К сожалению, не все знают, как правильно нужно оказывать первую медицинскую помощь. Портал РИА АМИ продолжает разговор о правилах оказания такой помощи и существующих в этой сфере заблуждениях.
Помните байку: в армейском пакете первой помощи имеется… булавка. Нужна она для того, чтобы приколоть язык потерявшего сознание человека к его же воротнику, чтобы язык не запал и не перекрыл дыхательные пути. И ведь бывало, что так и делали. Да, в бессознательном состоянии у человека всегда западает язык. Об этом надо помнить и пытаться решить проблему. Но не таким же варварским методом!
Вы когда-нибудь, кстати, пытались у человека достать изо рта язык? Нет? Попробуйте. Вас ждет открытие — он, оказывается, мягкий, скользкий и никак не хочет оставаться в вытянутом состоянии. Да и негигиенично это. Чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка, человека достаточно просто повернуть набок. Так, кстати, рекомендуется поступать со всеми знакомыми и незнакомыми пьяницами, спящими на улице — перевернуть набок. Если человек заснул, лежа на спине, то его жизни угрожают сразу две опасности: задохнуться от западения языка и захлебнуться рвотными массами. А если набок по каким-то причинам нельзя (есть подозрение на травму позвоночника, при которой вообще лишний раз шевелить человека опасно), надо запрокинуть ему голову назад. Этого достаточно.
О жгутах
Со жгутом у наших людей отношения трепетные. Жгут есть в каждой аптечке, и потому при любом сильном кровотечении граждане бросаются жгутовать. Некоторые даже помнят, что летом жгут можно накладывать на два часа, а зимой — на один. И знают, что венозная кровь по цвету темнее артериальной. Вот только зачастую выходит так, что не самый опасный для жизни глубокий порез почему-то жгутуют, да так, что по приезде в больницу выясняется — обескровленную конечность уже не спасти.
Запомните: жгут применяется для остановки только артериального кровотечения. Как его отличить от венозного? Уж конечно, не по цвету крови. Во-первых, оттенки красного и так-то не всегда различишь, а в стрессовой ситуации тем более. Впрочем, именно артериальное кровотечение вы узнаете без труда. Если перевести типичное давление 120 на 80 в атмосферы, то получится где-то 1,4. А теперь представьте, что из узенькой трубочки через небольшую дырочку под давлением почти в полторы атмосферы поступает вода. Прикинули, какой фонтан будет? Именно по напору и высоте фонтана крови безошибочно опознается артериальное кровотечение. И тут уж медлить нельзя, жизнь уходит из человека с каждой секундой. Так что не надо искать жгут или веревку, снимать с себя ремень. Сразу быстро зажимайте, хоть пальцем, в местах, где артерии ближе всего подходят к поверхности тела и менее прикрыты — в паху, в подмышках. Задача — прижать артерию, дождаться остановки кровотечения, а уж потом приладить на место жгут. И скорее в больницу. Кстати, жгут накладывают на одежду, чтобы его было видно. Записку с указанием точного времени наложения жгута лучше написать маркером… на лбу пострадавшего. Так больше шансов, что информация не потеряется, а бедолага наверняка простит вам этот боди-арт.
А вот венозное кровотечение, даже очень обильное, лучше останавливать тугой давящей повязкой. Не беда, если она насквозь пропитается кровью — положите сверху еще один слой. Это помимо прочего позволит врачу по толщине повязки оценить серьезность кровопотери.
Ожог смажем маслом?
Человек на 80% состоит из воды, в число свойств которой входит также теплоемкость. При ожоге некоторое количество тепла попадает на кожу и с ее поверхности уходит глубже, в ткани организма, которые накапливают доставшиеся им джоули. Логика подсказывает — чтобы прекратить перегрев, надо место ожога охладить. Льем на ожог прохладную воду и ждем. Но ждем мы, как выясняется, недостаточно. Как правило — до смягчения или исчезновения болевого синдрома, то есть меньше минуты. За это время только часть джоулей выходит наружу, остальные же сидят, притаившись, и ждут развития событий. А мы события развиваем совершенно неверно: густо мажем место ожога пантенолом, кремом, кефиром или, по бабкиному рецепту, маслом с солью. Вот и получается, что над местом, где в тканях гуляют пресловутые джоули, создается герметичная подушка из вещества, закрывающего им выход на свободу. Результат — ожог только усугубляется. А вот если бы хватило терпения подержать обожженное место под водой еще минут 10-15, был бы совсем другой разговор. И пантенол, и прочие средства принялись бы работать с поврежденным участком кожи, из-под которого все тепло уже выведено.