Псков 20/30

На последней в 2020 году сессии Псковской городской Думы депутаты утвердили «Стратегию развития Пскова до 2030 года» — основополагающий документ, на основе которого будет развиваться жизнь города следующее десятилетие. Документ разрабатывался (и будет еще дорабатываться в рамках гарантийного периода) по заказу администрации Пскова Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).

Авторы стратегии проанализировали текущее положение дел в городе — каким Псков подошел к 2020 году — и определили основные направления развития, а также механизмы достижения поставленных целей, чтобы город заметно изменился за ближайшее десятилетие — к году 2030-му. Мы подготовили для псковичей краткую презентацию основных данных, содержащихся в этом документе.

Обзор текущей ситуации

Демография

Динамика численности населения

Динамика естественного прироста населения (человек) и миграции

Сальдо миграционного потока Пскова по возрасту

Источники миграции (в %)

Направления эмиграции из Пскова (в %)

Динамика численности представителей возрастных групп в населении Пскова

Образование

Количество детей, посещающих ДОУ, мест в них и количество детей в очереди

Динамика числа учащихся и мест в муниципальных школах

Здравоохранение

Смертность населения в трудоспособном возрасте (на 10 тысяч человек) и ожидаемая продолжительность жизни

Рынок труда

Основные данные по рынку труда в Пскове

Динамика занятости по отраслям

Сравнение средней заработной платы по городам

Проблемы инфраструктуры

Износ сетей
водоснабжения

34 %

Износ сетей
водоотведения

52 %

Износ сетей
теплоснабжения

2,8 %

Доля неблагоустроенных
дворов

35 %

Перегруженность
улично-дорожной сети

Низкая оценка горожанами работы общественного транспорта

Низкая оценка пешеходной и велосипедной инфраструктуры

Низкая оценка
безбарьерной среды

Экономика и бюджет

Доходы и расходы бюджета (включая плановый период)

Структура доходов бюджета города Пскова

Расходы бюджета на соцполитику

Оборот розничной торговли

Глобальные вызовы

Снижение доходов областного и федерального бюджетов и связанное с этим падение доходов граждан работающих в бюджетной сфере.

  • Снижение рождаемости.
  • Свертывание социальных программ, программ образования, здравоохранения, культуры и программ развития комфортной среды города.
  • Сложность финансирования внешней транспортной инфраструктуры
  • Ухудшение состояния системы высшего образования и снижение научного потенциала.
  • Ухудшение состояния зданий школ, ДОУ, учреждений дополнительного образования, объектов для занятий физической культурой и спортом, учреждений сферы культуры.
  • Ухудшение состояния коммунальной инфраструктуры и дорог города.

Стагнация традиционной для города экономики и снижение доходов занятых в сфере экономики граждан в результате продолжающихся эпидемических ограничений.

  • Снижение доходов граждан, занятых в экономике города и рост социальной напряженности.
  • Снижение потока туристов и экскурсантов. Стагнация туристской сферы.
  • Снижение туристской привлекательности города и инвестиций в туристскую сферу.
  • Отток трудоспособного населения.
  • Снижение рождаемости.
  • Снижение доходов местного бюджета.
  • Снижение объемов инвестиций, в т. ч. инвестиций в основной капитал.
  • Падение спроса на продукцию и услуги предприятий города ввиду падения доходов населения России.

Что предлагают разработчики стратегии?

Возможности для роста и развития города

Развитие производств традиционной специализации, ориентированных на региональный и интернациональный экспорт.

Использование богатого исторического наследия и потенциала города для развития туристской отрасли.

Использование транзитного потенциала города.

Создание условий для развития виртуального бизнеса – торговых площадок, банковских услуг, бирж, туристского сервиса и т. п. 

Формирование образовательного кластера в гуманитарной сфере, сфере программирования и IT-технологий.

приоритеты развития

Обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала:

СТАБИЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ

  • Совершенствование системы поддержки материнства и детства и снижение уровня смертности.
  • Повышение привлекательности города для молодежи.

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

  • Обеспечение конкурентоспособности рынка труда.
  • Повышение доступности программ профессионального обучения.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

  • Совершенствование системы укрепления здоровья населения.
  • Повышение доступности и востребованности услуг детских образовательных учреждений.
  • Поддержка социально-ориентированного некоммерческого сектора.
  • Совершенствование культурно-досуговой деятельности.
  • Повышение вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом.

Формирование конкурентоспособной экономики города и активизация инвестиционной деятельности:

РАЗВИТИЕ МНОГООТРАСЛЕВОГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА И СФЕРЫ УСЛУГ

  • Содействие развитию промышленных предприятий города, производств с высокой добавленной стоимостью, их регионального и интернационального экспорта.
  • Содействие развитию транспортно-логистического комплекса города и усиления его роли в выполнении международной транзитной функции.
  • Формирование условий для устойчивого развития конкурентоспособного потребительского рынка города и сферы услуг.

АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

  • Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Информационная поддержка предпринимателей и популяризация осуществления предпринимательской деятельности.
  • Развитие молодежного предпринимательства.
  • Стимулирование спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства.

АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

  • Совершенствование инвестиционной инфраструктуры города и создание условий для привлечения инвесторов.
  • Создание и продвижение имиджа города как территории с высокой инвестиционной привлекательностью.

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

  • Приоритетное развитие событийного, культурно-познавательного, образовательного, нишевых видов туризма, детского, самодеятельного, религиозного туризма.
  • Повышение качества и продвижение туристского продукта на зарубежном и российском рынках, в том числе с привлечением сетевых тур операторов.
  • Комплексное развитие туристско-рекреационных кластеров и сети туристско-информационных центров.
  • Формирование положительного туристского имиджа города и продвижение крупных событийных мероприятий международного, российского и межрегионального уровня.
  • Развитие креативной индустрии.

Трансформация пространственного развития города Пскова

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

  • Выстраивание системы безопасности городской среды.
  • Создание привлекательной, безбарьерной и комфортной городской среды.
  • Развитие рекреационных, водных и зеленых пространств.
  • Поддержание города в чистоте и порядке.
  • Обеспечение экологической безопасности и защита от ЧС.

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ

  • Модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры.
  • Создание системы управления отходами и обеспечение чистоты городских территорий.
  • Развитие рынка качественного и комфортного жилья.
  • Проведение комплексного капитального ремонта жилищного фонда и обеспечение надлежащей эксплуатации инженерных сооружений.

РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ

  • Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры.
  • Обеспечение безопасной дорожной инфраструктуры.
  • Повышение уровня мобильности населения.

3 сценария развития

Стабилизационный сценарий

Предполагает инерционное развитие города. Ориентирован на восстановление, в перспективе, показателей социально-экономического развития, после значительного падения, до уровня начала 2020 года.

Сценарий комплексного развития

В основе — принцип устойчивого развития. Предполагает комплексное экономически, экологически и социально устойчивое развитие города.

Сценарий векторного развития

Предполагает ускоренное развитие отдельных стратегических отраслей — традиционных промышленных отраслей, туризма, цифровизации, реализации инфраструктурного потенциала города, образовательного кластера, логистических услуг.

Механизмы реализации стратегии

В стратегии определены организационно-управленческие и финансовые механизмы её реализации. Это объемный раздел, из которого мы выделили лишь некоторые максимально конкретные предложения — для общего понимания того, как авторы документа видят его претворение в жизнь.

  •  Реализация «Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года».
  •  Привлечение гражданского общества к мониторингу, контролю, оценке и актуализации стратегии.
  •  Разработка дополнительных муниципальных программ:

    — «Развитие туризма»;

    — «Развитие информационного общества и формирование цифровой экономики»;

    — «Эффективное управление финансами и оптимизация муниципального долга»;

    — «Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года».
  •  Инициирование соглашения с РЖД по включению в программу развития инфраструктуры пункта по организации высокоскоростного железнодорожного сообщения с Санкт-Петербургом и Москвой.
  •  Инициирование разработки проекта федерального Закона «О развитии исторических городов России».
  •  Инициирование разработки Программы развития туризма в исторических городах России
  •  Разработка проектов в рамках приграничного сотрудничества с Эстонией и Латвией.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

20 января 2021 года в Общественном пресс-центре ПЛН прошел онлайн-брифинг для журналистов, на котором представители администрации Пскова и разработчики стратегии ответили на вопросы о том, как планируется реализовываться все эти планы на практике, в чем практическая польза документа и каким образом его можно будет адаптировать под изменяющуюся ситуацию: