В январе 2012 г. впервые за многие годы не дорожали жилищно-коммунальные услуги – рост тарифов был отодвинут во времени подальше от мартовских президентских выборов. Однако иллюзия стабильности коммунальных платежей продержалась недолго: первое повышение состоялось 1 июля, с 1 сентября тарифы окончательно отыграли отставание от графика. А в будущем у коммунальных монополий появится еще один способ увеличения своей прибыли – правительство РФ планирует ввести понятие «социальной нормы потребления услуг ЖКХ».
Напомним, с 1 сентября повторно подорожали отопление от «Псковских тепловых сетей» (до 1267,38 рублей/1 Гкал) и водоснабжение и водоотведение (до 33,66 рубля за кубометр). Всего за 2012 год стоимость холодной воды выросла на 10%. Электричество, как и газ, дорожало только в июле – для городских жителей Псковской области тариф на электроэнергию составляет сейчас 3,03 руб/кВтч (на 17 копеек больше по сравнению с началом года), для сельских – 2,12 руб/кВтч (рост составил 12 копеек).
30 августа 2012 г. на заседании правительства РФ Минрегионразвития представило комплекс предложений по установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг. Идея заключается в том, чтобы заставить россиян, потребляющих слишком много воды и электричества (о газе и тепле пока речь не идет), платить заметно больше, чем умеренные потребители. Планируется дифференцировать тарифы: в пределах социальной нормы – одна стоимость ресурса, за верхним пределом – другая. Поощрение минимального, ниже социальной нормы, расхода не рассматривается.
Предлагаемые меры, по мнению Минрегионразвития, должны помочь в достижении как минимум трех целей:
Стимулирование энергоэффективного потребления коммунальных услуг. Это задача, которая ставится с самого начала коммунальной реформы, то есть уже не первое десятилетие.
Повышение эффективности системы социальной защиты населения. Декларируется учет интересов социально незащищенных групп населения; ощущение «повышения эффективности соцзащиты» возникнет, наверное, на фоне бешеного роста платежей для остальных граждан.
Снижение тарифной нагрузки на промышленных потребителей (объема перекрестного субсидирования). Имеется в виду, что цена на электроэнергию для оптовых покупателей, промышленных предприятий выше, чем для розничных, то есть населения. Конечно, производители закладывают стоимость ресурсов в цену своего продукта, что в итоге перекладывается на кошельки граждан. За счет снижения нагрузки перекрестного субсидирования, считает российское правительство, должны якобы понизиться цены на товары (альтернативные варианты, к примеру, снижение коррупционной нагрузки на бизнес, правительство РФ пока не рассматривает). Но, что тут сомневаться, в целом расходы жителей России не уменьшатся: заплатим в любом случае, если не в магазинах, так по электрическому счетчику.
Повышение энергоэффективности действительно крайне важно в России. Эксперты оценивают потенциал экономии потребления энергоресурсов до 40%. Это необходимо, в первую очередь, потому, что мощности отечественной энергосистемы фактически исчерпаны – об этом регулярно напоминал Анатолий Чубайс в бытность свою главой РАО ЕЭС. Реформа энергетики была затеяна именно в целях привлечения инвестиций в отрасль. Однако желаемого прорыва не произошло.
Снижение потребления – по сути, единственный способ, без ввода в строй новых электростанций, избежать дефицита электроэнергии и, следовательно, остановки экономического роста. Многие годы в регионах страны работают программы по стимулированию энергосбережения для бизнеса. По всей видимости, этих мер недостаточно, так что придется стимулировать обывателей. А тут самый действенный метод – бить рублем.
Социальные нормы потребления, несмотря на все здравые аргументы в их пользу, обладают огромным потенциалом лукавства. В нашей стране этот инструмент всегда использовался с одной целью – вытащить побольше денег из частных кошельков (в чем, судя по текущему опросу, уверено и большинство читателей ПЛН). Так, например, социальные нормы потребления воды, утвержденные Псковской городской думой, завышены – в этом убедились практически все псковичи, перешедшие на оплату по счетчикам. Электроэнергию по социальным нормам оплачивают, например, жильцы общежитий, где не поставлены счетчики в каждой комнате. На всех живущих в одном помещении насчитывается плата за определенное количество киловатт – и получается, что каждый член семьи отдельно оплачивает работу одной и той же лампочки, плитки, нагревателя. В итоге бедные семьи, вынужденные жить в общагах, платят за электроэнергию вдвое – втрое больше других горожан.
При введении социальных норм вкупе со счетчиками в проигрыше останутся, наоборот, одинокие (формально, по регистрации) люди – бессемейная молодежь, пенсионеры или гражданские супруги. Если в квартире зарегистрирована вся семья – нормативный объем недорогого электричества получится в разы больше, чем если в той же квартире прописан только один человек. Условно говоря, вчетвером оплачивать работу холодильника и телевизора, понятное дело, легче. Адекватность финансовой нагрузки будет зависеть от установленного размера социальной нормы. Здесь огромный простор для манипуляций, причем исключительно в пользу поставщиков энергоресурсов. Если установить невысокий размер нормы, например, на нижнем пределе среднего уровня потребления в регионе, то все, что сверху, автоматически превращается в сверхприбыль энергетиков. Слегка выровнять ситуацию могло бы снижение базового, социального тарифа от нынешнего уровня, но в такое что-то не верится.
Итак, главный вопрос – размер социальной нормы. Минрегионразвития говорит о том, что он «будет отдельно установлен в каждом субъекте Российской Федерации на основании методики расчета социальной нормы в электроэнергетике, разработанной Министерством регионального развития совместно с Министерством энергетики и Федеральной службой по тарифам». Опыт оплаты электричества по социальным нормам есть, например, во Владимирской области. Там сверхнормативное потребление дороже нормативного почти на 76 копеек при одноставочном тарифе и на 1,12 руб. при двуставочном. Социальная норма во Владимире на использование электроэнергии на хозяйственно-бытовые нужды составляет 50 кВтч на 1 члена семьи в месяц. Для пенсионеров – 100 кВтч. В домах, оборудованных электроплитами, где нет газа – 90 кВтч на 1 члена семьи в месяц. К слову, расход электроэнергии, например, в псковской однокомнатной квартирой с экономной электрической плитой (розетка на 220 ватт, а не на 380) этим летом составлял не менее 130 кВтч в месяц. Вообще, среднее потребление электричества, по наблюдениям диспетчеров «Псковэнергосбыта», составляет около 150 кВтч.
По плану министерства, переход на потребление электроэнергии по социальным нормам состоится в нескольких пилотных регионах с 2013 года. С 2014-го также пилотным образом попробуют ввести соцнормы на воду. Затем этот опыт будет проанализирован, и с 2015 года социальные нормы на потребляемые ресурсы планируется внедрить по всей стране.
Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)
Электронное периодическое издание. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-42756 от 25 ноября 2010 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Гражданская пресса"
Полное использование материалов сайта запрещено. При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на сайт «Псковская лента новостей» обязательна