
- Вы сказали, что норма установлена законом необдуманно. Почему вы так считаете? И как, на ваш взгляд, было бы правильно?
- Правильно – должен быть диапазон. Например, горячая вода от 40 до 60 градусов. Чтобы у нас была возможность в теплые дни давать горячую воду меньшей температуры. Да, при мытье человек больше заберет горячей воды, но заберет и меньше холодной и меньше заплатит за менее горячую воду. Для потребителя по деньгам то на то и выйдет, а мы не будем терпеть убытков. Лет пять назад пытались изменить ситуацию, внести через Госдуму изменения в закон. Но почему-то он не прошел. Думаю, дело в том, что среди законодателей мало людей, кто разбирается в приземленных вопросах. У нас все больше о высоком и глобальном.
- Давайте еще раз напомним псковичам, какой должна быть температура за окном для отключения центрального отопления?
- Мы, как у Твардовского, «по печному делу»! То есть готовы хоть завтра. Для завершения отопительного сезона должно быть выпущено постановление администрации города. Обычно там берут недельный прогноз и смотрят, чтобы среднесуточная температура пять дней держалась выше плюс 8 градусов. А до тех пор будет работать отопление, и в тот день, когда на улице жарко, будет и жара в квартирах. Как я и говорил, с этим можно справиться только посредством каждодневной регулировки теплового узла дома.
Беседовала Юлия Магера