Анекдот в тему. Министр звонит владельцу крупной подрядной дорожной организации:
- Ты что себе позволяешь: турки предлагают за контракт по строительству дороги миллион, немцы – два, а ты – три?!
- Я всё правильно посчитал: миллион тебе, миллион мне, а за миллион турки дорогу и построят.
Возможно, информация о случае уже не анекдотичном и случившемся реально в нашем городе, так бы и ушла в песок истории, если бы непосредственные участники сами не позаботились о предании её огласке. Правда, они, судя по избранным форме и способу гласности, рассчитывали явно на похвалу в свой адрес. А как иначе расценить уже порядком подзабытую пресс-конференцию, состоявшуюся 18 февраля этого года, на которой пролился свет на светофорную историю.
Козырной картой этой пресс-конференции стало заявление о том, что на сэкономленные при проведении конкурса по обслуживанию светофорных объектов восемь с половиной миллионов рублей будет проведена замена оборудования на ряде перекрестков, причём именно на тех, которых в плане работ на нынешний год изначально не было. Дескать, вот как здорово получается: и контракт будет исполнен и, как с куста, свалилось ещё столько денег. Практически, это была публичная заявка, если не на почётную грамоту, то на премию точно. Однако…
Чтобы с декабря 2013 по 30 ноября 2014 года светофоры в городе работали, по крайней мере, не хуже, чем до этого, объем работ по их обслуживанию управление городского хозяйства выставило на конкурс с начальной ценой контракта равной одиннадцати миллионам рублей. Примерно в такую сумму городу обходились эти работы год назад. Вероятно, что специалисты управления как-то готовы были обосновать эту цену, тем более что в конкурсной документации, вроде как изначально и в полном объеме предполагается калькуляция всех необходимых затрат.
Наверное, при грамотной организации работ, при хорошем руководстве и толковых специалистах действительно возможна некая экономия средств при выполнении практически любого вида деятельности. Правда, чаще приходится сталкиваться с тем, что у нас экономят совсем не там, где надо, а особенно часто на людях.
Вполне вероятно, что аукцион не только теоретически, но и практически мог оказаться успешно проведённым и признан состоявшимся даже если бы один из участников предложил максимальную цену хотя бы на рубль меньше заявленной. Но вмешался его величество случай. На конкурс в этот раз вышел участник дотоле не заявлявшийся и, строго в соответствие с федеральным законом, он и был объявлен победителем. Трудно предположить, что ООО «Монтаж СК» работает себе в убыток. Трудно представить, что оно занимается особым родом благотворительности по отношению к городу и его бюджету. Трудно потому, что победитель предложил цену в два миллиона рублей или в пять раз ниже от заявленной?! В такой ситуации не только исключен, но просто даже неуместен намек на какой-то сговор.
Да, все кто связан с дорогами, будь то водитель или пешеход, помнят, что первые дни, недели и даже месяцы с приходом нового подрядчика складывались нервозно для участников движения и трудно для него самого из-за многочисленных случаев выхода светофоров из строя. Причём на самых оживлённых перекрестках и часто одновременно. Потом в этом начала просматриваться даже некая закономерность. Безусловно, это добавило хлопот госавтоинспекторам. Но в итоге без особого ажиотажа, терпеливо и планомерно ситуация выправилась… за те же самые деньги.
Конечно, замечательно, что у города в итоге появятся ещё несколько новых светофоров – их надо бы по-хорошему ещё больше и больше. Но у меня, просто как у налогоплательщика, почему не может возникнуть вопрос: господа хорошие, а расчёт цены на остальные аукционы тоже составляется с таким запасом прочности или это редкое исключение из правила?!
Кстати, о правилах. С кем ни поговори, кто так или иначе связан с этим процессом, и не важно, где он работает: в муниципальной структуре или в федеральной, - исход один. Если при прежнем, 94-ом, законе, к которому уже более-менее привыкли, люди работали как машины от срока к сроку, то теперь это стало одной непрекращающейся каторгой.
Честно признаюсь, садясь за эти короткие заметки, хотел в конце написать следующее: … Будь моя воля, я бы выбросил этот закон (в прежней ли редакции, в новой ли) и вернулся к старой, привычной, советской практике, когда были те же самые заказчики и подрядчики, когда были прямые договоры, и всё строилось, ремонтировалось, оснащалось, освещалось, лечилось, училось… . А потом понял, что буду противоречить сам себе. А что, если и та практика была не только «привычной», но и тоже столь же порочной?! И уж точно, что нет худа без добра. Ведь, если бы не этот злополучный аукцион, и я, и все мы так и продолжали бы жить в неведении, а, точнее, уверенные в том, что обслуживание светофоров в городе на этот год и впрямь стоит 11 миллионов с хвостиком?! А, оказывается, хватает двух с копейками…
Евгений Самуйлов