Ангелы-хранители
железной дороги
Каждый год, в первое воскресенье августа, железнодорожники отмечают свой профессиональный праздник. Этот день является значимым для многих россиян, включая жителей Псковской области, где расположено большое количество крупных железнодорожных станций.
Многие сотрудники работают на железной дороге не одно десятилетие. И все эти годы следят за тем, чтобы все участки пути находились в исправном состоянии, поезда чётко следовали графику движения, а люди в них чувствовали себя комфортно и безопасно.
У каждого сотрудника свои, особые задачи. Их работа не видна простым людям, но их труд невероятно важен. О том, что за люди работают на железной дороге и как они пришли в профессию в лонгриде.
Юсупов Юсуп Османович
Стаж 36 лет
Начальник железнодорожной станции Псков Октябрьской железной дороги

Подробнее
Смирнова Маргарита Анатольевна
Стаж 35 лет
Техник, электромеханик Псковской дистанции электроснабжения Октябрьской дирекции по энергообеспечению Трансэнерго — филиала ОАО «РЖД»

Подробнее
Белоусов Борис Васильевич
Стаж 33 года
Начальник второго эксплуатационного участка псковской дистанции пути

Подробнее
Филанович Владимир Всеволодович
Стаж 27 лет
Старший дорожный мастер путевой машинной станции

Подробнее
Юсупов Юсуп Османович
Стаж 36 лет
Начальник железнодорожной станции Псков Октябрьской железной дороги
Детство будущего начальника железнодорожной станции Псков прошло в Дагестане, в селе под названием Хунзах, расположенном на равнине посреди гор. Ежегодно это место привлекает много туристов со всего мира. Здесь он плавал в холодной воде горной речки, любовался на водопады и загорал на огромных камнях у отвесного склона. «Лежали на камнях, как на печке. Полежишь несколько дней — и ты уже весь черный. Вот такой загар».
Несмотря на внешнюю красоту нетронутой природы, она таила в себе много опасностей. Чтобы спуститься к подножию водопада и искупаться — нужно было преодолеть путь длиной около трех километров по скалистой местности через ущелье. Не каждому это было по силам. Время от времени здесь пропадали дети.
В горах слезы не приняты
Характер руководителя проявился у Юсупа Османовича еще в детстве. Будучи ребенком он занимался спортом — волейболом и вольной борьбой. Играл в различные игры. И непременно хотел быть впереди. Будь то игра в футбол, будь то волейбол — всегда и во всем хотелось выиграть. Если проигрывал, то расстраивался и ходил печальным, но не плакал. В горах слезы не приняты.
Навыки самостоятельной жизни также появились в детстве. С четвертого по десятый класс — учеба в интернате. Жизнь по распорядку, как в армии. И лишь один день в неделю чтобы отдохнуть и увидеть родителей. Добираться до интерната приходилось несколько километров пешком в любую погоду.
Из агронома в железнодорожники
«Я окончил школу в 1980 году. Самостоятельно приехал в Псковскую область, в Великие Луки. На тот момент мне еще не было семнадцати лет».
Чем привлекла Псковская область совсем молодого парня из другого конца страны? Оказывается, наличием профильного образования, а именно — Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. Да, первоначально Юсуп Османович хотел посвятить свою жизнь сельскому хозяйству, которое было развито на его родине, в Дагестане. Но все вышло иначе. В академию не поступил. Что делать дальше? Оказалось, что в Великих Луках есть техникум железнодорожного транспорта имени К. С. Заслонова. Решение было принято. Тогда будущий начальник станции Псков еще не знал, что вся его дальнейшая жизнь будет связана с железной дорогой.
Поезд отправляется в Монголию
После окончания техникума была служба в армии. И не где-нибудь, а в железнодорожных войсках. Полгода «учебки» в Волгограде, затем — служба добровольцем в Монголии на строительстве железной дороги.
«До службы я не до конца понимал, с чем хочу связать свою дальнейшую жизнь. Ближе мне было сельское хозяйство. Сомнения появились во время учебы в техникуме. Окончательно решение принял уже здесь, в армии. Понял, что хочу работать именно на железной дороге. Очень понравилось это направление. Понравилась сама структура, работа».
Помимо строительства железной дороги, перед старшиной Юсуповым (высшее звания для солдата срочной службы) была поставлена не менее значимая задача — строительство казармы на 120 человек. Так что в процессе службы были приобретены навыки строительства. Казарма была необходима. До ее постройки солдатам приходилось жить в палатках, которые отапливались дровами. А зимы в Монголии долгие и суровые — до минус сорока. За проявленные успехи в службе Юсуп Османович был награжден знаком «Отличник Советской армии».
Уверенные шаги вперед
После службы в армии — работа. По направлению необходимо было прибыть в Калининскую область, на станцию Ржев. Но душа тянулась обратно в Псков, уютный и тихий город. Юсуп Османович попросил перераспределить его. Так в 1985 году он оказался на станции Березки. Начинал работать оператором поста централизации. Его работа заключалась в расформировании и формировании поездов, иными словам — осуществлял перевод стрелок и управлял сигналами с пульта.
Фото: Юрий Киселев
Позже стал работать дежурным по железнодорожной станции Березки. Следом работа маневровым диспетчером. Необходимо было следить за передвижением маневрирущих составов. И здесь Юсуп Османович зарекомендовал себя добросовестным и трудолюбивым работником. Начальство не могло не заметить ответственного сотрудника. Спустя пару лет ему предложили стать заместителем начальника станции Березки по оперативной работе. В этой должности проработал до 2000 года.
В 2000 году произошло объединение семи станций, в том числе и станции Березки. Юсуп Османович стал заместителем начальника объединенного псковского узла. В этой должности он проработал до 2017 года. С 2017 года по нынешний день — работа начальником железнодорожной станции Псков, а также председателем псковской узловой рабочей группы.
Станция Березки–Сортировочная
Ни минуты покоя
Как руководитель Юсуп Османович очень требовательный, но в то же время справедливый. Несправедливо никого не наказывает. Тщательно разбирает каждый случай отдельно. Любит дисциплинированных работников.
«Если есть дисциплина — все остальное тоже есть. Может не хватать знаний, но это наживное. Всегда можно обучить. Важно, чтобы человек приходил вовремя, вовремя все задания выполнял. А вот если дисциплины нет — уже ничего не сделаешь».
Высокие требования начальник железнодорожной станции Псков предъявляет и к себе. Каждый день он приходит на работу к семи утра, а уходит в восемь вечера. За один день, точнее, за одну смену — решается более пятидесяти рабочих задач. Утром — планирование, распределение задач: сформировать состав, принять поезд, выгрузить запланированное количество вагонов. К вечеру — отчет о проделанной работе. Внештатные ситуации могут произойти в любое время. Необходимо быть на связи круглосуточно и прибыть на место в любое время.
Волейбол, плаванье, бокс
Несмотря на плотную занятость, у Юсупа Османовича хватает времени на семью и хобби. До пятидесяти лет он занимался волейболом, уважает бокс, вольную борьбу и плаванье. Жена прошла весь путь с мужем. Познакомились они еще в Дагестане. После армии поженились и поехали в Псков. Жили в общежитии. Жена окончила сельскохозяйственный техникум в Пскове, работала на молочном заводе. Затем посвятила себя семье.
У пары двое детей — сын и дочь. У сына, в свою очередь, уже тоже двое детей. Всего три внука. Сын в свое время окончил политех, стал кандидатом в мастера спорта по кикбоксингу. Дочка окончила строительный колледж и стала экономистом.
Человек живет за счет работы
В этом у Юсупа Османовича круглая дата — шестьдесят лет. Из них тридцать шесть он посвятил работе на железной дороге. В связи с этим мне захотелось спросить у него — какое время он считает лучшим в своей жизни. Ответ оказался неожиданным.
«Начиная с восемьдесят пятого, заканчивая девяностым годом — самое запоминающееся время. Тогда действовала немного иная система, еще советская. И объемы работы были побольше, в несколько раз. И выгрузка, и погрузка товаров. А когда есть работа — и штат дольше сохраняется. Я всегда стараюсь беречь всех сотрудников. Человек живет за счет работы. Нет работы — человек не живет, можно сказать. Нет зарплаты — нет еды. Я не люблю сидеть без работы, всегда в движении».
Смирнова Маргарита Анатольевна
Стаж 35 лет
Техник, электромеханик Псковской дистанции электроснабжения Октябрьской дирекции по энергообеспечению Трансэнерго — филиала ОАО «РЖД»
Кто-то задумывается о выборе будущей профессии еще в детстве, кто-то после окончания школы. Кто-то даже после окончания ВУЗа не может решить для себя, чему посвятить дальнейшую жизнь. А кому-то сделать выбор помогает случай…
Любите, девушки, железнодорожников
Маргарита Анатольевна все поняла еще в десятом классе. В тот момент, когда к ним на урок пришел железнодорожник, машинист. На нем был красивый костюм — форма железнодорожника. Он начал рассказывать школьникам про свою работу. И это было настолько интересно, что невозможно было оторваться. Еще долго Маргарита Анатольевна вспоминала эти рассказы о железной дороге, о поездах. Все казалось чем-то фантастическим. При этом одолевали сомнения. Ей казалось, что это чисто мужская профессия. А как быть девушке?
Дальний Восток становится ближе
После окончания школы Маргарита Анатольевна приехала из маленького города Партизанска, расположенного в Приморском крае, в Ленинград. Здесь она родилась, здесь же решила поступать. Когда встал вопрос — куда, она вспомнила увлекательный рассказ статного железнодорожника и решила просмотреть профильные учебные заведения в надежде, что и девушке можно найти работу на железной дороге. Оказалось, что работа есть для всех. Окончательно все сомнения развеяла тетя, которая сказала, что для железнодорожников предусмотрен бесплатный проезд на поезде. В тот момент все сомнения улетучились. Ведь можно было каждый год ездить к родителям на Дальний Восток. Для девушки из небогатой семьи серьезное подспорье. Выбор сделан. Впереди — поступление и учеба на факультете электроснабжения железнодорожного техникума им. Дзержинского.
Слезы счастья
В уже далеком 1987 году Маргарита Анатольевна по распределению была направлена в Псковскую дистанцию электроснабжения, в Новосокольнический район. Изначально по распределению она должна была отправиться в Псков, но опоздала, ее место занял другой человек.
«Я тогда сильно плакала. Конечно, больше хотелось остаться в Пскове».
Но в нашей жизни все неслучайно. И то, что, на первый взгляд, казалось чем-то страшным — оборачивается спонтанным счастьем, нечаянной радостью. Так случилось и в нашей истории. Именно здесь, в Новосокольниках, Маргариту Анатольевну ждала интересная работа, хороший коллектив. И именно здесь она встретила своего мужа. Позже у них родился сын.
И строить и жить
На первых порах вся техническая документация велась письменно. Однолинейные схемы электроснабжения приходилось чертить по линейке. Уже после, с появлением компьютеров, вся документация была переведена в электронный формат.
В 80-е годы в Новосокольниках силами ЭЧ-6 началось активное строительство многоквартирных жилых домов для своих работников. Под руководством начальника Валуева Юрия Михайловича было сдано три многоквартирных дома. В одной из этих домов Маргарите Анатольевне дали двухкомнатную квартиру, где они зажили счастливой семьёй.
Начальство — всему голова
Совершенствуя свои знания, Маргарита Анатольевна заочно окончила Петербургский государственный университет путей сообщения, факультет электроснабжение. Силы для работы и обучения ей дает ее коллектив и, конечно, руководители, о которых она очень тепло отзывается.
«Моя работа стала мне вторым домом. Очень люблю свой коллектив и свое руководство. Горжусь своим выбором в жизни и своей профессией!»
Илья Викторович Рыбаков, будучи непосредственным руководителем, не только помогал сотрудникам советами, но и увековечил память партизанского подполья, действующего на территории Новосокольников — был установлен памятный знак в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне.
Нынешний руководитель Екимов Роман Владимирович также во всем помогает и обеспечивает комфортную атмосферу, что благосклонно сказывается на всем рабочем процессе.
В конце разговора Маргарита Анатольевна призналась, что за всю жизнь она даже в мыслях не допускала переход на другую работу, настолько ей здесь все нравится. Именно поэтому она уже 35 лет работает на одном месте.
Белоусов Борис Васильевич
Стаж 33 лет
Начальник второго эксплуатационного участка псковской дистанции пути
«Моя работа заключается в обслуживании железнодорожных путей в пределах эксплуатационного участка. У меня в подчинении три линейных участка: первый, двенадцатый и укрупненная бригада, которая непосредственно занимается текущим содержанием пути. Задача — своевременное выявление и устранение неисправностей. Чтобы поезда курсировали безопасно с установленными скоростями», — так начался наш разговор с начальником второго эксплуатационного участка псковской дистанции пути.
Мечты о небе
Борис Васильевич — уроженец псковской земли, родом из Великих Лук. После окончания школы мечтал об авиации. Решил поступать в Рижское авиационное инженерное училище. Но поступить не удалось. Было время подумать. Решение пришло само собой — железнодорожное направление. В этот раз экзамены были сданы успешно.
В 1988 году Борис Васильевич окончил ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, по распределению попал на псковскую дистанцию пути. Первоначально работал бригадиром пути, затем помощником дорожного мастера и дорожным мастером. С 1997 по 2021 год работал заместителем начальника пути, с нынешнего года — начальник второго эксплуатационного участка псковской дистанции пути.
Опыт, сын ошибок трудных
В первые годы большую часть времени приходилось уделять работе, а не семье. В частности — в силу опыта, которого было недостаточно. По долгу службы большую часть времени приходилось находиться на железнодорожных путях.
«Утром рано уезжаешь, поздно вечером приезжаешь».
Опыт, как известно, приходит с годами. Но его необходимо было у кого-то приобретать. В этом смысле молодому специалисту очень помог его первый начальник — заместитель начальника пути Ким Вадим Сергеевич. Он мог выйти на путь, показать как исправляется та или иная неисправность, без всякого стеснения у него можно было спросить любой вопрос, получить ответ если не в теории, то на практике. Как настоящий руководитель, Вадим Сергеевич показывал как выполняется та или иная работа. Впоследствии именно Борис Васильевич сменил своего наставника на должности заместителя начальника пути.
Были в жизни Бориса Васильевича еще два наставника, которые очень сильно ему помогли — это Тринда Леонтий Иванович и Богович Константин Николаевич. Именно у них он приобретал свои первые навыки, когда работал на околотке Торошино бригадиром пути, а чуть позже — дорожным мастером. Околоток — это часть дистанции пути. Непосредственное подразделение, которое обслуживает дорожный мастер.
«Как раньше говорили — каждый дорожный мастер это минидистанция пути в едином лице. Как будет работать дорожный мастер, так и будет работать дистанция непосредственно».
Действительно, от работы дорожных мастеров зависит очень многое. Самое важное — в каком состоянии будет находиться вся дистанция пути.
В хорошем коллективе — хорошие результаты
С годами стало больше опыта, а вот свободного времени больше не стало. Зато те задачи, которые приходилось раньше решать продолжительное время, стали решаться намного быстрее. В силу слаженности с коллективом. С появлением опыта начал появляться особый интерес к работе.
Но, как и в любой работе, самое сложное — это найти общий язык с коллективом. Ведь кадры решают все. Как ты относишься к людям, так и люди к тебе станут относиться. А любая работа, и особенно работа на железной дороге, строится именно на взаимоотношении с коллективом. Именно поэтому Борис Васильевич, прежде всего, ценит в людях исполнительность и порядочность. А когда присутствует и то и другое, тогда будут и результаты лучше видны.
Результаты видны еще лучше, когда появляется новая техника. Например, щебнеочистительные машины, которые во много раз упростили жизнь дорожным мастерам. Когда Борис Васильевич пришел работать на железную дорогу, то никто о них понятия не имел. Если бы не эти машины — то весь путь находился бы в таком техническом состоянии, что невозможно было бы поддерживать его исправность. А это, прежде всего, вопрос безопасности.
На страже безопасности
Кстати, о безопасности. Самым приятным и важным в своей работе Борис Васильевич считает ту пользу, которую приносит обслуживая железнодорожные пути. Ведь при исправных железнодорожных путях пассажирам поездов не грозит никакая опасность.
«Вся моя жизнь связана с железной дорогой. Приятно, когда делаешь полезное людям, когда пассажиры могут комфортно и безопасно ездить».
За время работы на железной дороге Борис Васильевич удостоился множества наград. Самая главная — знак «почетный работник Октябрьской железной дороги». Кроме того, неоднократно вручались наградные часы, благодарности от начальника центральной дирекции Октябрьской железной дороги.
Преимуществ много не бывает
Говоря о преимуществах работы на железной дороге, Борис Васильевич отмечает стабильность, своевременную выплату заработной платы, карьерный рост и возможность проявить себя, выплаты за выслугу лет. А еще, конечно же, льготы на проезд в железнодорожном транспорте. Например, в прошлом году ездили с семьей в Сочи.
Кстати, о семье. С женой вместе со школьной скамьи. Вместе решили поступать в железнодорожный институт. Она тоже работала в псковской дистанции пути — техником, инженером, когда было псковское отделение железной дороги — она работала инженером отдела пути.
Из увлечений Бориса Васильевича — летняя и зимняя рыбалка на Псково-чудском озере и лыжи. Самый серьезный трофей — судак на четыре килограмма во время зимней рыбалки.
Филанович Владимир Всеволодович
Стаж 27 лет
Старший дорожный мастер путевой машинной станции
По совету сестры
Владимир Всеволодович приехал в Псков после службы в армии, по совету сестры. На дворе стоял 1995 год. Многие помнят девяностые годы: отсутствие стабильности, проблемы с работой. Что делать? Сестра посоветовала устроиться на железную дорогу, она сама работала стрелочницей и знала, о чем говорила. Выбор оказался верным. Вместе с новой работой пришла стабильность. И вот уже без малого тридцать лет Владимир Всеволодович следит за исправностью железнодорожных путей на Псковщине.
Свою работу на железной дороге Владимир Всеволодович начинал монтером пути. В 2001 поступил в Великолукский техникум железнодорожного транспорта. После окончания стал работать дорожным мастером.
Непростое начало
Работа на железной дороге оказалась непростой. Прежде всего, в силу того, что приходилось много времени проводить вдали от дома. Постоянные разъезды. Конечно, это вряд ли могло кому-то понравиться. Именно по этой причине многие сотрудники уходили в первые пару лет работы. Не каждый мог выдержать такой темп и ритм жизни. Но ко всему можно привыкнуть. Особенно, если работа нравится. Владимир Всеволодович был одним из тех, кто привык, а затем и втянулся. В итоге работа стала все больше нравится. Тем более, если работа нужная и полезная для людей. Были и те, кто помогал молодому работнику поскорее вникнуть во все детали процесса — это уже звучавшие ранее фамилии руководителей: Поляков и Ким. Всегда помогут, всегда подскажут. Достойные примеры для подражания.
Большая ответственность
Основной задачей деятельности дорожного мастера является содержание в постоянной исправности всех элементов железнодорожного пути: земляного полотна, искусственных сооружений, верхнего строения пути, железнодорожных переездов, путевых обустройств и полосы отвода в соответствии с установленными нормативами, обеспечение безопасности и бесперебойности движения поездов и безопасности работающих. Ответственная и серьезная работа. Собирать составы, поезда, организовывать рабочих и обозначать, что кому делать — все это входит в круг обязанностей Владимира Всеволодовича. Больше всего ему нравится, что приходя на работу начинает работать и крутиться то, что без него не крутилось и не работало, практически как у Гоши из кинофильма «Москва слезам не верит».
Все дороги ведут в Псков
Как понять, что человеку нравится его работа? Если он станет советовать устроиться на нее своим друзьям и родственникам — нравится. Помимо сестры, которая в свое время перебралась в Псков из Карелии, на железной дороге работает брат Владимира Всеволодовича. Он приехал из Эстонии на несколько месяцев раньше и устроился работать монтером пути. Больше двадцати лет на железной дороге работает племянник, он инженер технического отдела. Племянница тоже работает на железной дороге, несколько лет назад она тоже устроилась в техотдел. Самая настоящая семья железнодорожников!
Романтика разъездов
За время работы на железной дороге Владимир Всеволодович был удостоен множества наград. В том числе нагрудного знака «Павел Петрович Медников» а также знаков «Лучший мастер», «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет», «Почетный работник дирекции тяги», а также благодарностей, в том числе от дирекции Октябрьской железной дороги.
Почти тридцать лет работы на железной дороге — серьезный срок для любого сотрудника. Как идет время: тянется или проходит незаметно? Владимир Всеволодович признается, что пролетает как один миг. Когда привыкаешь к чему-то, то во всем видишь только плюсы. И даже в тех самых постоянных разъездах можно увидеть романтику — романтику пути железной дороги.
Made on
Tilda