Вечное
движение
жизни:

история трёх династий
псковских железнодорожников

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Его история началась ещё во времена царской России: при Николае I стальной веткой были соединены Санкт-Петербург и Москва. Сейчас железная дорога стала чем-то совершенно привычным: сложно найти человека, который хотя бы раз в год не покупал билет на поезд или не отправлял посылку наземным путем. При этом мы вряд ли задумываемся о том, сколько труда скрывается за стабильностью и надежностью этих перевозок. Непогода или технические проблемы не могут остановить здесь ход жизни.

При этом главный капитал российской железной дороги, несомненно, люди — те, кто работает на станциях, обеспечивая неустанное движение поездов во все уголки нашего континента. Работает не год, не два, а по 40 лет и даже больше. На смену им приходят их дети, внуки. Общий поколенческий стаж набегает в итоге до двух столетий.

Чем привлекает наших земляков железная дорога, чем наполнены их трудовые будни и планируют ли их дети связать свою жизнь со сложной, но очень нужной профессией, мы узнали у представителей трех династий железнодорожников Псковской области.

Династия

Старостиных

Общий стаж:

261

год.

Николай Старостин продолжает железнодорожную традицию уже в третьем поколении своей семьи. Сейчас он трудится на станции Печоры Псковские.

Много ли вы знаете людей, чей трудовой стаж составляет 45 лет, да к тому же на одном и том же предприятии? Николай Егорович Старостин — как раз такой человек. Вот его простая трудовая биография: родился в 1934 году, после школы поступил в Великолукский техникум железнодорожного транспорта имени К. С. Заслонова, по выпуску получил профессию вагонник. По распределению попал в вагонно-эксплуатационное депо Северодвинск. Позже получил высшее образование. На пенсию уходил начальником кондукторского резерва депо. 

Его младшая сестра Любовь Егоровна (в замужестве Огаркова) по примеру брата поступила в тот же техникум, получила образование и права машиниста. Ее определили работать в локомотивное депо в Петропавловск — это город в Казахстане. Там она и отработала главным бухглатером 42 года. 

В семье Старостиных было еще двое детей — Владимир и Борис. Двойняшки, они родились уже после войны. Когда мужа взяли в плен, его жена дала обещание: если живой вернется — родит ему сыновей. Обещание сдержала: в январе 1951 года в семье появилось прибавление. 

Станция Воробецкая
Станция в Пустошке

Владимир Егорович, закончив Великолукский техникум, стал сначала дежурным по станции Воробецкая (это под Великими Луками), потом начальником этой же станции, а спустя 39 лет трудового пути ушел на пенсию, будучи ревизором движения на участке Великие Луки-Себеж. К слову, его дочь Ирина (в замужестве Шувалова) продолжила семейную традицию: уже 18 лет она работает дежурным по станции Воробецкая. 

Борис Егорович Старостин, как и брат, получил среднее специальное образование в железнодорожном техникуме, после чего в течение 40 лет работал по профессии: дежурным по станции, а позже — начальником станции Пустошка. Как вы наверняка догадываетесь, жена его тоже имеет к железной дороге самое что ни на есть прямое отношение: долгое время она работала сначала товарным, а потом билетным кассиром на станции Пустошка.

Их дети, Николай и Александр, пошли по стопам родителей. 

«Выбор профессии был осознанным, — рассказывает Александр. — Я с детства видел, как трудятся родители, нравилось наблюдать за их работой. Мы знали, что железная дорога — это стабильность, заработная плата, общение, хороший коллектив». 

В этом году Александр Старостин отмечает профессиональный юбилей: на железной дороге он уже 25 лет. После колледжа начинал с должности дежурного по станции Пустошка, потом возглавил станцию, в 2016 году закончил Петербургский государственный университет путей сообщения. 

Его сыновья пока еще слишком малы, чтобы задумываться о будущей профессии — мальчикам всего 5 и 11 лет, но кто знает, может, и они, вдохновленные примером многочисленных родных, выберут ставшую уже традицией стезю? 

Николай Борисович Старостин, как и его брат, уверен: выбор профессии в их случае закономерен. «Ты растешь в семье железнодорожника и заражаешься этой идеей, — объясняет он. — Работа с механизмами — это очень интересно! И романтика, конечно, присуща нашей профессии. Мы помогаем людям, благодаря нашему труду развивается страна». 

Его путь в профессию начинался, как и у всех его родных, с Великолукского техникума. Закончив его, он отслужил два года в армии (естественно, в железнодорожных войсках), а потом — вернулся. Начинал работать с азов «железки» — стрелочником по станции Себеж.  Вспоминает, что было не так сложно входить в профессию: когда растешь в семье железнодорожников, с детства во многое вникаешь.

Сегодня Николай Старостин — заместитель начальника станции Печоры Псковские. «Как говорится, на железной дороге главное, чтобы все хорошо работало, чтобы все было стабильно, по-накатанному. Самый частый тост на День железнодорожника — «За безопасность!», — смеется он. Профессиональный праздник отмечают всей семьей — выезжают на озеро, с детьми — их у Николая Борисовича трое. Сын, самый младший среди детей, к паровозам присматривается, за грохот колес — уважает, тянется к технике. Так что, вполне возможно, именно он станет одним из продолжателей династии Старостиных!

Династия

Конусовых

Общий стаж:

217

лет.

Татьяна Статута работат дежурной по станции Пыталово.

«Слушаю, ДСП Статута. Да, Пыталово, пишу: 292 пикет 3, 347 пикет 10, 333 пикет 1». Для нас с вами эти слова — полная абракадабра. А для Татьяны Юрьевны Статута, дежурной по станции Пыталово, и тысяч ее коллег, — обычная каждодневная работа. 

Основатель железнодорожной династиии Максим Николаевич Конусов (справа).
Анатолий Максимович Конусов — осмоторщик-ремонтник вагонов, Галина Владимировна Конусова — дежурная дома отдыха локомотивных бригад.

Основателем железнодорожной династии был ее прадед — Конусов Максим Николаевич

«В живых я его не застала. Он работал еще до войны вагонником на станции Пыталово, — рассказывает Татьяна. — Продолжал трудиться и во время войны: у прадеда была бронь, на фронт его не забрали. Дедушка тоже работал в вагонниках с конца 1950-х годов. Вагонник занимается техническим осмотром подвижного состава, опробует тормоза, ремонтирует вагоны. Это очень ответственная работа, от вагонников зависит, как поезд пойдет по перегону: важно, чтобы в составе не оказалось неисправных вагонов, чтобы не сработали тормоза на перегоне, чтобы поезд не остановился. Они выходят к каждому поезду, осматривают вагоны — и пассажирские, и грузовые». 

Маленькая Таня, по сути, выросла на железной дороге: у нее и отец был железнодорожником, механиком (из-за неисправностей ему часто приходилось находиться на перегонах, устранять неисправности, поэтому он решил уйти в вагонники, чтобы быть чаще с семьей), и мама — она, как и ее сестра, закончила ж/д техникум в Великих Луках, пойдя по стопам своих родителей.

Неудивительно, что уроки Таня частенько учила на станции, так что выбор профессии был для нее очевиден. Как шутил тогдашний начальник станции, «воспитали сотрудника с рождения». 

Начинала с азов, оператором поста централизации в Пыталово: закрепляла составы. «Помню свой первый день работы. Я пришла в ночную смену практикантом. Это было в 2012 году в начале июля. Сперва, конечно, было тревожно, но так как я выросла на станции, все люди были знакомы мне, я знала их с детства, очень быстро влилась в коллектив, как будто здесь и была», — вспоминает Татьяна.

Зинаида Максимовна Конусова — оператор СТЦ.
Светлана Анатольевна Конусова — дежурная по станции Скангали, а её сестра — Нина Анатольевна Статута — дежурная по станции Пыталово.
Отец Татьяны — Юрий Леонидович Статута — тоже работает на железной дороге осмоторщиком-ремонтником вагонов

В это же время Татьяна поступила заочно в Великолукский железнодорожный техникум. Через три с половиной года ее перевели в операторы при дежурном по станции. После окончания техникума получила должность дежурной по станции Пыталово.

«Эта работа предполагает многозадачность. Я руковожу перевозочным процессом: принимаю и отправляю поезда, организую маневровую работу, при этом я взаимодействую с несколькими службами одновременно: с пограничниками, вагонниками, ТЧ, движенцами. Бывает, приходишь на смену: станция вся поездами забита, кажется — все, день не задастся, но начинаешь потихоньку делать, разруливать, планировать, куда в первую очередь загнать маневровый, локомотив, как лучше сделать, чтобы не сорвать график движения поездов. Моральное удовлетворение получаешь от того, что поезда все вовремя уехали, что все получилось».

Сегодня поток поездов несколько снизился, тем не менее — составы движутся через станцию по всей стране и за рубеж — в Казахстан, Латвию.

Татьяна говорит, что дочь Елизавета (ей 11) побаивается становиться продолжателем профессиональной династии: она видит, насколько это ответственная работа: бывает так, что из-за плохой погоды или неисправности локомотивов, маму вызывают на соседнюю станцию, вроде выходной день у нее, но она выходит на работу, потому что по-другому — никак. «Она у меня самостоятельная, — гордится Татьяна. — Когда я работаю в ночную смену, может себе в микроволновке погреть еду, сама встает в школу, причесывается, собирается и идет. У нас с ней только один уговор: когда я работаю в дневную смену, уроки должны быть сделаны до восьми вечера, чтобы придя с работы, я их только проверила».

Спокойный и уверенный голос Татьяны управляет движением больших грузовых составов, которые ежедневно проходят через Пыталово... 

«В 11-м тупике 1 вагон закреплен тормозными башмаками 71 белкин 72 с накатом. Следуем на свободный путь за Ч8 на М19. Верно. Выполняйте. ДСП Статута».

Династия

Астратенок-Зарембо

Общий стаж:

125

лет.

Светлана Владимировна Астратенок с мужем.
Владимир Алексеевич Зарембо, отец Светланы Астратенок.
Светлана Владимировна Астратенок, 2000-е годы.

Как и во многих других семьях псковских железнодорожников, родоначальником этой династии стал дед — Андрей Филиппович Астратенко. Начинал работать после войны стрелочником и посвятил железной дороге всю свою жизнь. Здесь же трудились его жена и дети, а позже — и внуки. В их числе — дежурный по станции Маево Светлана Владимировна Астратенок.

«Мы всю жизнь на железной дороге провели, — рассказывает она. — С малых лет играли здесь, бегали, все лето проводили. Я думаю, так оно и пошло, даже и не думали о чем-то другом, когда встал вопрос о выборе профессии».

Светлана Владимировна пришла на железную дорогу в 1993 году. Начинала дежурной по станции Маево, какое-то время работала начальником, сейчас вернулась к обязанностям дежурной. «В моих обязанностях — пропуск поездов и обеспечение безопасности движения, — рассказывает она. — Сейчас не так много поездов, раньше через нашу станцию проходило по 16 поездов за смену».

Скромно говорит: ничего сложного в ее работе нет, с детства она видела, как трудятся дедушка, родители, так что не сложно было включаться в работу. «Романтика романтикой, мне здесь просто нравится. Здесь каждый день чем-то интересен», — объясняет Светлана Владимировна.

Дети ее пока малы для мыслей о профессиональному пути, но Светлана думает, что и подрастающее поколение тоже останется на железной дороге. Продолжать семейное дело.

Псковская Лента Новостей поздравляет всех железнодорожников Псковской области, ветеранов отрасли с профессиональным праздником! Пусть все пути и стрелы идут в правильном направлении, и зеленый свет семафора сопутствует любым начинаниям. Крепкого здоровья, благополучия и семейного счастья!