Пока в Москве в рамках программы реновации жилья заканчивают снос хрущевок, построенных в период с 1957 по 1968 годы, в остальной России их собираются капитально ремонтировать за счет собственников. И не только хрущевки, но и гораздо более пожилые здания.
Такой вывод можно сделать, бегло ознакомившись со списком домов, вошедших в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области. От некоторых «дат рождения» домов, вошедших в программу, хочется схватиться за сердце. Правда, председатель госкомитета Псковской области по делам строительства и ЖКХ Дмитрий Быстров, который вместе с генеральным директором регионального оператора - Фонда капитального ремонта Псковской области Сергеем Корсаковым недавно подводил первые итоги работы системы капремонта в Псковской области, отмечает, что программа постоянно уточняется и корректируется. Так, если первоначально говорилось о том, что в программу должны войти около 18 тысяч многоквартирных домов в Псковской области, то сейчас предполагается отремонтировать 5 тысяч 207 домов за 30 лет. Из программы были исключены дома, где менее трех квартир, а также дома с блокированной застройкой (это когда в каждом блоке проживает отдельная семья, и с соседями у них только стена общая, но нет общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций).
Ровесники века
Но при всей корректировке сейчас (или пока?) в программе значатся дома, возраст которых составляет более ста лет. Или чуть менее. Гдовский район особенно бросается в глаза: в поселке Ямм на улице Железнодорожной дома №№3, 13, 15, 17 – 1913 года постройки. На той же улице дом №14 – 1914 года. В самом Гдове дом №9 на лице Ветрова – 1917 «года издания», а на площади 25 Октября – 1920. Дома дореволюционного (имеем в виду революцию 1917 года) происхождения, которые, оказывается, нуждаются в капитальном ремонте, есть и в Красногородске: на улице Комсомольской дома №№40 и 41 – 1913 года. В Дно на улице Дзержинского три дома 1923 года постройки, на фоне которых три дома на улице Железнодорожной, построенные в 1945-м году, наверное, выглядят молодо.
С программой можно и нужно ознакомиться на сайте Фонда капитального ремонта Псковской области. Можно и нужно поискать в ней свой дом (если не найдете, сразу звоните по «горячей линии» 29-82-23 или в Госкомитет по ЖКХ), посмотреть на дату ремонта. Не лишним будет умножить сумму, которая будет взиматься с нас с 1 января 2015 года (для домов без лифта 5,95 рублей, с лифтом – 6,95 рублей за квадратный метр), на площадь жилых и нежилых помещений.
Можно также совершить это нехитрое арифметическое действие для тех самых домов-героев, которых уже пора награждать посмертно, а не капитально ремонтировать. И узнать, что, например, жильцы того же дома №13 на улице Железнодорожной в поселке Ямм Гдовского района смогут накопить на капитальный ремонт своего столетнего дома в год чуть более 15 тысяч рублей (и то, если будут аккуратно платить). Если же квартиры в этом доме не приватизированы, то за них заплатит муниципалитет – те же 15 тысяч за год. На что сейчас хватит этих денег в плане капремонта? Ведь этому ровеснику века даже не пластическая операция нужна, а пересадка внутренних органов. Год ремонта крыши у них уже стоит – 2015-2017.
Совершенно понятно, что при таком раскладе дома-старожилы не будут создавать собственный спецсчет, а будут аккумулировать свои средства на счету регионального оператора – то есть Фонда капитального ремонта Псковской области, который должен стать для них такой «кассой взаимовыручки» (но не МММ – как особенно подчеркивает глава Фонда Сергей Корсаков). Но этих домов много, они срочно нуждаются в капитальном ремонте (раз уж до 2012 года они не были признаны аварийными и подлежащими расселению). И площадь у них, как правило, небольшая, лифтов нет – то есть и сборы будут меньше, чем у новых (относительно 1913 года) многоквартирных высоток.
А владельцы квартир в более новых домах вряд ли вдохновятся перспективой двадцать лет (или все тридцать) платить не менее 300 рублей в месяц за гипотетический капитальный ремонт своего дома, если можно собирать эти средства на отдельном спецсчете – «для себя». Почему-то не всем нравится мысль о том, что за твои деньги в ближайшее время отремонтируют столетний дом в Гдове или 85-летний в Дно.
Более того, у многих граждан невольно возникает вопрос: а это «историческое наследие» действительно можно и, главное, нужно ремонтировать? Если Москва расселяет и сносит дома 1957 года постройки за счет бюджета (правда, и она это делает уже 15 лет), то почему же в провинции люди должны за свои деньги ремонтировать то, что ремонту уже не подлежит?
Не признан – не аварийный
А вот это еще надо доказать. Председатель госкомитета Псковской области по делам строительства и ЖКХ Дмитрий Быстров неоднократно подчеркивал, что ни один аварийный дом в программу капремонта попасть просто не может. И что если дом старый – это не значит, что он аварийный. Аварийность от возраста не зависит.
С этим трудно не согласиться: аварийность зависит от решения межведомственной комиссии. Признает она дом аварийным – его расселят, не признает – отремонтируют в строгом соответствии с буквой закона. Тут еще сроки имеют (точнее, имели) значение: если дом не признали аварийным до 1 января 2012 года – значит, всё. Будем ремонтировать. Или, уважаемые жильцы, решайте вопрос в судебном порядке, особенно в том случае, если у вас на руках две взаимоисключающие экспертизы.
Возьмем, к примеру, в Пскове многострадальный дом 3А в Комсомольском переулке. На самом деле, это общежитие коридорного типа с общей кухней и прочими общими местами – строилось оно как временное жилье для работников ДСК. Возраст у него по нашим меркам еще вполне бодрый – 1956-го года постройки. Но на протяжении последних четырех лет где-то раз в квартал жители этого дома обращаются во все инстанции с просьбой расселить строение, в котором они боятся жить. В доме, к слову, большая часть комнат не приватизирована, то есть он в какой-то мере муниципальный. В 2010 году здесь даже побывал глава Пскова Иван Цецерский. По итогам визита заметил, что потрясен нечеловеческими условиями жизни людей. Он и не думал, что такие дома в Пскове еще существуют (дом, напомним, находится в двух шагах от Псковского музея-заповедника, в центре города).
В 2012-м году здесь провели кое-какой «крышный» ремонт, но жильцы утверждают, что крыша не продержалась одной зимы. И у них по-прежнему в подвале стоит вода, обваливаются куски потолка, проваливается пол. На первом этаже даже раковину на кухне сложно прикрутить к стене – стена валится. В том же 2012-м году жильцы не выдержали и заказали независимую экспертизу своего жилья. И экспертиза установила, что дом 3А по Комсомольскому переулку имеет неустранимый физический износ 85%, он является аварийным, непригодным для проживания в нем людей. И подлежит сносу. А межведомственная комиссия, утвержденная в декабре 2013 года Псковской городской Думой, в феврале 2014 года выносит вердикт – пригоден дом для проживания! Но требует ремонта кровли, фасадов, внутренних инженерных сетей, замены полов. В связи с неудовлетворительным состоянием балконов управляющей организации было предписано…поставить ограждения под балконами. Чтобы, если (или когда) они будут падать, никто не пострадал. И вот у жильцов на руках есть две экспертизы, есть собственные ощущения невозможности проживания в таких условиях. Но нет никакой возможности расселиться: и сроки по вхождению в программу расселения вышли, и межведомственная комиссия опасности не видит. Их, к слову, даже ремонтировать не стали: ни в 2013-м, ни в 2014-м - из-за ограниченных финансовых возможностей бюджета. А тут и программа капитального ремонта подоспела, дом в ней значится – ремонт крыши должны начать в 2015-2017 годах.
Кстати, дом №52 по Октябрьскому проспекту, в котором год назад рухнули потолочные перекрытия, тоже есть в программе. Его, по воспоминаниям жильцов, признавали аварийным, но в 80-х годах прошлого века. В 90-х он чудесно исцелился от аварийности даже без капремонта, а в 2013-м в нем почему-то рухнули потолки. При том, что признаков этой самой аварийности, по словам одного городского чиновника, дом не выказывал, что бы там ни говорили жильцы. Виновником обрушения тогда признали подрядчика, ремонтировавшего крышу. В 2015-2017 году эту крышу вновь будут ремонтировать, в первоочередном порядке – если верить программе. Как накопим всем миром – так, видимо, и начнут.
Ключевое слово - решить
А то, что накопим, да еще всем миром – в этом можно не сомневаться. До 1 ноября собственники жилых помещений в многоквартирных домах должны принять решение о способе накопления средств на капитальный ремонт, то есть о формировании счета на эти цели. Всего один месяц остался, чтобы договориться с соседями: формируете вы спецсчет для своего дома или будете формировать его на счете регионального оператора (в кассе взаимовыручки). Если промолчите, региональный оператор – Фонд капитального ремонта Псковской области – о вас позаботится. Можно будет переиграть решение, принятое по вашему умолчанию, но по определенной процедуре.
А мужики-то, как всегда, не знают… А если и знают, то ничего не предпринимают: вдруг как-нибудь само рассосется. Помните, как мы выбирали способ управления своим домом? Тут история посерьезнее, с большими деньгами из собственного кармана. И, думается, региональный оператор с удовольствием позаботился бы обо всех сам: насколько же проще отремонтировать какой-нибудь старейший дом, если жильцы новейших домов пока за него платят – им-то капремонт еще лет двадцать не нужен. В этом есть даже какая-то высшая справедливость: богатый платит за бедного. Но согласиться ли с этим – решать только вам. Ключевое слово, как обычно, решать.
А жителям старых домов остается гнать от себя сомнения: хватит ли их взаимовыручки на всех в ней нуждающихся, если жители новых домов начнут принимать решения только в пользу своих домов? Впрочем, в России эффективность любого закона проверяется только практикой.
Елена Ширяева