Псковичка Ольга ждёт малыша. Проходя врачей-специалистов, женщина столкнулась с тем, что окулист женской консультации после диагностического осмотра написал ей в карте вердикт: «Исключить потужной период», - добавив, впрочем, что окончательное решение всё равно будет принимать врач. На вопрос: «А что это значит?» - получила ответ: «Или кесарево, или щипцы».
- Врач спросил - а как я настроена? - продолжает свой рассказ Ольга. - Я не специалист, что я могу ответить? Я считаю только, что глупо родить и малыша не увидеть. Об этом врачу и сказала, но это, по-моему, и так очевидно. А он мне написал - исключить, и далее по тексту.
Псковичка записалась на приём в частную офтальмологическую клинику - пройти хотя бы диагностику, выслушать точку зрения другого специалиста. Здесь ей предложили сделать лазерную коагуляцию сетчатки, на размышления дали пару дней.
- Сама по себе степень близорукости в офтальмологической практике не служила основанием для запрета рожать самостоятельно и направления на кесарево сечение или применения иных родовспомогательных технологий, - прокомментировала ситуацию врач-офтальмолог Ирина Качурина. - Вопрос в состоянии сетчатки глаза, а оно может быть неудовлетворительным даже при хорошем зрении. В этом случае при естественных родах может произойти её отслоение. Чтобы избежать этих нежелательных последствий, в период планирования беременности или уже во время неё можно провести лазерную коагуляцию сетчатки. Противопоказаний для барьерной ЛК во время беременности нет - разве что делать это желательно не позже чем за месяц до родов. Около месяца необходимо, чтобы на месте коагулятов сформировались надёжные рубцы (спайки), которые будут удерживать сетчатку на месте.
«Только у нас» и дефицит кадров
Как выяснилось, сегодня такую операцию в Пскове можно сделать только в одной клинике. Не в государственной. Необходимое оборудование вроде как есть в наличии в областной больнице, но работать на нём некому. Другие варианты располагаются за пределами нашего города. Но даже о самой возможности выполнить такую операцию нашей героине в государственной клинике не сообщили. В результате она была убеждена, что в её интересном положении поделать уже всё равно ничего нельзя, как врач скажет – так и будет: кесарево так кесарево.
– У нас, к сожалению, сложилась практика, когда врачи очень мало общаются с пациентами, – констатирует Ирина Качурина. – Второй огромный минус – это слабая обратная связь между специалистами, техническая недооснащённость лечебных учреждений. Далеко не всегда врачи используют возможность обратиться к своим коллегам за помощью, за консультацией, если они сталкиваются с нетипичным для них случаем. А эта возможность всегда есть! Не зазорно для специалиста и порекомендовать пациенту обратиться к другому врачу (который, к примеру, специализируется именно на таких случаях) или в другую клинику – пусть даже она будет за пределами Пскова. Да, за это, скорее всего, пациенту придётся платить, но не врачам в таких случаях считать чужие деньги. Тем более что сейчас бесплатной медицины практически не существует, а здоровье было и остаётся безусловной ценностью...
Питер, Тверь, Калуга – тут уже вопрос наличия нужной вам клиники и личных предпочтений. А что касается такой скоропалительной рекомендации к кесареву сечению, то автору этого текста приходилось слышать и такое мнение: мол, в перинатальном центре существует некое негласное одобрение такого родоразрешения, и на КС якобы стараются направлять при малейших к тому показаниях. Мотивация состоит в том, что плановое КС – процедура по сравнению с естественными родами абсолютно подготавливаемая и прогнозируемая, занимающая к тому же при нормальном течении совсем немного времени. И вроде все довольны, а у ребёнка красивая голова, но ведь зачем-то природа задумала иначе?..
Откуда есть пошла...
Скорее всего, традиция отправлять беременных женщин с миопией в анамнезе на родоразрешение путём кесарева сечения – советское наследие. Сочинённые ещё в Советском Союзе нормативные акты (в частности, Методические рекомендации Минздрава СССР «Кесарево сечение в современном акушерстве», датированные 1976 годом), используют степень близорукости в качестве критерия при выборе показаний к родовспоможению у беременных. За нарушение инструкций полагается наказание, и страх этого наказания зачастую сильнее, чем здравый смысл и свидетельства современных учёных, которые своими исследованиями давно опровергли эту ложно прямолинейную связь «близорукость – кесарево сечение».
Как вести себя, если офтальмолог «отправляет» на кесарево сечение (оговоримся: заключение офтальмолога – не приговор, окончательное решение сложится из многих факторов)? Во-первых, раз уж судьба предлагает вам возможность выбора, определитесь, чего вы хотите: родить самостоятельно или получить в руки «готового» младенца? Есть категория женщин, которые готовы на любые уловки, лишь бы доктор нашёл показания для оперативного вмешательства. Соображения могут быть самыми разными – от элементарного страха боли до иррационально повышенной требовательности к эстетической стороне вопроса. Если вы относитесь к этой категории – считайте, что вам повезло и используйте выпавший вам шанс «заснуть» и проснуться мамой. Если вы убеждённая сторонница естественного родоразрешения или хотя бы сомневаетесь, какой путь лучше, то наступает «во-вторых». И оно следующее: пройдите дополнительное обследование, чтобы уточнить все детали, особенности и степень развития патологического процесса в сетчатке глаза, а следовательно – уточнить и врачебные рекомендации. По-хорошему, указать на необходимость дополнительного обследования вам должен офтальмолог, «аффилированный» с перинатальным центром. Но не факт, что он сделает это – в силу вышеперечисленных причин ему быстрее и проще рекомендовать оперативное вмешательство. К тому же объективно сложные условия, в которых приходится трудиться врачам-специалистам, требуют от них чётко проработанных и легко воплощаемых алгоритмов с минимумом звеньев – в противном случае вся система начнёт сбоить. Чем сильнее дефицит медицинских кадров, тем меньше возможностей реализации индивидуального подхода к пациенту: на это просто нет ресурса. Так что тут инициатива дообследования в большей степени будет принадлежать вам.
ЛКС: что это такое?
Сами по себе проблемы с сетчаткой зачастую никак не ощущаются пациентом – потому он и не идёт к специалисту, чтобы прояснить причины беспокойства, а визиты к врачу ради профилактики у нас – не самое распространённое явление: мы привыкли идти к доктору, когда припрёт так припрёт. И потому же женщина узнаёт о таких сложностях как раз в период беременности или подготовки к ней.
Но если вам пророчат отслоение сетчатки при родах – не надо паники. В значительной части случаев это поправимо. Абсолютных противопоказаний к естественным родам при подобных проблемах со зрением не так много (ВАЖНО!):
– отслойка сетчатки во время настоящих родов;
– отслойка сетчатки, диагностированная и прооперированная на 30–40-й неделе беременности;
– ранее оперированная отслойка сетчатки на единственном зрячем глазу.
Лазерная коагуляция сетчатки – бескровная операция, занимающая буквально порядка 15 минут и не требующая предоперационной подготовки. Так, если для удаления катаракты вам потребуется сдать солидный набор анализов, ЛКС потребует от пациента только явиться в назначенное время. Некоторое время после операции – порядка часа – вам потребуется на то, чтобы прекратилось действие капель, фиксирующих зрачок в расширенном положении. Зрение в это время будет не ахти (особенно на ярком свету – ведь способность зрачка пропускать свет изменена), так что лучше прийти в офтальмологическую клинику с провожатым. Один из аргументов в пользу «безопасности» операции, – то, что её по показаниям производят даже новорождённым (например, недоношенным детям, у которых процесс внутриутробного развития тканей глаза оказался прерванным преждевременным родоразрешением матери). Ограничения есть только по срокам беременности – на сроке более 30-32 недель за такую манипуляцию специалист не возьмётся. И чем раньше сделана такая операция, тем лучше. Минимум, который должен пройти с момента операции до родов, – 2 недели.
Операция производится «на расширенном зрачке». Пациенту закапывают в глаза препарат, снижающий чувствительность глазного яблока, – это позволяет избежать неприятных ощущений самому пациенту и помех для доктора в виде рефлекторных «избегающих» движений зрачков, вставляют в «целевой» глаз расширитель и начинают «пришивать» сетчатку лазером. Ощущения – яркий свет и щелчки, похожие на щелчки затвора фотокамеры.
Внимание! Лазерная КОАГУЛЯЦИЯ сетчатки не является процедурой, напрямую влияющей на остроту зрения (не путать с лазерной КОРРЕКЦИЕЙ зрения – это гораздо более сложная операция), но в большинстве случаев всё-таки даёт сопутствующий лёгкий положительный терапевтический эффект.
Если ЛКС производится не заблаговременно, а уже во время беременности, в постоперационном периоде врач назначит не стероидный противовоспалительный препарат, как это делается обычно, а наоборот – нестероидный. Обычно через 2-3 недели после операции офтальмолог пригласит вас на приём – чтобы оценить результат процедуры. Впоследствии явка к специалисту на осмотр, как и в случае с прочими докторами, с периодичностью раз в полгода.
Александра Фролова